Цели урока:
- ознакомить учащихся с произведениями Полховского Майдана;
- развивать графические умения и навыки в новой технике (цветы и яблочки с наводкой; ягоды, выполненные тычком);
- воспитывать эстетический вкус к декоративно – прикладному искусству.
Оборудование.
- наглядный материал: матрешки; изделия мастеров Полховского Майдана и иллюстрации с изображением изделий;
- учебный материал: акварель, альбом, миска для воды, карандаш, шаблон матрешки.
Методы: беседа, объяснения, иллюстрация, демонстрация.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Сообщение темы урока.
- Ознакомление с новым материалом.
- Объяснение нового материала.
- Практическая работа учащихся.
- Выставка работ.
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Скажем “Здравствуйте” руками,
Скажем “Здравствуйте” глазами,
Скажем “Здравствуйте” ртом
Станет радостно кругом!
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Отгадайте загадку:
Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки
Кто же мы - …? (Матрешки)
Показ матрешек
Учитель: из чего сделаны матрешки? (Из дерева)
Учитель: А сейчас послушайте историю о том, как появились игрушки.
Случилось это давным – давно, двести лет назад, а может, и больше в большом селе Полховском Майдане. Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно стало в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Стала она думать: если из соломы сплести – засохнет и развалиться. Если из теста слепить – засохнет и развалиться. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу. Раскрасила ее.
Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривая: “Ау, ау”. А выросли – и забросили куклу.
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:
- Кто на базаре деревянную игрушку продавал?
- Я торговала, - говорит женщина, - а тебе зачем?
- А не вырежешь еще таких? Все куплю.
- Ладно, приезжай.
Сделала женщина игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство свое показывать. Односельчане вслед за ней разные игрушки стали делать и купцам продавать.
Учитель: Первые игрушки изготовлялись из дерева. Так и матрешки до сих пор изготовляют из дерева.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы ознакомимся с элементами росписи мастеров Полховского Майдана, а также с приемами рисования растительных элементов – яблочка, роза, ягодка.
4. Ознакомление с новым материалом.
Учитель: Рассмотрим изделия с росписью Полховского Майдана.
Показ изделий и иллюстраций с изображением изделий
Учитель: Что увидели особенного в росписи Полховского Майдана?
Элементы росписи – ягодки.
Рву, рву ягодку
Красную смородинку,
Малинки в лукошко,
Брусничку в стаканчик,
А серому волку – корья на лопате!
Элемент росписи: цветок – роза.
Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!
Учитель: Какие цвета преобладают? (Желтый, красный, зеленый)
5. Объяснение нового материала.
Учитель: я вас ознакомлю с приемами рисования растительных элементов – яблочка, цветка и ягод. А вы должны будете распределить данные элементы в матрешке.
Учитель: Разберем этапы работы.
- Расположить лист в вертикальном положении.
- Обвести шаблон матрешки.
- Нарисовать карандашом растительные элементы в матрешке.
- Закрасить фон – оранжевым цветом. Дать время высохнуть.
- Ярко-желтой краской полностью закрашиваться силуэты яблочка и цветка.
- Не дожидаясь, пока желтый цвет высохнет, вливается ярко – алая краска, так, чтобы яблочко сверху было интенсивно красным, к середине красный цвет – ослабевал.
- Для окраски листьев зеленая краска смешивается в палитре с темно-синей.
- Нанесение тычков ягод.
- После высыхания работы прорисовываются очертания яблочка с листьями, цветка, ветки без ягод черным контуром тонкой кистью.
6. Практическая работа учащихся.
Учитель: Обводите шаблон матрешки и расписывайте ее элементами росписи Полховского – Майдана, смотря на “Динамическую таблицу”.
7. Выставка работ.
Рассматривание детьми, выполненных работ
8. Подведение итогов. Оценивание.
Учитель: вот и подошел к концу наш урок о росписи Полховского Майдана.
Отдохнули мы по праву
Мастерам воздали славу!
Что узнали, не забудем -
Долго-долго помнить будем!