Цели:
- Обучающая – ознакомление с историей национальной валюты России;
- Воспитательная – развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;
- Развивающая – создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через познание значения национальной валюты.
Адресная группа: учащиеся 9-10 класса.
Предварительная работа: подготовка раздаточного материала, создание мультимедийной презентации.
Материал и оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал (аппликации), ножницы, клей, карандаши, маркеры.
ХОД ЭКСКУРСИИ
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в «Монетный двор» и познакомимся с историей национальной валюты. (Приложение 1)
День сегодня не простой,
День сегодня праздничный
Позову вас за собой
В мир особый, сказочный
Увлекательный полет
Вас, друзья, сегодня ждет.
– Что это?
– Какое необычное послание!
– Наша экскурсия началась. Мы с вами в далеком
прошлом.
– Мы так часто имеем дело с деньгами, что даже не
задумываемся об их многовековой истории. Ребята,
а вы знаете, как выглядели первые деньги? (Ответы
детей: перья птиц, табак, пшено)
– Вы абсолютно правы, в качестве первых денег
люди использовали продукты, которые они
обменивали на нужные им вещи.
– Это были птичьи перья, зерно, табак, сушеная
рыба, ракушки и т.д.
– Шло время. Значимость таких денег постепенно
утрачивалась и поэтому в 8-7 веках до н.э. роль
денег стали играть цветные металлы – золото и
серебро.
– Прошло немало времени, прежде чем слитки
превратились в монеты. Чтобы их нельзя было
подделать, слитки стали клеймить.
– На них стали отображать место изготовления –
город или государство, символы власти. Эта
традиция продолжается в настоящее время. Ребята,
а как называются российские деньги, которыми мы
используем? (Ответы детей: рубль, копейка,
банкнота (билет банка России)
– Правильно, а вы знаете, откуда произошло
название рубля и копейки? Действительно, своё
название рубль получил от глагола «рубить»,
когда большой слиток серебра рубился на
несколько частей. Копейка вошла в обращение на
Руси в XVI в. И получила свое название по
изображенному на ней всаднику с копьём – Георгию
Победоносцу.
– А вы знаете, где изготавливают деньги в
настоящее время? (Ответы: в Монетном дворе)
– Молодцы! Первый монетный двор был основан 12
декабря 1724 года. В этом году исполняется 285 лет со
дня основания монетного двора. В 1899 году к
175-летию монетного завода была выпущена медаль с
лаконичной надписью: «Основан повелением
императора Петра I в 1724 году». Своим именным
указом Петр Великий повелел «золотую монету в
Санкт-Петербурге делать в крепости». В это же
время появилась аббревиатура «с.п.б.»
В 1922 году на Монетном дворе началась чеканка
советской монеты. В настоящее время
Санкт-Петербургский монетный двор – старейшее
предприятие знаменитого объединения «Госзнак».
Валюта Российской Федерации охраняется ее
главным законом – Конституцией. Существует
закон, который предусматривает уголовную
ответственность за несанкционированное
изготовление национальной валюты.
В тоже время во избежание подделок, разработана
система защиты денежных знаков.
Знаете ли вы, какие существуют степени защиты
наших денег? (Ответ детей)
Как мы сегодня с вами убедились, за многовековую
историю российские деньги претерпели множество
изменений и какими они будут через 100, 1000 лет – не
знает никто!
Сейчас Вам предоставляется возможность создать
эскиз будущей купюры.
Работать будем в группах. Перед вами раздаточный
материал – эскизы памятников архитектуры и
искусства, номинал валюты, деятели культуры,
известные политики, ножницы, клей, карандаши: все
это вы можете использовать при создании валюты
будущего.
Вспомните о технике безопасности при работе с
ножницами.
Кто пожелает, может выполнять работу карандашом.
По окончанию вы должны будете представить свою
купюру.
Итак, приступайте к работе.
Кто готов представить свое творчество!
– Вы молодцы, очень хорошо и плодотворно
поработали, я довольна вашей работой! Спасибо!
Купюры, которые вы сделали, мы передадим нашим
потомкам!
Жаль, но наше путешествие заканчивается.
Мы совершили экскурсию в прошлое, познакомились
с историей денег!
А что же сегодня происходит с нашим российским
рублем? (Ответы детей)
Да, конечно, сегодня как никогда государство
стремится укрепить наш российский рубль.
Это позволит быть нам независимыми и прийти к
величию государства российского!
Наше мероприятие окончено. Спасибо за внимание!