Тема урока: Решение логических задач.
Цели:
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
- развивать вычислительные навыки, познавательный интерес, умение рассуждать;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Ход урока.
Тема урока. “Решение логических задач”.
Ребята, сегодня у нас урок – игра. Нас ждут приключения с героем. Хотите узнать с кем?
Тогда начинаем!
Слайд 2.
Кто я?
Чтоб имя героя узнать,
Вам надо потрудиться.
Значения верные найти
И не ошибиться.
н – 14 · 1 | г – 100 – 99 | в – 6 · 6 |
е – 0 · 15 | o– 7 · 7 | с – 2 · 8 |
и – 9 · 9 | к – 3 · 5 |
Решив примеры, заполняем таблицу.
16 |
14 |
0 |
1 |
49 |
36 |
81 |
15 |
с |
н |
е |
г |
о |
в |
и |
к |
Получилось слово “снеговик”.
Приключения Снеговика начинаются…
Слайд 3.
Логическая задача.
Дед Мороз попросил Снеговика отвезти подарки в лес зверятам. Снеговику нужно встать завтра утром в 9 часов. Вечером в 6 часов он завёл будильник на 9 часов и лёг спать. Через какое время Снеговика разбудит будильник?
Ответ: через 3 часа, в 9 часов вечера.
Когда же надо было завести будильник? (после 9 часов вечера).
Скорее надо бежать, чтобы успеть доставить подарки!
Слайд 4.
Скорее в путь!
Ребята, помогите Снеговику!
Задание: наведите порядок в этих рядах чисел и Снеговик продолжит путь. Где здесь “лишние” числа и почему они “лишние”?
Забросаем снежками “лишние” числа!
- 10, 20, 30, 40, 55, 60. (55 – не круглое число)
- 0, 7, 14, 21, 27, 35. (27 – не делится на 7)
- 1, 2, 31, 4, 5, 6. 7. (31 – не первого десятка)
- 24, 11, 13, 15, 17, 19. (24 – число не второго десятка).
Слайд 5.
Логическая задача.
Не теряя ни минуты, Снеговик вызвал такси и помчался. Каждое колесо машины проехало 50 км. Какое расстояние проехала машина?
Ответ: машина проехала 50 км.
Физминутка. На слайде 5 гимнастика для глаз. Щелчок по снежинке.
Слайд 6.
В мешке у Снеговика 8 игрушек. Мишек столько же, сколько кукол, но в 2 раза меньше, чем машинок. Сколько каких игрушек в мешке у Снеговика?
Ответ: кукол – 2, мишек – 2. машинок -4.
Проверка: 2 + 2 + 4 = 8 (игр.)
Слайд 7.
Наряжаем ёлку!
А в это время Лисёнок, Медвежонок и Зайка наряжали ёлку колокольчиками, шишками и звёздочками. Лисёнок повесил на ёлку не шишки. Зайка не вешил звёздочки и шишки.
Кто какие игрушки повесил на ёлку?
Решение:
Лисёнок |
Медвежонок |
Зайка |
|
колокольчики |
- |
- |
+ |
шишки |
- |
+ |
- |
звёздочки |
+ |
- |
- |
Слайд 8.
Благополучно добрался Снеговик в лес к зверятам. Мы ему в этом помогли.
Так давайте устроим большой хоровод! И подарки под ёлкой нас ждут!
Итог урока. Какие задачи было легко решить? Где были затруднения?
Какую из этих задач ты хотел бы задать своему другу?
3 класс
Тема урока: Слайд 1.
Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.
Цели урока:
- Закреплять умение решать задачи на уменьшение в несколько раз.
- Сравнить задачи на уменьшение в несколько раз и на несколько единиц.
- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, знание таблиц умножения и деления.
- Развивать образное мышление, умение рассуждать.
Ход урока.
І. Сообщение темы урока.Слайд 2.
Нас ждут задачи и примеры,
Смекалку будем развивать.
И знанием таблицы умножения
На уроке будем мы блистать.
ІІ. Устный счёт.
Слайд 3. “Продолжи ряд чисел”.
Второй ряд чисел: 9, 6, 15, 18, 21, 24.
Слайд 4. “Сколько треугольников на чертеже?”
На чертеже 9 треугольников.
ІІІ. Работа над новым материалом.
Слайд 5.
Решение задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Таня сорвала для салата 6 помидоров, а огурцов в 3 раза меньше. Сколько огурцов сорвала Таня?
Разбор задачи по иллюстрации.
- Сколько помидоров сорвала Таня? (6)
- Что сказано про огурцы? (их в 3 раза меньше)
- Что значит “ в 3 раза меньше”? (6 помидоров разделить на 3 равные части и огурцов будет столько, сколько в одной части помидоров).
МП связь: как напишем слова помидоров, огурцов?
(слова из словаря)
Краткая запись условия задачи, решение и ответ.
Слайд 6.
Решение задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
Для приготовления фруктового салата Оля взяла 5 груш, а бананов на 3 меньше. Сколько бананов взяла Оля?
- Что известно в задаче? (количество груш)
- Каков вопрос задачи? (Сколько бананов взяла Оля?)
- Можем сразу ответить на этот вопрос? (Да.)
- Что значит “на 3 меньше”? (столько же, сколько груш, но без трёх).
Слайд 7.
Работа по учебнику: с. 35 № 2.
“Начерти два отрезка”.
- Как узнать длину второго отрезка?
1) Отрезок надо разделить на 2 равные части и взять длину одной части – это и будет длина второго отрезка.
Запишем действие: 10 : 2 = 5 (см)
2) Второй отрезок будет 10 см, но без 2 см.
Запишем действие: 10 – 2 = 8 (см)
Слайд 8.
Выводы.
- Что значит “в 2 раза меньше”? ( Отрезок надо разделить на 2 равные части и взять длину одной части – это и будет длина второго отрезка).
- Что значит “на 2 меньше”? (Столько же, но без 2).
- Почему первая задача решается делением, а вторая – вычитанием?
Выводы: число, которое меньше в несколько раз, чем данное, находят делением. число, которое меньше на несколько единиц, чем данное, находят вычитанием.Слайд 9.
ІV. “Закрепление знаний таблицы умножения и деления”.
Повторяем таблицу деления на 2, 3, 4.
Работа выполняется по вариантам. Последующая проверка.
Слайд 10.
V. Итог урока.
- Какие задачи решали на уроке?
- Чем эти задачи отличались? (условием и решением).
- С каким заданием справились быстро?
- Какие задания заставили задуматься?
- Какое задание больше всего понравилось?
Тема урока: Слайд 1.
“Суффикс и приставка – значимые части слова”.
Цели урока:
- Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке.
- Формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;
- Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставки и суффиксов.
- Развивать логическое мышление.
Ход урока.
І. Словарная работа.
Чтобы узнать слово, с которым мы сегодня познакомимся, нужно отгадать кроссворд.
- В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)
- Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
- Летит – молчит, лежит – молчит, а когда умрёт – тогда заревёт. (Снег)
- Летит огненная стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)
- Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Погода)
- Что общего между словом погода и отгадками?
- Что такое погода? Какая бывает погода?
- Запишите слово погода.
Объясните смысл пословицы:
Сидеть у моря, ждать погоды.
Слайд 3.
ІІ. Новая тема.
1. Знакомство с приставкой.
Прочитайте слова.
Выходить, заходить, переходить, уходить.
- Что общего в этих словах? (Корень)
Выделить корень слов.
- Как называются эти слова? (Однокоренные)
- Чем отличаются слова? (Значением)
- Какая часть слова придаёт им разное значение?
(Которая стоит перед корнем)
Эта часть слова называется приставкой. Выделите приставку в словах.
2. Образование слов с помощью приставок. Слайд 4.
Прочитайте правило о приставке.
Образуйте однокоренные слова с помощью приставок.
- Как изменился смысл слова, если перед корнем появилась приставка?
Именно приставки создают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия.
Физминутка “На море”
3. Игра с приставками. Слайд 5.
- Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом. Я вам говорю: В - ! Что вы сделаете?
(Входим в дом)
- А если скажу: У - ? (Уходим от дома.)
- Об - ? (Обходим дом.)
- От - ? (Отходим от дома.)
- Какой же вывод можно сделать из игры?
(В каждой приставке есть свой смысл.)
- Верно. Поэтому мы и понимали друг друга.
4. Понятие о суффиксе. Слайд 6.
- Прочитайте, что такое суффикс. Образуйте новые слова с помощью суффикса.
- Какой оттенок внёс суффикс в смысл слова?
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.
ІІІ. Обобщение. Слайд 7.
- Какая часть слова служит для образования новых слов?
- Где в слове стоит приставка?
- Где в слове стоит суффикс?
- Что общего у приставки и суффикса?
Разбор слов по составу.
Слайд 8.
Что сегодня вам понравилось на уроке?
Что запомнилось?
Благодарю за хорошую работу!