Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» создано в сентябре 2001 года и является учреждением для детей с девиациями в поведении, с различными формами педагогической и социальной запущенности. МОУ ЦЛПДО имеет своей целью – оказание помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в получении или продолжении образования, а также социализацию подростка – возвращение его в общество полноценным и полноправным членом, гражданином-тружеником, что является основой воспитательно-образовательного процесса.
В своей деятельности Центр руководствуется Законодательством РФ в области образования, в частности, Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В данном документе сказано, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Известно, что неблагоприятные условия воспитания в семье, отсутствие заботы о культурном досуге несовершеннолетних, асоциальное поведение родителей и других, окружающих подростка взрослых, оказывают вредное воздействие на детей, моральный облик которых еще только формируется, способствуют их неправильному поведению, прогулам школьных занятий, отказом от обучения и, в конечном итоге, совершению противоправных действий. Именно дефекты семейного воспитания являются одной из основных причин девиантного и делинквентного поведения. Дети, обучающиеся в МОУ ЦЛПДО, проживают, в большинстве своем, в неблагополучных семьях, в которых часто безнадзорны и находятся в антисоциальной, криминогенной среде. Безнадзорность несовершеннолетних обоснованно считается одним из основных условий, способствующих совершению ими правонарушений и преступлений.
Статья 14 п.1 ФЗ № 120 указывает на ответственность образовательных учреждений за ведение учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. По сути дела, речь идет о безнадзорных подростках.
В предупреждении безнадзорности и ее последствий важен системный подход в организации и проведении профилактической работы. Такая система в МОУ ЦЛПДО предполагает взаимодействие педагогического коллектива, администрации Центра, социальной службы с родителями, с учреждениями, содействующими воспитанию (ПДН, КДН, УСЗН, РОВД, наркологическим кабинетом Кузнецкого района).
Рис. 1. Совместная деятельность по профилактике безнадзорности в МОУ ЦЛПДО
С целью обеспечения выполнения статьи 14 п. 1 ФЗ № 120 в Центре осуществляется комплекс мероприятий, первое из которых – это индивидуальная работа классных руководителей, социального педагога с семьями обучающихся.
- Классные руководители 2-9 классов проводят в сентябре сбор данных о семьях, обследуют все семьи вновь прибывших подростков своего класса;
- составляют акты обследования жилищно-бытовых условий этих обучающихся;
- определяют социальный статус семей;
- выявляют категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также семей, нуждающихся в особом контроле и постановке на внутришкольный учёт.
К сожалению, многие из родителей обучающихся самоустраняются от проблем нравственного и личностного развития ребенка, а это отзывается ростом детской беспризорности. Поэтому второй важный этап:
- ежедневный контроль обучаемости, посещаемости подростков класса,
- немедленное выяснение причин отсутствия, опозданий,
- информирование родителей, администрации Центра,
- проведение совместных рейдов классных руководителей, социального педагога, инспектора ПДН в семьи детей, склонных к пропускам уроков.
- вызов обучающихся с их родителями на комиссию Центра по профилактике безнадзорности и правонарушений.
- привлечение органов социальной защиты с целью оказания помощи нуждающимся детям, не посещающим занятия по причине нужды.
- поддержание связи с наркологическим кабинетом Кузнецкого района и КДН
- организация необходимой психолого-педагогической помощи подросткам, по тем или иным причинам пропускающим занятия
- сбор необходимых документов и представление на районную КДН.
Важная задача Центра – обеспечение семьи педагогическими знаниями и умениями. При этом значительное место в системе работы классного руководителя с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению. Родительское собрание — одна из форм работы с родителями в МОУ ЦЛПДО. Педагоги предлагают принять участие в совместном обсуждении проблем, во взаимном обмене мнениями, идеями, совместном поиске. Собрания проходят в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психолога, юриста, врача и других специалистов. Встречи родителей с администрацией Центра, учителями проводятся регулярно. Педагоги знакомят их с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей.
Важным аспектом работы является разъяснение подросткам и их родителям прав и обязанностей, которыми они обладают в соответствии с законодательством РФ. Это одна из задач Программы правового воспитания, реализуемой в Центре. С этой целью в ней предусмотрено проведение тематических часов общения, различных школьных мероприятий правовой направленности, что способствует реализации цели правового воспитания:
- повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.
- снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних Центра.
- приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Задачи:
- Вооружение обучающихся и их родителей правовыми знаниями.
- Формирование правового самосознания.
- Формирование активной жизненной позиции.
Таблица 2. План мероприятий правовой направленности в МОУ ЦЛПДО с привлечением специалистов ПДН, РОВД, ГИБДД, врача-нарколога Кузнецкого района.
№ | Дата | Мероприятие | Классы | Ответственные |
1. | Сентябрь | 1. Родительское собрание. Тема:
«Ответственность родителей за ненадлежащее
воспитание и обучение детей (Ст. 5. 35 КоАП РФ». 2. «Ответственность, наступающая вследствие участия в террористических актах» (в рамках мероприятий месячника по ОБЖ) 3. Интеллектуальная игра «Безопасное поведение на дорогах». |
2-9 2-9 2-9 |
Инспектор ПДН по работе с обучающимися.
|
2. | Октябрь | Месячник «Наркотики – путь в никуда» 1. Беседы по классам на тему: «Ответственность за хранение, приобретение наркотических веществ». 2. Индивидуальные беседы с обучающимися, состоящими на учете в наркологическом кабинете. 3. Часы общения «Правда о наркотиках» |
2-9
2-9 |
Инспектор ПДН по работе с
обучающимися Врач-нарколог
|
3. | Ноябрь | Месячник «Пожарной безопасности» 1. Беседы на тему: «Ответственность несовершеннолетних за умышленные поджоги». |
2-9 |
Инспектор ПДН по работе с обучающимися. |
4. | Декабрь | Акция «Милиция и дети» 1. Беседа на
тему «Административное право. Правонарушения.
Взыскания». |
2-5 |
Инспектор ПДН |
5. | Январь | День подростка Приглашение врача-нарколога, секретаря КДН, заместителя прокурора. |
2-9 |
Заместитель директора по ВР, инспектор ПДН |
6. | Февраль | 1. Беседа на тему: «Права и обязанности
человека». 2. Индивидуальные беседы с врачом-наркологом. |
2-9 |
Инспектор ПДН по работе с обучающимися. Врач-нарколог |
7. | Март | 1. Родительское собрание. Тема: «Как
уберечь детей от употребления наркотиков». 2. Беседа на тему: «Трудовое право и несовершеннолетние». |
2-9 |
Инспектор ПДН, врач-нарколог,
педагог-психолог Инспектор ПДН по работе с обучающимися, специалист Центра занятости населения. |
8. | Апрель | Экскурсия в ЦВИМП, СИЗО. | 5-9 | Инспектор ПДН, классные руководители. |
9. | Май | 1. Беседы по ПДД. 2. Анкетирование, мониторинг по правовым знаниям. |
2-6 2-9 |
Инспектор ГИБДД Инспектор ПДН |
Обязательным условием является привлечение специалистов. Так, на родительских собраниях выступают инспекторы ПДН по работе с обучающимися (Потапова Я.Г.,Чижова О.В.), просвещая родителей в части ознакомления со статьями «Семейного кодекса» ст. 63 (Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей), положением статьи 5.35 Нового кодекса РФ об административных правонарушеиях («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей»). Майор милиции Грачева знакомит обучающихся со статьями Уголовного Кодекса РФ (Об ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных действий). Врач-нарколог Скворцова Е.В. проводит не только антинаркотическую работу, но и предупреждает подростков об ответственности за приобретение, хранение и сбыт наркотических веществ.
Еще одним очень важным аспектом по профилактике безнадзорности, является приобщение детей к деятельности, направленной на их социализацию. В МОУ ЦЛПДО организована работа кружков и секций, обучающиеся вовлечены в различные виды культурно-досуговой деятельности как внутри Центра, так и за его пределами.
Таким образом, администрация и педагогический коллектив МОУ ЦЛПДО реализуют системную стратегию, направленную на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, а также на выполнение требований законодательства Российской Федерации (закона № 120 по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), что в конечном итоге способствует социальной реабилитации и адаптации депривированных подростков.