Урок изобразительного искусства по теме "Декоративное рисование растительного узора Полховского Майдана на матрешке"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ознакомить учащихся с произведениями Полховского Майдана;
  • развивать графические умения и навыки в новой технике (цветы и яблочки с наводкой; ягоды, выполненные тычком);
  • воспитывать эстетический вкус к декоративно – прикладному искусству.

Оборудование.

  • наглядный материал: матрешки; изделия мастеров Полховского Майдана и иллюстрации с изображением изделий;
  • учебный материал: акварель, альбом, миска для воды, карандаш, шаблон матрешки.

Методы: беседа, объяснения, иллюстрация, демонстрация.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Ознакомление с новым материалом.
  5. Объяснение нового материала.
  6. Практическая работа учащихся.
  7. Выставка работ.
  8. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Скажем “Здравствуйте” руками,
Скажем “Здравствуйте” глазами,
Скажем “Здравствуйте” ртом
Станет радостно кругом!

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки
Кто же мы - …? (Матрешки)

Показ матрешек

Учитель: из чего сделаны матрешки? (Из дерева)

Учитель: А сейчас послушайте историю о том, как появились игрушки.

Случилось это давным – давно, двести лет назад, а может, и больше в большом селе Полховском Майдане. Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно стало в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Стала она думать: если из соломы сплести – засохнет и развалиться. Если из теста слепить – засохнет и развалиться. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу. Раскрасила ее.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривая: “Ау, ау”. А выросли – и забросили куклу.

Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

- Кто на базаре деревянную игрушку продавал?

- Я торговала, - говорит женщина, - а тебе зачем?

- А не вырежешь еще таких? Все куплю.

- Ладно, приезжай.

Сделала женщина игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство свое показывать. Односельчане вслед за ней разные игрушки стали делать и купцам продавать.

Учитель: Первые игрушки изготовлялись из дерева. Так и матрешки до сих пор изготовляют из дерева.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы ознакомимся с элементами росписи мастеров Полховского Майдана, а также с приемами рисования растительных элементов – яблочка, роза, ягодка.

4. Ознакомление с новым материалом.

Учитель: Рассмотрим изделия с росписью Полховского Майдана.

Показ изделий и иллюстраций с изображением изделий

Учитель: Что увидели особенного в росписи Полховского Майдана?

Элементы росписи – ягодки.

Рву, рву ягодку
Красную смородинку,
Малинки в лукошко,
Брусничку в стаканчик,
А серому волку – корья на лопате!

Элемент росписи: цветок – роза.

Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!

Учитель: Какие цвета преобладают? (Желтый, красный, зеленый)

5. Объяснение нового материала.

Учитель: я вас ознакомлю с приемами рисования растительных элементов – яблочка, цветка и ягод. А вы должны будете распределить данные элементы в матрешке.

Учитель: Разберем этапы работы.

  1. Расположить лист в вертикальном положении.
  2. Обвести шаблон матрешки.
  3. Нарисовать карандашом растительные элементы в матрешке.
  4. Закрасить фон – оранжевым цветом. Дать время высохнуть.
  5. Ярко-желтой краской полностью закрашиваться силуэты яблочка и цветка.
  6. Не дожидаясь, пока желтый цвет высохнет, вливается ярко – алая краска, так, чтобы яблочко сверху было интенсивно красным, к середине красный цвет – ослабевал.
  7. Для окраски листьев зеленая краска смешивается в палитре с темно-синей.
  8. Нанесение тычков ягод.
  9. После высыхания работы прорисовываются очертания яблочка с листьями, цветка, ветки без ягод черным контуром тонкой кистью.

6. Практическая работа учащихся.

Учитель: Обводите шаблон матрешки и расписывайте ее элементами росписи Полховского – Майдана, смотря на “Динамическую таблицу”.

7. Выставка работ.

Рассматривание детьми, выполненных работ

8. Подведение итогов. Оценивание.

Учитель: вот и подошел к концу наш урок о росписи Полховского Майдана.

Отдохнули мы по праву
Мастерам воздали славу!
Что узнали, не забудем -
Долго-долго помнить будем!