Цели урока:
- подготовка к ГИА по теме: «углы, связанные с окружностью»;
- вывод формул длины окружности и площади круга;
- повторение темы «нахождение радиуса окружности»;
- развитие вычислительных навыков.
Ход урока
1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
- на каждом этапе сегодняшнего урока ваша деятельность будет оценена баллами, в конце урока каждый получит отметку.
2. Разминка.
- как обычно, начнём с подготовки к ГИА. Выполнение небольших заданий поможет настроиться на работу. Вашему вниманию предлагаются задачи из сборника по теме: «углы, связанные с окружностью». Вы отвечаете на мои вопросы и показываете, какова степень усвоения вами материала (см слайд 1 приложения 1)
1)
- какова градусная мера дуги АС? (360° – 120° – 80° = 160°)
- как называется АВС? (вписанный)
- свойство вписанного угла? (он равен половине дуги, на которую опирается)
- градусная мера АВС? (½·160° = 80°)
2)
- найдите градусную меру дуги МК (30° ·2 = 60°)
- найдите градусную меру дуги NК (360° – 125° – 60° = 175°)
3)
- как называется АВС? (вписанный)
- как называется АОС? (центральный)
- сравните их градусные меры (АОС в 2 раза больше)
- градусная мера АОС? (75° ·2 = 150°)
4)
- как называется АОD? (центральный)
- как называется DСА? (вписанный)
- опираются ли они на одну дугу? (нет)
- как найти градусную меру соответствующего центрального угла? (360° – 130° = 230°)
- найдите градусную меруDСА (230° : 2 = 115°)
5)
- определите вид ΔРОS (равнобедренный, РО = SО = R)
- каким свойством равнобедренного Δ нужно воспользоваться? (Р = S = 47°)
- как найти искомый угол? ( сумма углов Δ равна 180°, 180° – 47° – 47° = 86°)
6)
- какова градусная мера С (90°, т.к. он опирается на диаметр)
Итог этапа. Подсчёт процентного отношения ответов. Рекомендации. Выставление баллов в итоговую таблицу (см. приложение 2)
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодняшняя тема занятия – длина окружности и площадь круга. Эти понятия хорошо вам знакомы из курса математики 6 класса и формулы знакомы. Наша задача – доказать истинность этих формул. Затем мы прорешаем несколько стандартных задач на эту тему. Заключительная часть урока, как обычно, повторение в рамках подготовки к ГИА. Вы должны будете выполнить тестовые задания по теме: «нахождение радиуса окружности».
4. Проверка домашнего задания.
- что было задано?
- какие формулы потребовались для решения задачи?
- Заполнение таблицы ответами (листочки с незаполненной таблицей лежат на столах учащихся,) после чего производится самопроверка по образцу (см слайд 2 приложения 1), неправильные ответы зачёркиваются.
N | R4 | r4 | a4 |
1 | 3 | 6 | |
2 | 2 | 4 | |
3 | 4 |
- Проверка у доски построения правильных многоугольников, вписанных в окружность (1 человек выполняет построение и комментирует).
Итог этапа. Подсчёт количества верных ответов. Выставление баллов в итоговую таблицу.
5. Изучение нового материала (см. слайд 3 приложения 1)
1) рассмотрим периметры вписанных в окружность многоугольников:
Pn = n· An = n· 2R
pn = n· an = n· 2r
С
= π = π C = 2πR -чему равно p? (»3,14)
2) если теперь рассматривать площади вписанных многоугольников, получим формулу площади круга:
S = πR2
-как запомнить? (см слайд 4 приложения 1)
Чтоб площадь круга знать,
Не надо ум тревожить:
Лишь π на R2
Всего и надо множить!
6. Закрепление. Решение стандартных задач, встречающихся в ГИА по теме «длина окружности и площадь круга»
- учащиеся по одному выходят к доске, решают предложенные задачи (см слайд 5 приложения 1)
- R = 4 C - ? S - ? (8π, 16p)
- C = 18π R - ? (9)
- C = 6,28 R - ? (1)
- S = 49π R - ? (7)
Итог этапа. Выставление баллов за верное решение в итоговую таблицу.
7. Повторение. Выполнение тестовых заданий по теме: «нахождение радиуса окружности».
№1.
ВО = 7, АВ = . R - ?
- 4
- 3
- 5
- 2
№2.
ВК = 12, КС = 9. R - ?
- 5
- 7,5
- 15
- 2
№3.
NO = 8, NOM = 60°. R - ?
- 4
- 16
- 10
- 6
№4. S = 36π R - ?
Ответ_______
№5. C = 100π R - ?
Ответ_______
- фронтальная проверка по ключу: 3), 2), 1), 6, 50.
Итог этапа. Выставление баллов за верное решение в итоговую таблицу.
8. Итог урока. Вопросы учащимся.
- какую тему изучали?
- назовите формулу длины окружности
- назовите формулу площади круга
- производится подсчёт баллов, заработанных учащимися, выставляются оценки.
9. Домашнее задание.
- п. 110, 111 (вывод формул) , №1101, №1114
- индивидуальные задания по сборнику (карточки).