Методическая разработка занятия. Аппликация из птичьих перьев. Изготовление новогоднего подарка - стилизованной ёлочки

Разделы: Технология, Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятие проводится с детьми младшей группы, возраст 7-9 лет, первого года обучения. Тема рассчитана на одно занятие. На занятии дети получают знания и умения по работе с новым видом природного материала, овладевают приемами работы с перьями, изготавливают новогоднюю поделку - стилизованную ёлочку из картона и перьев, затем декорируют её.

Методические рекомендации

Занятие аппликацией из природного материала развивает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Успех занятия зависит не только от умения, но и от подбора наглядного материала. Кроме образцов изделия следует рассмотреть с детьми зарисовки из журналов, книг, открыток. Но нельзя требовать обычного копирования.

Работа с младшими кружковцами должна включать элементы игры, например, “Волшебный шаблон”. Отметить того, кто правильно обведет шаблон. (Левой рукой надо плотно прижать шаблон, обводить карандашом, зажатым в правой руке. Начинать движение “из-под” руки, а заканчивать “под” рукой. Линия карандаша должна быть одинаковой)

При работе с клеем и ножницами проводятся игры: “Клей-невидимка”, “Ножницы-художницы”. К этой же группе относится игра “Экономия”.

При выполнении любой аппликации из природного материала в комбинированной технике следует учитывать последовательность работы: выбор сюжета, составление эскиза, подбор необходимого материала по цвету, размеру и качеству, аккуратное наклеивание, оформление готовой работы.

Можно объединить детей в творческие группы по 2-3 человека. Каждая группа работает совместно над одной поделкой. (Творческие группы создаются после тренинга на совместимость)

Каждый ребенок или группа разрабатывает свой творческий проект. В помощь дается схема “Звездочка обдумывания” и алгоритм выполнения работы (инструкционная карта). Творческий проект защищается после выполнения работы.

Для реализации задач занятия предлагаю провести его как урок репродуктивно-деятельностный с элементами проблемного обучения, т.к. на занятии преобладает деятельность по изготовлению изделий в соответствии с предложенным образцом, однако присутствует элемент творчества, самостоятельного поиска. Особое значение отводится работе с инструкциями, составление собственных схем.

Форма обучения: урок.

Тип занятия: Изучение нового материала, урок творчества, репродуктивно-деятельностный.

Методы обучения: словесный - рассказ, беседа, объяснение; наглядный - образцы изделий, демонстрация готовых работ, плакаты, презентация.

Тема занятия. Аппликация из птичьих перьев. Изготовление новогоднего подарка – стилизованной ёлочки.

Раздел: Работа с природным материалом.

Цель занятия:

- развитие творческих способностей детей,

- создать условия для творческого развития личности ребенка и ситуацию успеха в работе,

- пробудить интерес детей к работе с природным материалом,

- развитие творческого мышления, способности анализировать, наблюдательности инициативы,

- воспитание уважительного отношения друг к другу, навыков взаимопонимания,

аккуратности, экономного расходования времени на занятии и природных материалов, бережного отношения к инструментам.

Задачи занятия:

Познакомить детей с новым видом природного материала – птичьими перьями, показать характерные особенности этого материала и приемы работы с ним.

Научить: технике работы, закрепить полученные навыки на практике.

Научить схематическому изображению, выделению составных частей, составлять план-схему поэтапного изготовления поделки.

Обогатить знания детей о возможностях комбинирования материалов.

Изделие: новогодняя поделка-подарок, выполненная в комбинированной технике -стилизованная ёлочка.

Материалы и инструменты:

1) природный материал, необходимый для изготовления - перья разного вида.

2) карандаши, белый картон, ножницы, клей ПВА, кисточка.

3) образец поделки, шаблон основы.

Методическое оснащение урока:

Презентация 1, 2, 3 Microsoft Office Power Point, таблицы, плакаты:

- памятка учащимся,

- правила по технике безопасности на занятиях,

- кроссворд,

- схема “звездочка”,

- инструкционная карта выполнения работы

- плакат с поговорками о труде

- плакат “гимнастика для глаз”

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

- приветствие детей,

- проверка готовности к занятию,

- постановка темы, обозначение задач,

- тренинг-настрой.

II. Повторение ранее изученного материала, подготовка к восприятию нового - кроссворд.

III. Изучение нового материала.

1. Подготовительный этап.

- ролевая игра “Умелые ручки”,

- рассказ педагога,

2. Основной этап:

- знакомство с природным материалом, презентация № 1,

- приемы работы с материалом, презентация № 2,

- выработка начального навыка работы с перьями.

3. Контрольный этап.

- проверка усвоения изучаемого.

IV. Физкультминутка. Релаксация.

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа:

- план-схема работы над изделием

- схема “Звездочка”

- инструкционная карта

- демонстрация мастер-класса, презентация № 3

- защита индивидуальных проектов детьми.

VI. Подведение итогов занятия. Оценка выполненных работ.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

IХ. Окончание занятия.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия Примечания
II. Повторение ранее изученного материала, подготовка к восприятию нового материала.

Педагог: Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы узнали о природных и подручных материалах в декоративно- прикладном творчестве на предыдущих занятиях.

А поможет нам в этом – кроссворд. Если вы правильно ответите на все вопросы, то прочтете зашифрованное слово.

III. Изучение нового материала.

1. Подготовительный этап.

Однажды день и час приходит,
Все ждут с надеждой их приход,
И это чудо происходит,
И это чудо – Новый год!

Новый год – это конечно подарки. Отгадав загадку, вы узнаете какой подарок мы сегодня приготовим своими руками.

Какая красавица раз в году наряжается?

Правильно – ёлка, вот над изготовлением ёлочки мы и будем трудиться. Но из чего же нам ее сделать?

Ролевая игра “Умелые ручки”.

Погода была скверная. Шел крупный снег, сильно завывал ветер. В комнате скучали Шарик и Мурка. Вдруг от порыва ветра хлопнула дверь. …И перед ними появились Умелые ручки. Ура! - обрадовались кошка и щенок. Умелые ручки спрашивают: “Что вы такие грустные? Почему в комнате такой беспорядок? Что это за коробки стоят?”

“Это мусор , мы разбирали вещи в своих ящиках и нашли много ненужного” - ответил Шарик. “Сейчас мы все быстро уберем. Все ненужное выбросим”

“А вот выбрасывать пока ничего не надо, - заметили Умелые ручки – это именно тот материал, из которого можно сделать интересные поделки.”

Педагог: Умелые ручки поручили мне рассказать вам, ребята, о нетрадиционном природном материале, с которым мы сегодня научимся работать, из которого сделаем подарки – ёлочки.

Рассказ педагога: Применение перьев при украшении одежды и жилищ известно человечеству с незапамятных времен. Перья были важнейшим декоративным средством в доколумбовской Америке, Африке, Древнем Китае, Индии и других странах. В средневековой Европе ими украшали шлемы суровых рыцарей, позже они перебрались на шляпки прекрасных дам, на изготовление вееров. К нашему времени эта традиция вновь возрадилась немного в другом качестве. Работа с пером и пухом позволяет создавать настоящие произведения искусства. Это боа и воздушные воланы в вечерних туалетах, украшенные шляпки и другие головные уборы. Перья всех видов стали любимым материалом стилистов и дизайнеров. Брошь из перышек украсит любой лацкан, а цветы из перьев стали нежными акцентами в одежде и оформлении интерьера. Перья неотделимы от современной моды, они вдохновляют весь мир дизайна.

Украшение перьями применяется в декоративно-прикладном творчестве. Декоративные шкатулки, рамки для фотографий, абажуры и ёлочки.

2. Основной этап.

Педагог: Возьмите в руки перо.

Закройте глаза, потрогайте перо и подумайте о своих ощущениях. Какие образы при этом вспоминаются? Можно ли их реализовать?

Вначале рассмотрим строение пера. Оно состоит из полого стержня и опахала. Вы заметили, что опахала у перьев разные – плотные и рыхлые, это контурные и пуховые перья. Для работы подходят виды: а, б, в. При изготовлении ёлочки будем использовать вид: в.

Подготовка перьев к работе заключается в следующем. Их нужно рассортировать по виду, промыть и расчесать, если необходимо, то окрасить, определить какой стороной перья будут обращены вверх, на нижнюю сторону наносится кисточкой клей и помещают на выбранное место, т.е. выполняется аппликация птичьими перьями.

Для того, чтобы приступить к изготовлению ёлочки, поработаем с новым материалом на образце.

Вспомним о правилах техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

Возьмите картон произвольной формы. Выбрав перо, кисточкой с нижней стороны вдоль стержня наносим клей и накладываем на картон. Каждый следующий ряд должен нахлестываться на предыдущий, чтобы закрывались основания перьев. В этом заключается техника работы с перьям.

3. Контрольный этап.

Вопросы по проверке усвоения материала.

- Все ли перья одинаковые?

- Что собой представляет перо?

- Как можно изменить цвет пера?

- Как готовят перья к работе?

- Какую часть пера смазывают клеем ?

- По какому принципу размещают перья?

IV. Физкультминутка.

V. Практическая работа, закрепление изученного материала.

Педагог: Познакомившись с новым видом аппликации из природного материала, изучив и попробовав на образце технику работы с птичьими перьями, вы можете приступать к изготовлению новогоднего подарка – декоративной ёлочки. Для успешного выполнения составьте план-схему работы над изделием. В этом вам поможет:

- схема “Звездочка”

- инструкционная карта

- мастер-класс с пошаговыми фотографиями

- образец готового изделия.

Самостоятельная работа детей над изделием.

Индивидуальная работа педагога с детьми .

Защита индивидуальных проектов детьми.

VI. Подведение итогов занятия.

Педагог: Задача сегодняшнего занятия мы выполнили. На нашей выставке все изготовленные подарочные ёлочки. Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям они прочны, по технологическим – оригинальны и рациональны. Мы учли и экологические критерии – использовали отходы, бросовый материал. По эстетическим критериям – красивы. Конечно учтены экономические критерии- они доступны и практичны. Давайте вместе оценим наши работы.

VII. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- С каким приемом познакомились?

Как проявились творческие способности на занятии?

VIII. Домашнее задание.

Тема следующего занятия.

Уборка рабочего места.

Я рада вашим успехам сегодня на занятии. Спасибо за урок. Вы талантливые и способные. До следующей встречи.

Плакат с кроссвордом. Приложение № 1

 

 

 

Слайд № 7. Презентация № 1

Цель: создание эмоционального настроя, повышение мотивации обучения.

Сценка с участием детей средней группы

Цель: концентрация внимания учащихся.

 

 

 

 

Презентация № 1

Цель: удивить, заинтересовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация.

Цель: создание среды расслабления, уменьшение симптомов тревожности , повышение активности.

 

Презентация № 2

“Техника работы с перьями”. Слайд №1 и №2

Плакат “Памятка учащимся”. Слайд №3 Презентация № 2

 

Первичное закрепление материала.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к применению полученных знаний.

Цель: закрепление нового изученного материала, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации на успех.

 

Приложение № 2

Приложение № 3

Презентация № 3. Мастер-класс по изготовлению стилизованной ёлочки из перьев.

 

Мини-выставка работ.

Выбор лучшей работы на районную выставку.

 

 

 

Цель: дать самооценку результатов деятельности.