Урок-путешествие. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели: показать умения сложения и вычитания десятичных дробей, закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей.

Девиз к уроку (записан на доске): «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные».

Оборудование:

Форма проведения: путешествие (Приложение 1)

ХОД УРОКА

1. Объявляется тема и цели урока (2 мин.)

Учитель: Здравствуйте. Можете садиться. Тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». Вы должны показать умения выполнять действия сложения и вычитания десятичных дробей. Закрепить навыки при выполнении заданий. Десятичные дроби могут складывать и вычитать наши любимые герои из сказок.
И сегодня Мы отправимся в деревню «Сказколандия». Но не обычную, а сказочную. Давайте гулять по ее улицам. И  Нас ждут неожиданные встречи.

2. Устная работа (3 мин.)

Учитель: Смотрите, вот фея учит читать и устно считать десятичные дроби. А сейчас поможем ей.

Прочитайте десятичные дроби:

0,87; 4,015; 17,9; 81, 2675; 349,7; 2,17.

Вычислите сумму и разность десятичных дробей:

3,5 + 2,3 =
68,4 + 1,5 =
0,16 + 0,23 =
5,3 – 5,2 =
34,25 – 33,11 =  

3. Фронтальный опрос (3 мин.)

Учитель: Золушку надо одеть к балу. Туфельки подарит ей дед Всевед, который задаст вам вопросы. Вот они на доске.

Вопросы:

  • Как складывают десятичные дроби? (Чтобы сложить десятичные дроби нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; выполнить сложение, не обращая внимания на запятую; поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях).
  • Как вычитают десятичные дроби? (Чтобы вычесть десятичные дроби нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую; поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях).
  • Назовите первые три разряда после запятой в десятичных дробях. (Три первых разряда после запятой в десятичных дробях – десятые, сотые и тысячные).

4. Выполнение задания на разряды десятичных дробей (3 мин.)

Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Вот Буратино бежит по дорожке, прыгает на одной ножке. Что он подарит нашей Золушке? Правильно, это ключик от ларца, где лежит ожерелье для золушки.
Задал нам такое задание «Поставьте в слагаемых запятые так, чтобы цифра «6» в каждом из них была в разряде десятых.
Чему равна сумма? 1262 + 156 = »

5. Выполнение задание на карточках на сложение и вычитание десятичных дробей с одним знаком (9 мин.)

Учитель: Вот и Баба-Яга сидит на завалинке. Она –  лучший парикмахер в Сказколандии и пообещала сделать прическу Золушке, если мы выполним следующее задание и узнаем имя ученого, который вторым описал правила вычислений с десятичными дробями.  Задание на карточках. Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие.

7,4 + 4,2 =                                       5,9 + 0,5 =                                    9,5 – 5,3 =
19,6 + 4,2 =                                     50,2 – 30,2 =                                4,2 + 4,06 =
7,5 – 1,6 =                                       2 – 0,4 =                                       3 + 2,09 =

6,4 64 11,6 5,3 4,2 23,8 22,6 5,09
О С Г Т Е П Е М
5,9 20 7,57 8,26 8,2 1,6 82  
К С В Х И М Н  

(Стевин)

Учитель: Правила вычислений  с десятичными дробями  описал знаменитый ученый аль - Каши Джемшид Ибн Масуд в начале XV века. Записывал он дроби так же, как принято сейчас, но не использовал запятой: дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Но в Европе об этом не узнали и только через 150 лет учёный Симон Стевин записал десятичные дроби довольно сложно: в место запятой нуль в кружке. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века [1]

6. Физкультминутка (2 мин.)

Учитель: Мы встретили Машеньку и медведя. Если мы поможем Золушке выполнить задание, то Машенька сделает подарок Золушке.
Выходить к доске и выписывать из данных десятичных дробей только те дроби, в которых только разряд до десятых (дроби записать на доску).

1,3   4,24   5,6   7,57   89, 7   345,67   790,6    23,456   67,678  6,8

Молодцы! Машенька подарила нашей Золушке платье.

7. Выполнение задания на компьютере на сложение десятичных дробей с двумя знаками (5 мин.)

Учитель:  Зашли в гости к козе. За выполненное задание она подарит Золушке бантики на платье.
Предлагает вам выполнить задание на компьютере в программе Excel. Заполните полосу числами, записывая в каждую новую клетку сумму двух предыдущих чисел. Проверьте свои результаты. (Приложение 3)

0,25 0,31                      

8. Выполнение заданий на компьютере на сложение и вычитание десятичных дробей (5 мин.)

Учитель: Гном на ветромобиле довезет Золушку до дворца. Если поможем выполнить последнее задание на компьютере (Приложение 4).

Задачи:

1. От глыбы гранита массой 6,48 т откололи кусок массой 2,3 т. Найдите массу оставшейся части.
2. Скорость лодки в стоячей воде 4,23 км/ч, скорость течения реки 1,3 км/ч. Найдите скорость лодки по течению и против.

9. Пояснение домашнего задания (1 мин.)

Учитель: Садимся за парты. Мы выполнили все задания. Посмотрите, какая красивая теперь Золушка. Мы собрали ее на бал.

Домашнее задание.

10.Подведение итогов урока (4 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке вы выполняли сложение вычитание десятичных дробей.
– Что вам понравилось?
– Чему вы повторили?
– Какие задания вы выполняли с легкостью?
– Что нового вы узнали? Сегодня на уроке все работали хорошо. С устной работой справились, молодцы. За задание на компьютере получили следующие оценки. Общая оценка ….
И в конце занятия, мы как обычно, выразим свое впечатление об уроке (Приложение 5).