Ориентация на рынке товаров и услуг

Разделы: Экономика


Цели урока: 

  • познакомить учащихся с классификацией вещей с целью покупки, с правилами покупки, свойствами товаров, дать понятие новым терминам «маркетинг», «реклама», научить расшифровывать штриховой код;
  • сформировать экономическое мышление, культуру потребления;
  • способствовать воспитанию бережливости, экономности и бережного отношения к семейным ресурсам.

Тип урока:  урок сообщения новых знаний.

Наглядные пособия:  таблицы, образцы рекламы.

Оборудование и материалы: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Словарь: маркетинг, потребность, реклама, штриховой код.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Проверка готовности учащихся к уроку

2. Сообщение темы и цели урока (Приложение. слайд 1).

II. Изучение нового материала

1. Словесно-иллюстративный рассказ

Рассказ сопровождается презентацией.

Покупка вещей или продуктов – фокус, в котором собираются многие лучики экономической деятельности в семье. Покупке должна предшествовать кропотливая и долговременная подготовка. Спешка в покупке разорительна. В семьях сусуществуют два подхода к совершению покупки: одни покупают все, что хочется, другие покупают то, что нужно. Второй подход более правильный. Некоторые покупки можно и не делать, если хозяйство ведется разумно. Что-то можно изготовить дома самостоятельно.  Все эти проблемы решает домашний маркетинг.

(Приложение 1, слайд 2).

Маркетинг (англ. marketing, market – рынок) как наука дает знание о рынке, законах его функционирования, поведении покупателей на рынке. Поэтому знание его основ необходимо всем. Маркетинг, обычно, рассматривается как один из видов деятельности человека, направленный на удовлетворение человеческих потребностей. В связи с этим исходной идеей маркетинга является идея человеческих проблем.
Нужда – это чувство, которое чувствует человек при недостатке чего-либо. Это чувства:
– физиологичные (потребность в одежде, жилье, безопасности, еде);
– социальные (в духовной близости, влиятельности, благосклонности);
– личные (в знаниях и самовыражении).
Они объективны. И человек всегда ищет пути их удовольствия или стремится заглушить их.

(Приложение 1, слайд 3).

Потребность – необходимость, которая принимает специфическую форму в соответствии с культурным уровнем, социальным окружением и собственно личностью индивидуума. Потребности практически безграничны, но ресурсы для их удовольствия ограничены. Поэтому человек будет выбирать только те товары, которые лучше всего удовлетворяют ее в рамках его финансовых возможностей.

Спрос – потребность, подкрепленная покупательными способностями индивидуума.

Товар – это то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Дословный перевод маркетинга – рынок. Но рынок – это не обязательно конкретное место, где осуществляются конкретные соглашения. Современная техника связи и транспорт дают возможность покупателю вечером дать объявление по телевизору, утром по телефону собрать сотни заказов, а через день все товары разослать почтой. Физический контакт с покупателями не обязателен. Понятие «рынок» подводит к понятию «маркетинг».
Все подлежащие покупке вещи можно разделить на четыре группы: (Приложение 1, слайд 4).

Уровень потребностей Характеристика группы вещей
Срочные Вещи, которые следует купить немедленно. (Срочность определяется жизненной необходимостью вещи или внезапно возникающей потребностью в ней).
Обязательные Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена.
Желательные, но не обязательные Вещи улучшенного качества, повышенной комфортности.
Престижные Эксклюзивные вещи.

Возвращаясь к домашнему маркетингу, можно предложить следующие этапы совершения покупок: (Приложение 1, слайд 5).

  1. Составление  списков необходимых товаров.
  2. Сбор информации.
  3. «Привязка» списка к соответствующим магазинам.
  4. Момент совершения покупки.
  5. Оценка приобретенного товара или услуги.

(Приложение 1, слайд 6).

Перед тем, как осуществить какую-либо покупку, необходимо знать правила покупки:

– изучите конъюнктуру рынка;
– сохраняйте чек;
– проверяйте исправность товара;
– сомневаетесь в товаре – не покупайте;
– проверяйте правильность заполнения;
– гарантийного талона.

Чтобы верно оценить качество товара, нужно составить потребительский портрет вещи, который учитывает свойства товара: практичность, удобство, красоту, новизну, оригинальность, сочетаемость с уже имеющимися вещами и ценность.  (Приложение 1, слайды 7, 8). А сейчас проведем физминутку.

Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения

(Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги  под ступнями опираются на пол, голова в одном положении , работают только мышцы глаз.)

Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», « мама», «дом», «трава» –
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят.
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы.
К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два. три, четыре, пять
Можно глазки открывать!

(Можно использовать различные комплексы упражнений, здесь приведен пример снятия усталости с глаз, т.к. использовался проектор).

2. Анализ необходимости покупки

Практическая работа.

Задание:

1) Составить список и рассчитать затраты на приобретение срочных и необходимых вещей для учащихся 7 класса на новый учебный год.
2) Составить список и рассчитать затраты на приобретение обязательных вещей для учащихся 7 класса на новый учебный год.

Каждой группе предоставить право обсудить список вещей, которые необходимо приобрести,  учитывая  свойства товаров.

3. Информация о товарах, реклама, штриховой код

Как мы уже говорили, прежде чем купить какой-либо товар, необходимо собрать информацию о его потребительских качествах. Информация о товарах играет немаловажную роль.

Откуда же мы можем почерпнуть достоверную информацию о технических и эксплутационных качествах вещи? Источниками информации о товарах и услугах являются:

– средства массовой информации;
– выставки товаров и услуг;
– реклама;
– символы на этикетках, вкладышах, упаковках;
– инструкции с описанием качества товаров.

Наиболее подробно рассмотрим рекламу. (Приложение 1, слайд 9).

Реклама – процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа-каналов или иными способами.

Цель рекламы – донесение информации от рекламодателя до целевой аудитории.

Задача рекламы – побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т. п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).

Виды рекламы

По законодательству Российской Федерации согласно объекту рекламы

  • коммерческая реклама;
  • социальная реклама, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;
  • политическая реклама (в том числе, предвыборная).

По месту и способу размещения (Приложение 1, слайд 10)

Разновидность уличной рекламы

  • Телевизионная (ролик в рекламном блоке, виртуальная реклама, бегущая строка, телеобъявление, спонсорство).
  • Радио (ролики, реже «джинса» – «на правах рекламы»).
  • Печатная (различают рекламу в прессе и прочую: принты, листовки, наклейки, визитки).
  • Наружная
    • Троллы (от англ. troll) – двусторонние рекламные конструкции, горизонтально расположенные над проезжей частью на вертикальных опорах, оборудованы подсветкой изнутри, за счёт чего очень эффективны в тёмное время суток. Подсветка обычно осуществляется люминесцентными светильниками.
    • Биллборды (от англ. bill board) – отдельные щиты с рекламными плакатами 3х6 м, 4х8 м.
    • Суперсайты – отдельностоящие щиты с рекламными плакатами, как правило, размером 5х12 м.
    • Ситилайт (от англ. citylight) – тротуарное панно. Конструкция, устанавливаемая на тротуарах и вдоль проезжей части. Снабжена подсветкой.
    • Брандмауэр – огромный плакат или щит на стене здания.
    • Стритлайн (от англ. streetline), шалаш, штендер – выносная складная конструкция с информацией на одной или двух рекламных поверхностях. Изготавливается из металла или пластика. Типичный размер: 1,35х0,6 м, форма рекламного поля – арка или прямоугольник. Устанавливается на тротуаре.
    • Бизнес-карты (от англ. business cards) – чаще всего, конструкция из металла или пластика в виде панно. Содержит определенное количествово ячеек, в которых располагается печатная рекламная продукция в формате 5х9 Приложение. Применяется в торговых центрах, в кинотеатрах, в розничных сетях.

(Приложение 1, слайд 11)

Приведен пример рекламы, которую создали учащиеся . Определите вид этой рекламы.
На многих изделиях – от жевательной резинки до телевизора – вы всегда увидите ряд цифр, а над ними – черные полосы разной ширины. Что это за загадочные штрихи? В развитых странах применяется кодирование информации о всех параметрах производственной продукции с помощью разработанной международной системы. Штихкод выполняет несколько функций, но основные из них – контроль качества продукции и ее соответствие заданному образцу. Давайте попробуем разобраться, какая информация скрывается за зеброй? Рассмотрим конкретный пример.

(Приложение 1, слайд 12)

  • 4601174112528
  • 46 – страна изготовления продукта
  • 01174 – предприятие-изготовитель
  • 11252 – наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет
  • 8 – контрольная

Штриховой код помогает продавцу грамотно, квалифицированно и качественно обслужить покупателя. Если товар оказался некачественным, покупатель, обратившись к продавцу, может установить фирму – поставщика данного товара и предъявить ей свои претензии. Качество товара можно определить самостоятельно, выполнив несложные математические действия.

(Приложение 1, слайды 13-15)

8690504035008

  • Сложить цифры, стоящие на четных местах:

6 + 0 + 0 + 0 + 5 + 0 = 11

  • Полученную сумму умножить на 3:

11 * 3 = 33

  • Сложить числа, стоящие на нечетных местах без контрольной цифры:

8 + 9 + 5 + 4 + 3 + 0 = 29

  • Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:

33 + 29 = 62

  • Отбросить десятки: 2
  • Из 10 вычесть полученное в пункте 5:

10 – 2 = 8

Контрольная цифра – 8,  можно сделать вывод – данный товар качественный.

Штриховое кодирование успешно применяется: в библиотечном деле; в фармацевтике; на конвейерах; на складах; в перевозках; при хранении деловой документации.

А теперь проведем упражнения на релаксацию.

Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию проводятся в течение 3–5 минут.

1. «Роняем руки»

Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения. Можно подсказать детям образ: руки – висят, как веревочки.

2. «Трясем кистями»

Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

3. «Стряхиваем воду с пальцев»

Исходное положение – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

4. «Поднимаем и опускаем плечи»

Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

5. «Твердые и мягкие руки»

Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы – от плеча до концов пальцев. Затем, не опуская рук, ослабляют напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

6. «Мельница»

Дети описывают рукам и большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

4. Вычисление штрихового кода

Практическая работа

Задание:

Рассчитать по образцу штриховой код канцелярских товаров (тетрадь, ручка, дневник).

III. Итог урока

1. Закрепление изученного материала в виде викторины (Приложение 2)

2. Выводы по теме урока

Итак, какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока? Что вы узнали нового? Как вы будете применять эти знания?

3. Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание:

группа «В»: выучить конспект, рассчитать по образцу штриховой код любого товара;
группа «А»: создать рекламу продукции своей семьи, подготовить сообщение «Штриховые коды различных стран мира».