Цель:
- Восприятие целостного представления об оперном спектакле, развитии музыкальных образов, структуре отдельных номеров.
- Наполнение категориями: опера, увертюра, ария, хабанера, рондо, рефрен.
- Воспитание художественного вкуса учащихся, расширение музыкального кругозора.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск «Энциклопедия классической музыки», карточки (на каждого ученика)
ХОД УРОКА
Учитель: Мы сегодня поговорим об одном из интереснейших и неординарных композиторов, представителе французского романтизма Жорже Бизе (на экране фотография композитора).
Сообщения учащихся: Биография Жоржа Бизе.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о каком произведении Ж. Бизе мы будем говорить сегодня?
Ученики: Может о «Кармен»?
Учитель: Каковы задачи нашего урока?
Ученики: Послушать музыку из оперы. Поговорить о ней. Узнать что-то новое. И интересное.
Учитель: Молодцы, ребята.
Одним из первых музыку «Кармен» оценил П.И.
Чайковский: «Опера Бизе – шедевр. Одна из тех
немногих вещей, которым суждено отразить в себе в
сильнейшей степени музыкальные стремления целой
эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой
популярной оперой в мире». Эти слова оказались
пророческими.
Сообщения учащихся: Фабула оперы.
Учитель: Послушайте первый фрагмент из оперы – «Хабанеру».
Задание: Определите состав исполнителей. Постарайтесь понять характер и настроение героини и музыки. Попробуйте дать ответ: Что такое хабанера?
Слушание: «Хабанера» (фрагмент – Диск «Энциклопедия классической музыки» – аудиофрагмент).
Учитель: Понравился вам номер? Кто слышал эту музыку раньше? Назовите исполнителей
Ученики: Женский голос. Высокий. Хор смешанный.
Учитель: Давайте посмотрим, правы вы или нет.
Просмотр видеофрагмента «Хабанеры» (см. там же)
Учитель: Солистка – Елена Образцова – лучшая Кармен XX века словам музыкальных критиков. Её голос – меццо-сопрано. Запишите.
Словарная работа: Меццо-сопрано (см. там же – раздел «Словарь»).
Учитель: А что такое хабанера? Что услышали в музыке?
Ученики: Танцевальный ритм, страсть и экспрессию.
Словарная работа: Хабанера (см. там же – раздел «Словарь»).
Учитель: Слушаем второй фрагмент – «Куплеты Тореадора». Кто такой тореадор?
Ученики: Тореадор – участник боя быков на арене цирка.
Учитель: От Toro – бык. Тореадор наносит последний, смертельный удар шпагой.
Задание: Определите состав исполнителей.
Слушание: «Куплеты Тореадора»
Учитель: По вашим улыбкам вижу, что музыка знакома. Понравился номер? Чем интересен?
Ученики: Энергичный. Маршевый. Красивый голос и музыка.
Учитель: Кого в этом фрагменте услышали?
Ученики: Мужской голос. Не очень высокий. Мужской хор.
Словарная работа: Баритон (см. там же – раздел «Словарь»).
Физическая минутка: Упражнения: «Ленивая восьмёрка» и «Перекрёстные шаги» (из программы «Гимнастика мозга»).
Учитель: Вспомните, пожалуйста, что такое увертюра и когда в опере она звучит? (проверка домашнего задания на повторение материала 5-го класса)
Словарная работа:
Ученики: Увертюра – оперное вступление, исполняемое оркестром. Звучит в самом начале оперы.
Учитель: Увертюра звучит часто при закрытом занавесе. Она является началом оперы или вступлением, после которого начинается оперный спектакль, как вы думаете?
Ученики: Это – начало оперы.
Учитель: Да. Это не только начало
оперы. Ее можно назвать кратким содержанием
музыкального спектакля, т.к. она знакомит нас с
темами главных героев.
Прослушайте одну из интереснейших увертюр. Это
самое короткое оперное вступление в мире
оперы.
Слушание: Увертюра к опере «Кармен» ( Диск «Энциклопедия классической музыки» – аудиофрагмент).
Учитель: Музыка знакома. Она многим нравится.
Ученик: У меня она есть на мобильном телефоне (воспроизводит с мобильного телефона).
Учитель: Что-нибудь знакомое услышали в музыке?
Ученики: Куплеты Тореадора. Здесь повторяется одна часть.
Учитель: Совершенно верно. Одна часть не просто повторяется, а с нее начинается увертюра…
Ученики: И ею же заканчивается. А ещё она звучит в середине.
Учитель: При повторном слушании разложите геометрические фигурки, находящиеся в ваших конвертах, по количеству частей:
Повторное слушание Увертюры.
Работа с раздаточным материалом.
Учитель: Как вы думаете, что означает «R»?
Ученики: Может быть, повтор.
Словарная работа: Рефрен (см. там же – раздел «Словарь»)
Учитель: Прочтите и запишите в тетради, что такое рефрен. В какой форме написана данная увертюра?
Ученики: В форме Рондо.
Учитель: Что такое рондо?
Ученики: Конфеты.
Учитель: Верно. Какая форма у этих конфет?
Ученики: В основном, круглая.
Учитель: Так, что значит слово рондо?
Ученики: Круг.
Учитель: Посмотрите на свои фигурки и постройте из них форму рондо.
Ребята самостоятельно проверяют друг у друга выполнение задания и оценивают.
Учитель: Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке?
Ученики: Оперой «Кармен». Композитор Жорж Бизе.
Учитель: Какой музыкальный фрагмент понравился вам? А самые активные участники урока получат сладкий приз. Как вы думаете, какой?
Ученики: Конфеты «Рондо».
Угощение конфетами «Рондо» самых активных участников урока (а это как правило почти все ребята в классе).
Учитель: Спасибо за урок, ребята. До новых встреч с музыкой.
Ученики: И со сладкими призами.
Литература:
1. Музыканты и композиторы. Краткий
биографический словарь. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.
2. 111 опер. Справочник-путеводитель. – С-П.:
«Культ Информ Пресс», 2000.
3. Л. Тарасов. Музыка в семье муз. Очерки. – Л.:
«Детская литература», 1985.