Цель:
- Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
- Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной кары.
- Продолжать обучению приемам работы с картой.
- Воспитывать эстетическое восприятие явлений природы.
Оборудование: физическая карта полушарий, кинофильм “ Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил”, картина К. П. Брюллова “ Последний день Помпеи”.
Ход урока.
I. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя к новой теме, рассказ: о боге огня Вулкане, о строение вулкана.
Затем учитель предлагает учащимся посмотреть кинофильм “ Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил” и ответить на вопросы:
- Почему происходит извержение вулканов?
- Для чего и как изучают вулканы?
Рассказ учителя о картине К.П. Брюллова “ Последний день Помпеи”.
В основу своего произведения художник положил действительное событие – гибель римского города Помпеи при извержении Везувия в 79 г. н. э. Историк и писатель Плиний Младший, бывший свидетелем катастрофы ( на картине он изображен справа, склонившимся над упавшей матерью), оставил нам описание этой трагедии: “ Уже в течении многих дней ощущалось землетрясение. В эту ночь, однако, оно настолько усилилось, что казалось, все не только движется, но и опрокидывается…. Подали уже куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня камни…. Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя, и высоко поднялся огонь от пожара, которые своим блеском и светом разогнали ночную темноту….Дома качались от частных продолжительных толчков: казалось, что они сдвинулись со своих мест и ходуном ходят взад и вперед. Под открытым небом было страшно от падавших кусков пемзы…. Задания вокруг тряслись.... мы видели, как море втягивается в себя же: земля, сотрясаясь, как бы отталкивала от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, развивался вслед за нами по земле…. Некоторые в страхе перед смертью молились многие, воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нет, и что для мира настала последняя вечная ночь.
Это описание, исполненное сурового и мужественного величия, столь свойственного римской классической прозе, глубоко взволновало К.П.Брюллова; он стремился следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы события. Посещение Помпеи и Геркуланума, погребенных под раскаленной лавой Везувия и впервые раскопанных археологами в 18 в., изучение памятников искусства, архитектуры, быта Древнего Рима помогли художнику добиться той достоверности и убедительности, которые так поражали зрителей и отличали его картину от произведений многих его предшественников и современников.
Громадное полотно К.П. Брюллова ( длиной 641 см. и высотою 456 см.) и сейчас производит сильное впечатление. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся и ржут испуганные кони, бегут люди. Мужчина с женой и ребенком спешит покинуть погибающий город, сыновья несут на плечах старика отца, муж – безжизненно поникшее тело жены. Матрона судорожно обнимает дочерей, словно надеясь защитить их от разрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью. Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой молодая женщина, к телу матери жмется чудом уцелевший ребенок, здесь и языческий жрец, и христианский священник с кадилом, в толпе мы видим и живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями, в его облике узнается сам Брюллов. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира.
Затем учитель обращает внимание ребят на опасную, связанную с риском для жизни работу вулканологов (в фильме это очень хорошо показано).
Формируя мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры, учитель продолжает беседу: “ Ребята , у вас может сложиться впечатление, что вулканизм является одной из природных стихий, исключительно враждебных по отношению к человеку. Но это представление надо смягчить, так как чем дальше ученые проникают в тайны огнедышащих гор, тем больше убеждаются, что разрушение – это только внешняя сторона вулканизма . Учеными собрано немало данных, доказывающих, что все оболочки Земли образовались в течении миллиардов лет преимущественно из продуктов вулканической деятельности. После извержения остается много пепла – очень плодородных почв, дающих хорошие урожаи. Даже лавовые потоки легко выветриваются, и через несколько лет на них возделывают тропические фруктовые сады. Поэтому вулканические районы густо заселены людьми.
Вулканы являются поставщиками минералов:
- каустической соды, серы, борной кислоты, аммиака;
строительных материалов:
- туфы, пемзы, базальта, гранита, обсидиана – вулканического стекла.
К районам вулканической деятельности приурочены месторождения меди, золота, серебра, олова, а также многочисленные геотермальные источники.
II. Закрепление пройденного материала: работа с физической и контурной картой.
1. Задание: заполнить таблицу.
Название вулкана |
На каком материке находится |
Абсолютная высота |
Действующий или потухший |
Ключевая Сопка |
|||
Везувий |
|||
Этна |
|||
Эльбрус |
2. Задание: На контурной карте обозначьте действующие вулканы кранной звездочкой, потухшие – синей
- Ключевая Сопка
- Гекла
- Везувий
- Этна
- Эльбрус
- Кракатау
- Котопахи
- Орисаби
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: параграф 19, задание 3.