Цели:
- расширить кругозор учащихся о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа;
- усилить мотивацию для изучения истории символики родной страны.
Оборудование:
- мультимедиапроектор,
- презентация «За семью печатями»,
- бланки для печатей,
- грамоты,
- печать.
Организация:
- в игре принимают участие команды 4А и 4Б классов по 7 человек;
- ведущий задаёт вопрос, команда обсуждает его и вписывает ответ в бланк ответов.
- время обсуждения вопроса говорит ведущий;
- команды дают ответ, за правильный ставится печать;
- выигрывает та команда, которая набирает большее количество печатей..
Ход игры
Звучит песня «С чего начинается Родина?» с показом фото родных мест.
Ведущий 1.
Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас на нашей творческой игре.
Когда мы произносим с вами звучное слово – Родина, задумываемся ли мы о том, что такое Родина? (высказывания детей)
У меня в руках документ «Свидетельство о рождении». Как вы думаете, что в нём записано? (высказывания детей)
Этот важный документ говорит не только о факте появления на свет, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны.
Скажите, гражданами какой страны, какого государства вы являетесь? (высказывания детей)
Слайд 1 (карта России)
Ведущий 2.
Как вы думаете, чему будет посвящена наша игра? (высказывания детей)
Сегодня мы проведём интеллектуально – творческую игру «За семью печатями», в которой речь пойдёт о нашей Родине и её символах. Мы надеемся, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете, что - то новое и интересное.
Слайд 2
Объяснение правил игры.
- В игре принимают участие команды 4А и 4Б классов по 7 человек;
- Ведущий задаёт вопрос, команда обсуждает его и вписывает ответ в бланк ответов.
- Время обсуждения вопроса говорит ведущий;
- Команды дают правильный ответ, за правильный ответ ставится печать;
- Выигрывает та команда, которая набрала большее количество печатей.
Ведущий 1.
А что есть у каждого государства? (символы)
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления. Так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о Дании мы видим русалочку.
Какие символы России вы можете назвать? (высказывания детей)
Слайд 3 (карта России, картинки берёзы, матрёшки, флага России, герба России, балалайки, Храм Василия Блаженного, Статуя Свободы (США)
1 задание.
На экране вы видите символы стран.
Внимание вопрос: какой из этих символов не относится к России? (Статуя Свободы США) – на обсуждение полминуты.
печать
Символов России много – это берёза, матрёшка, флаг России, герб России, балалайка, Храм Василия Блаженного, Красная площадь…
Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции.
Слайд 4 (всё + гимн)
Какие из предложенных символов являются государственными? (герб, флаг, гимн)
Ведущий 2.
Флаг
Слайд 5 (слово флаг)
Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня. Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти страны.
В России существует праздник, который торжественно отмечают 22 августа, – день Государственного флага РФ.
Слайд 5 (+ 22 августа день гос. флага РФ)
2 задание.
Найдите конверт 1. В нём лежит лист, на котором изображен прямоугольник. Раскрасьте его цветами Государственного флага РФ – на выполнение 1 минута.
печать
Слайд 5 (+ рисунок флага)
Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце 17 века на первом боевом корабле «Орёл». Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввёл Пётр Первый.
Ведущий 1.
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете белом.
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в синий.
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под знаменем Победы ярко красным.
Ведущий 2.
3 задание.
Перед вами лежит конверт 2.
Из трёх вариантов выберите тот, который раскрывает значение цветов на флаге. Какое толкование цветов государственного флага вам представляется более убедительным. – на выполнение 1 минута.
А) белый – чистота, верность, честность; синий – небо, верность, честность; красный – отвага, мужество, героизм.
Б) белый – верность; синий – мир, правда; красный – красота, удаль.
В) белый – богатство; синий – величие, ясность; красный – надежда, свобода.
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означает отвагу, мужество, героизм, смелость. Белый и синий были цветами русской православной церкви. Синий цвет – небо, верность, честность. Белый – чистота, совершенство, мир.
печать
Слайд 5 (флаг со словами)
Ведущий 1.
А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас,
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Ведущий 2.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий – Украины цвет,
Белый – Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Флаг – символ страны родной
Помните, пожалуйста!
Ведущий 1.
Слайд 6. (слово герб) Герб.
Гербы возникли очень давно. Они есть у государств, областей, районов, городов, а также у отдельных семей и даже лиц.
4 задание.
Блиц-опрос.
Вам предложены вопросы, какая из команд даст больше правильных ответов, та и заработает печать. Ответив правильно на вопрос, команда достаёт из конверта 3 фрагмент рисунка.
Слайд 6 (по очереди появляются вопросы)
- Что такое герб? (эмблема государства)
- Различают несколько форм щитов. Слайд 6 (формы) Какую форму имеет щит герба РФ ? (4)
- Использовались цвета : красный, зелёный, голубой, чёрный, пурпурный. Какого цвета щит РФ? (красного)
- Какая птица изображена на гербе России? (орёл)
- Сколько голов у птицы изображено на гербе России? (2)
- Сколько корон на гербе России? (3) Почему голов 2, а корон 3 ? (союз республик, краёв, областей, из которых состоит РФ) Слайд 7 (картинки 6 серп и молот, щит и меч, скипетр и держава, штык и перо).
- Что держит двуглавый орёл в лапах?
- Что изображено на груди Орла? (на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона).
печать
5 задание.
Возьмите конверт 3.
Из фрагментов составьте герб России.
Слайд 8 (герб)
Печать
Ведущий 2.
Вывод. На герб посмотрим здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл ли враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
6 задание.
«Чёрный ящик».
В чёрном ящике лежит предмет, на котором есть изображение двуглавого орла. Что это за предмет?
Подсказка: это государственный знак, вы его видите каждый день, он есть у каждого в доме (монета)
печать
Где ещё можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях, официальных бумагах)
25 лет назад я окончила школу и получила аттестат о среднем образовании. Подумайте и скажите, есть ли на моём аттестате изображение герба России?
(Нет, есть изображение герба СССР, в 1991 г. СССР перестал существовать как государство, Россия стала самостоятельным государством).
Ведущий 1.
Гимн.
Назовите государственный символ страны, сопровождаемый музыкой? (гимн)
Что такое гимн? (высказывания детей)
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.
Кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (музыка Александра Васильевича Александрова, слова – Сергея Владимировича Михалкова)
Слайд 9.
Кто такой С.В.Михалков?
(Родился в 1913 году, писал стихи для детей «Дядя Стёпа», «А что у вас?» и др. пьесы, басни).
Когда звучит гимн РФ?
(На торжественных церемониях, по радио перед началом и после окончания передач, в новогоднюю ночь, в праздники).
8 задание.
Слайд 10. (записан припев из гимна, в котором пропущены слова).
Вставьте пропущенные слова.
Славься, Отечество, наше свободное,
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
печать
Послушайте несколько вариантов музыки гимнов нашей страны. Какая из них является музыкой современного российского гимна?
(Интернационал, гимн России, Боже, царя храни!)
Ведущий 2.
Вывод.
На этом наша игра завершается. Пришло время подвести итог нашей игры. (Подсчёт количества печатей, награждение).
Надеемся, что наша игра не пройдёт для вас бесследно. Мы лишь немного затронули тему истории государственной символики нашей Родины – России. Вам, ребята, предстоит узнать ещё много нового и интересного. Нам бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной.
(прослушивание музыки с просмотром слайдов видов России).