Функции исследовательского подхода в обучении:
- Воспитание познавательного интереса;
- Создание положительной мотивации учения и образования;
- Формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
- Развитие интеллектуальной сферы личности;
- Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Содержательную основу исследовательского
подхода в обучении составляет взаимосвязь между
содержанием изучаемого материала, методами и
формами обучения, организационными формами
учебной работы. Исследовательский подход в
обучении помогает школьнику увидеть
гармонические связи между разрозненными
явлениями и фактами, увидеть картину природы как
единого целого.
Ведущими в составе исследовательского подхода в
обучении являются общедидактические приемы:
анализ и установление причинно-следственных
связей, сравнение, обобщение и конкретизация,
выдвижение гипотез, перенос знаний в новую
ситуацию, поиск аналога для нового варианта
решения проблемы, доказательства или
опровержения гипотезы, планирование
исследования, оформление результатов
проведенного исследования.
Именно исследовательский подход в обучении
ставит учащихся в позицию творческого участника
процесса познания, а не пассивного потребителя
готовой информации.
Содержание теоретического материала
соответствует программе обучения физики в 10
классе.
Урок сопровождается компьютерной презентацией
материала в PowerPoint.
Задача урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия при изучении нового материала, формирование умений работать с физическими приборами и оформлять результаты опытов.
Цели урока:
- Образовательная: изучить физические особенности силы трения: трение скольжения, покоя, качение, применение силы трения.
- Развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов. Развитие коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем.
- Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.
1. Сегодня на уроке мы начинаем изучать «Силу трения»
Подумаем и ответим:
- Почему затухают колебания маятника?
- Почему прекращает движение брусок, катящийся по гладкой поверхности?
- Почему удерживается тело на наклонной плоскости?
Мы узнаем:
- При каких уроках возникает сила трения?
- Какие виды трения существуют и в чем они проявляются?
- От чего зависит сила трения?
- Как можно измерить эту силу?
План урока.
- Актуализация знаний.
- Формирование знаний.
- Подведение итога урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией.
1. Актуализация знаний
Действия учителя |
Действия учеников |
В качестве эпиграфа к уроку я бы хотела
взять одну из восточных мудростей: «Скажи
мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне
сделать самому – и я пойму» Учитель предлагает проанализировать эпиграф: – исходя из эпиграфа урока, какие формы работы будут вам предложены? Объяснение темы «Сила трения» с использованием компьютерной презентации (Приложение 1) и видеофрагментов |
Анализируют эпиграф и предполагают, что
предстоит экспериментальная работа.
(Приложение 6) и составить схему-конспект по теме. |
2. Формирование знаний
Действия учителя |
Действия обучаемых |
Организует работу в группах.
Обучающимся предлагается проделать опыты:
Обучающимся предлагается заполнить таблицу «Анализ результатов опытов» (Приложение 7). Последние два опыта даются в качестве примера заполнения таблицы. |
Работают в группах, проводят исследования, анализируют результаты опытов, заполняют таблицу. |
3. Закрепление полученных знаний. Подведение итогов урока
Действия учителя |
Действия обучаемых |
Предлагает заполнить отчет о проведенных опытах и сделать вывод | Контроль и самоконтроль усвоения знаний. Отчет групп о проведенных исследованиях, заполнение листка- отчета о проведенных опытах (Приложение 7). Руководитель группы оценивает каждого участника Оценка, выставленная группой, сверяется с оценкой, поставленной учителем. |
Таким образом, систематическое выполнение
экспериментальных и исследовательских заданий
развивает в учениках такие умения, как
самостоятельная сборка экспериментальных
установок, измерение физических величин,
представление результатов опытов в виде таблиц,
выводы из экспериментов и объяснение
результатов своих наблюдений с теоретической
позиции. Ученик, делая для себя открытие,
практически подтверждает то, что узнал
теоретически, и у него появляется мотивация к
обучению и саморазвитию. Работа учащихся в
группах позволяет развивать коммуникативную
компетентность, учит анализировать и оценивать
ответы товарищей.
Кроме того, применение на уроках компьютерных
технологий дополняет практический эксперимент и
объяснение учителя, позволяет глубже понять суть
практической работы, учит творчески мыслить и
расширяет кругозор учащихся.