Цель урока: изучить историю Ставропольского края в древности
Задачи:
- Познакомить учащихся с древней историей нашего края, с археологическими культурами, представленными в крае.
- Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой.
- Воспитывать чувство любви к Родине через знакомство с удивительными археологическими объектами Ставропольского края.
Форма урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.
Методы и формы обучения: рассказ учителя, беседа с учащимися, демонстрация слайдов, заполнение таблицы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды к уроку (выполнены в программе MS Power Point), фрагмент фильма «История Ставропольского края», подъемный материал (фрагменты керамики), «черный ящик» (оформляется коробка в виде черного ящика, в которой вспомогательный материал).
Раздаточный материал: таблицы, карточки.
Глоссарий: археологическая культура, майкопская, северокавказская, катакомбная, кобанская и киммерийская археологические культуры, скифы, сарматы, керамика, подъемный материал, яйлажное скотоводство.
Опережающее задание: фрагмент стихотворения Александра Блока «Скифы».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, объявление темы и цели урока
II. Актуализация опорных знаний по теме: «Следы пребывания древнего человека на Ставрополье».
Работа с классом:
- К какому периоду ученые относят первое появление человека на Ставрополье?
- Где на Ставрополье проводились археологические раскопки, установившие место пребывания древнего человека?
– Новейшие научные данные относят появление древнего человека на Ставрополье к ашельской эпохе (ранний палеолит – каменный век), возраст около 500-400 тысяч лет. Обнаруженные на древней стоянке у горы Кинжал (район г. Кисловодска) каменные орудия труда принадлежали homo erectus – человеку прямоходящему, питекантропу.
Постановка проблемного задания
– В ходе урока нам предстоит выяснить, какие
народы населяли наш край в древности и, какие
археологические культуры представлены на
территории края?
Перед объяснением учитель знакомит учащихся с
системой заполнения таблицы (Приложение
1, слайд 4): учащиеся заполняют ее по ходу
объяснения учителя.
№ | Культура, народ | Период | Особенности |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
III. Объяснение новой темы
1. Майкопская культура
– В конце III – начале II тыс. до н.э. территорию Ставрополья заселяли племена майкопской культуры (Приложение 1, слайд 5). Культура получила название от кургана Ошад в Майкопе, который раскопали в 1897г. Его высота была 10,6 м. и хранил он неоценимые сокровища: медные и каменные топоры, стрелы с кремниевыми наконечниками, сосуды из глины (охристо-желтые), бронзы, 2 сосуда из золота и 14 из серебра.
Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 6): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики майкопской культуры.
2. Северокавказская культура (Приложение 1, слайд 7)
– Со II тыс. до н.э. происходило изменение климата в сторону похолодания, что значительно изменило сложившиеся хозяйственно-культурные основы жизни населения. Земледелие, на котором основывалось хозяйство майкопцев, не могло нормально развиваться, что привело к исчезновению майкопской культуры, а на смену пришла новая, основанная на скотоводстве культура, которую археологи назвали северокавказской. Оформилось яйлажное скотоводство (яйла – тюркское слово, обозначающее летнее пастбище) – когда в теплое время года скот выпасается на высокогорных лугах, а зимой на равнине.
Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 8): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики северокавказской культуры.
3. Племена катакомбной культуры (Приложение 1, слайд 9)
– Культура получила свое название по характеру погребений – подземных камер, в которые вели вертикальные колодцы, в археологии они называются катакомбами /рисунок на доске (Приложение 1, слайд 10). Эта культура была распространена от Кавказа до Урала.
Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 11): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики катакомбной культуры.
4. Племена кобанской культуры и позднекобанской (киммерийской) (Приложение 1, слайд 12)
– Культура (Приложение 1, слайд 13) получила название от селения Верхний Кобан. Представителями позднекобанской культуры были киммерийцы – это первый древний народ, упоминавшийся в древних хрониках, из проживавших на территории Кавказа. Так, Геродот писал о киммерийцах и скифах, как о народах, воевавших между собой и вытеснявших друг друга. Самое известное поселение киммерийцев в Ставропольском крае – Грушовское (Приложение 1, слайд 14). На территории Георгиевского района киммерийские поселения зарегистрированы в районе с. Краснокумского (дача Сафонова). С группой учащихся археологического кружка «Юный археолог» мы исследовали подъемный материал, собранный на территории дачи (демонстрация подъемного материала).
Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 15): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики кобанской культуры.
5. Скифы (Приложение 1, слайд 16)
Ученик читает отрывок из стихотворения Александра Блока «Скифы».
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы и тьмы,
Попробуйте, сравнитесь с нами!
Да, скифы – мы, да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!Для вас – века, для нас – единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы! (Приложение 1, слайд 17)
Учитель: Геродот указывал, что скифы пришли из Азии, границей которой в то время считали Дон. Лингвисты установили, что скифский язык относится к группе иранских. А что вы знаете о скифах?
Предполагаемый ответ ученика:
– Это был кочевой скотоводческий народ. Огромные стада требовали частой смены пастбищ, поэтому стоянки скифов были короткими, постоянных поселений было мало, а городов во времена Геродота вообще не было.
Учитель: Действительно, укреплённые поселения появились только на рубеже V и VI вв. до н. э., когда получили достаточное развитие промыслы и торговля.
Учитель: А с какими народами скифы торговали? Что скифы производили, а что они приобретали в соседних землях? (Приложение 1, слайд 18, 19)
Игровой момент: «Сундук с секретом» (Приложение 1, слайд 20)
Ученик на доске пишет ответ на вопрос: «Что вывозилось из Скифии в Грецию, а что ввозилось». Выносится черный сундучок, в котором лежат ваза, зерно, кусочек меха, украшение ювелирное. Предметы разложены, как указано в слайде.
В правой части «сундука» находится то, что вывозили скифы из Скифии в Грецию | В левой части «сундука» находится то, что ввозили скифы в Скифию из Греции |
Работа с таблицей (Приложение
1, слайд 21): учащиеся записывают в
таблицу название и основные
социально-экономические характеристики
скифской культуры.
Не все еще тайны скифов раскрыты. И по сей день
стоят в степях Ставрополья скифские курганы. Они
хранят огромный материал для исследования.
Перед вами курган в разрезе. Обычно в кургане
хоронили знатного скифа с женой, слугами, ценными
вещами, лошадьми (Приложение 1,
слайды 22, 23).
6. Сарматы (Приложение 1, слайд 24 – карта)
– В IV в. до н.э. между Доном, Южным Приуральем и
Аральским морем сформировались грозные
сарматские объединения. На рубеже IV и III вв. до н.э.
началось активное наступление
кочевников-сарматов на Северное Причерноморье,
Северный Кавказ и Среднюю Азию (Приложение
1, слайд 25). Древнейшая форма имени
сарматов – «савроматы» – впервые встречается у
Геродота, который пересказал легенду о
происхождении савроматов от брака скифских
юношей с амазонками.
Сарматские группы, уходившие со II в. до н.э. на
запад, расселились на нынешней территории
Румынии, Венгрии, Болгарии, Франции, Италии,
Англии.
Занимались кочевым скотоводством
Материальная культура сарматского времени
имеет яркие отличительные черты, в числе которых
особый «скифо-сарматский» звериный стиль и
полихромия – украшение металлических изделий
вставками из цветных камней (Приложение
1, слайды 26, 27).
Ставропольские степи и по сей день хранят память
о сарматском периоде в своей истории.
Известны сарматские захоронения у с.
Новоселицкого, Китаевского, Ачикулак. Но
наиболее значимым является клад, открытый у с.
Казинского в 1910 г. В настоящее время
экспонируется в Эрмитаже. (Приложение
1, слайд 28)
Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 29): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики сарматской культуры.
IV. Обобщение знаний, полученных на уроке, решение проблемного задания
– Какие народы населяли наш край в древности и, какие археологические культуры представлены на территории края?
Итогом должна стать заполненная таблица:
№ | Культура, народ | Период | Особенности |
1 | Племена майкопской культуры | Конец III – начало II тыс. до н.э. | Занимались подвижно-оседлым земледелием и скотоводством. Это было патриархально-родовое общество во главе с вождями. |
2 | Племена северокавказской культуры | II тыс. до н. э. | – Основу хозяйства составило
полукочевое скотоводство, оформляется яйлажное
скотоводство. – Земледелие было развито слабо, но именно в это время появляются первые бронзовые серпы. – Социального расслоения общества нет. |
3 | Племена катакомбной культуры | II тыс. до н. э. | – Высокий уровень керамического
производства. – Общественные отношения – патриархат. – Занимались скотоводством. |
4 | Племена кобанской культуры. Киммерийцы. |
XIV – VIII вв. до н.э. VIII–III вв. до н. э. |
– Это исконно кавказская культура. – Высокохудожественные изделия из бронзы, посуда с геометрическим орнаментом. С ними связано распространение железного века на Ставрополье |
5 | Скифы | VIII в. до н.э. – III в. н. э. | – Кочевой уклад жизни. – Основу экономики скифского царства составляла торговля зерном. – Сильно выражено социальное расслоение |
6 | Сарматы | IV в. до н.э. – III в. н.э. | – Структура общества – военная
демократия. – Социальные отношения носили пережитки матриархата. – Развито кочевое скотоводство, ювелирное искусство: особый «скифо-сарматский» звериный стиль. |
V. Рефлексия
– Какие новые понятия вы усвоили на уроке?
– Что из материала урока вам показалось
интересным?
Учитель: Археологические и письменные
исторические источники позволяют считать
Ставрополье и особенно территорию Кавказских
Минеральных Вод местом, где в I тыс. до н.э.
развивались древние исторически известные
народы, выходцы из евразийских степей, которые
смешиваясь с местным населением, жившим здесь со
времен бронзового века, создавали замечательную,
многообразную культуру, оказавшую влияние на
культуру всей Восточной Европы и конечно,
Северного Кавказа.
История нашего края многогранна и интересна.
Надеюсь, что страничка, которую мы с вами сегодня
открыли, станет началом вашего интереса к
прошлому нашего края.
Домашнее задание (работа с буклетом – Приложение 2)
1 карточка: С каким народом связывают
ученые начало железного века на Ставрополье?
2 карточка: Культуру какого народа
представляет данный археологический памятник,
где он находится и для чего он устанавливался?
3 карточка: Как вы думаете,
представители какого народа создали эту вазу, и
каким образом она оказалась в скифском кургане?
4 карточка: Где на территории нашего
края зарегистрированы наиболее яркие находки
сарматской культуры?
Использованная литература
- Аржанцева И.А., Савенко С.Н. Кисловодский археологический музей под открытым небом. – Кисловодск, 2003
- Афанасьев Г.Е., Савенко С.Н. Древности Кисловодской котловины – М., 2004
- Баталин Ф.А. Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды. – СПб, 1861
- Березин Я.Б. Раскопки Грушовского городища под г.Ставрополем в 1995 г. // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. – Армавир, Вып. 4, 2004
- Блок А.А. Стихотворения, поэмы. – Ставрополь, 1982
- Бурков С.Б. Подкурганные погребенья раннего железного века с территорий Центрального Предкавказья. – Ставрополь, 2008
- Вигасин А.А. «История Древнего мира». – М., 2006
- Виноградов В.Б., Дударев С.Л. Киммерийско-кавказские связи // Скифия и Кавказ. – Киев, 1980
- Вольная Г.Н., Нарожный Е.И. Поселения скифского времени // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. – Армавир, Вып. 3, 2004
- Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России: 6 класс. – М ., 2007
- Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. – М., 1960
- Марковин В.И. Культура племен Севеоного Кавказа в эпоху бронзы // Восточная Европа в эпоху камня и бронзы. – М., 1976
- Махортых С.В. Кимерийцы на Северном Кавказе. – Киев, 1994
- Невская В.П. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 г. – Ставрополь, 1996
- Савенко С.Н. Археологические реликвии Кисловодска и окрестностей // Памятники Отечества № 49. – М., 2001