Методическая разработка урока (план-конспект) с презентацией к уроку-прологу по творчеству Достоевского Ф.М. в 10-м классе

Разделы: Литература


Название урока: «Звезды, которые его вели, светят для всего человечества». (В.Шкловский)

Тема урока : Пролог к творчеству  Ф.М.Достоевского. Больная совесть наша. Художественный мир писателя.

Цели урока:

  • Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека.
  • Показать особенности мировоззрения и своеобразие творчества  Ф.М.Достоевского.
  • Ввести учащихся в его художественный мир.

Оборудование урока:

  • Портрет писателя.
  • Словари русского языка.
  • Выставка произведений писателя.
  • Методические пособия и критические издания.
  • Мультимедиопроектор, презентация по творчеству.

Дети на уроке работают по группам:

1 группа – библиографы
2 группа – литературоведы
Образ Достоевского исполняет ученик.
3 группа – критики.
2 учащихся – лингвисты.

ХОД УРОКА

1 чтец: (Приложение 1, слайд 1) Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.

Тема нашего урока (Приложение 1, слайд 2)

Цель урока (Приложение 1, слайд 3)

2 учащимся дается задание поработать со словарями и  дать развернутое лексическое значение слова «униженные и оскорбленные» , «преступление и наказание».
3 учащихся работают с литературоведческими справочниками, готовя материал для критиков.
1 учащийся работает с компьютером.

1 чтец: Звучит стихотворение В. Набокова «Достоевский» (Приложение 1, слайд 4 – портрет Достоевского)

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?

Ученик рассказывает о семье писателя (опережающее домашнее задание). (Приложение 1, слайды 5, 6, 7, 8)

2 чтец  (Приложение 1, слайд 9): Василий Розанов писал: «Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого-то читаешь, слушаешь свою  же душу, только глубже.

3 чтец: Образ Достоевского: (Приложение 1, слайд 9) В моих книгах нет ни одного слова лишнего, любое из них работает на общий замысел.

3 чтец: (Приложение 1, слайды 10,11,12) 1845 год. Роман «Бедные  люди».Писатель показывает, что думают о себе «маленькие люди».Достоевского интересует самосознание героев. Его цель- дать возможность исповедоваться, высказаться о том, что унижает и оскорбляет. В центре романа Достоевского – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев.  Характер униженного и оскобленного человека , появившийся в литературе с подачи Ф.М.Достоевского – главное открытие в творчестве и самого писателя.

4 чтец: (Приложение 1, слайды 13, 14,15)  22 декабря 1849 года га Семеновском плацу в Петербурге была инсценирована казнь Ф.М.Достоевского, отмененная в самый последний момент и замененная 4 годами каторги. С 1854 года – он солдат в Сибирском военном батальоне. Время паузы и солдатчины – длительная пауза в творческом развитии писателя. Доброта, справедливость, участие простых людей воскресили писателя. Потребовалось 5 лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию.
В 1860 году появляется роман «Униженные и оскорбленные».

1 ученик дает определение по словарям «униженные и оскорбленные».

5 чтец: (Приложение 1, слайд 16) Работая в журналах «Время» (1861-1863 ) и «Эпоха» (1864-1865) Ф.М.Достоевский проводит программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой художественных и публицистических произведений Ф.М.Достоевского. Он выделял три основных момента в народной нравственности: 

1. Чувство органической связи между людьми;
2. Братское сочувствие и сострадание;
3. Готовность добровольно прийти  на помощь без насилия над собой и ограничения собственной свободы.

1 чтец: (Приложение 1, слайд 17) 1868 год появляется роман «Идиот». «Красота спасет мир»   .Это изречение великого писателя каждому, как и главному герою князю Мышкину, дает возможность поверить в добро, постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души. Человек, обладающий одухотворенностью, освященный любовью и страданием, как Христос, способен спасти мир. Именно эта красота, « восстанавливая» каждую отдельно взятую    личность, и призвана, по Достоевскому, спасти мир. Христос для Достоевского – воплощенная красота.

Образ Достоевского:  «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время , я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

2 чтец: (Приложение 1, слайд 18)  1866 год. Роман «Преступление и наказание». У Достоевского сложилась своя концепция наказания: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести.

2 ученик дает трактовку словам « преступление и наказание», используя словарь С.И.Ожегова «Современного русского языка».

3 чтец: (Приложение 1, слайд 19) В романах ярко проявились главные особенности художественного мира Ф.М.Достоевского:

1. Он раздвинул рамки «социального» реализма
2. Заставил литературу говорить о философских проблемах языком  художественных образов;
3. Слияние художника и мыслителя привело к возникновению  художественности нового типа;
4. Реализм Достоевского – философский, психологический; он стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма, противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в бога, в человеколюбие, в людей, вдохновенных верой в добро, стремящихся к справедливости.

4 чтец: Художественный мир Достоевского – мир мысли и напряженных нравственно-философских исканий.
Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Достоевского. Он уделяет большое внимание описанию внутреннего мира героев. Реалист Достоевский не перекладывает на «среду» и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат. Он создал жанр «полифонического романа», в котором идеи, теории, концепции испытываются практикой жизни. Обретение нравственной  истины, которая является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его страданий и мучительных духовных  поисков, в его движении к нравственному совершенству.

Критики о творчестве Ф.М.Достоевского.

Образ Достоевского. (Приложение 1, слайд 20) « …Человек, потрудись на родной ниве; найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду .Эта правда в твоем собственном труде над собою. Победишь себя и станешь свободен и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, и поймешь наконец народ свой и святую правду его.