ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие проводится с детьми младшей группы, возраст 7-9 лет, первого года обучения. Тема рассчитана на одно занятие. На занятии дети получают знания и умения по работе с новым видом природного материала, овладевают приемами работы с перьями, изготавливают новогоднюю поделку - стилизованную ёлочку из картона и перьев, затем декорируют её.
Методические рекомендации
Занятие аппликацией из природного материала развивает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Успех занятия зависит не только от умения, но и от подбора наглядного материала. Кроме образцов изделия следует рассмотреть с детьми зарисовки из журналов, книг, открыток. Но нельзя требовать обычного копирования.
Работа с младшими кружковцами должна включать элементы игры, например, “Волшебный шаблон”. Отметить того, кто правильно обведет шаблон. (Левой рукой надо плотно прижать шаблон, обводить карандашом, зажатым в правой руке. Начинать движение “из-под” руки, а заканчивать “под” рукой. Линия карандаша должна быть одинаковой)
При работе с клеем и ножницами проводятся игры: “Клей-невидимка”, “Ножницы-художницы”. К этой же группе относится игра “Экономия”.
При выполнении любой аппликации из природного материала в комбинированной технике следует учитывать последовательность работы: выбор сюжета, составление эскиза, подбор необходимого материала по цвету, размеру и качеству, аккуратное наклеивание, оформление готовой работы.
Можно объединить детей в творческие группы по 2-3 человека. Каждая группа работает совместно над одной поделкой. (Творческие группы создаются после тренинга на совместимость)
Каждый ребенок или группа разрабатывает свой творческий проект. В помощь дается схема “Звездочка обдумывания” и алгоритм выполнения работы (инструкционная карта). Творческий проект защищается после выполнения работы.
Для реализации задач занятия предлагаю провести его как урок репродуктивно-деятельностный с элементами проблемного обучения, т.к. на занятии преобладает деятельность по изготовлению изделий в соответствии с предложенным образцом, однако присутствует элемент творчества, самостоятельного поиска. Особое значение отводится работе с инструкциями, составление собственных схем.
Форма обучения: урок.
Тип занятия: Изучение нового материала, урок творчества, репродуктивно-деятельностный.
Методы обучения: словесный - рассказ, беседа, объяснение; наглядный - образцы изделий, демонстрация готовых работ, плакаты, презентация.
Тема занятия. Аппликация из птичьих перьев. Изготовление новогоднего подарка – стилизованной ёлочки.
Раздел: Работа с природным материалом.
Цель занятия:
- развитие творческих способностей детей,
- создать условия для творческого развития личности ребенка и ситуацию успеха в работе,
- пробудить интерес детей к работе с природным материалом,
- развитие творческого мышления, способности анализировать, наблюдательности инициативы,
- воспитание уважительного отношения друг к другу, навыков взаимопонимания,
аккуратности, экономного расходования времени на занятии и природных материалов, бережного отношения к инструментам.
Задачи занятия:
Познакомить детей с новым видом природного материала – птичьими перьями, показать характерные особенности этого материала и приемы работы с ним.
Научить: технике работы, закрепить полученные навыки на практике.
Научить схематическому изображению, выделению составных частей, составлять план-схему поэтапного изготовления поделки.
Обогатить знания детей о возможностях комбинирования материалов.
Изделие: новогодняя поделка-подарок, выполненная в комбинированной технике -стилизованная ёлочка.
Материалы и инструменты:
1) природный материал, необходимый для изготовления - перья разного вида.
2) карандаши, белый картон, ножницы, клей ПВА, кисточка.
3) образец поделки, шаблон основы.
Методическое оснащение урока:
Презентация 1, 2, 3 Microsoft Office Power Point, таблицы, плакаты:
- памятка учащимся,
- правила по технике безопасности на занятиях,
- кроссворд,
- инструкционная карта выполнения работы
- плакат с поговорками о труде
- плакат “гимнастика для глаз”
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
- приветствие детей,
- проверка готовности к занятию,
- постановка темы, обозначение задач,
- тренинг-настрой.
II. Повторение ранее изученного материала, подготовка к восприятию нового - кроссворд.
III. Изучение нового материала.
1. Подготовительный этап.
- ролевая игра “Умелые ручки”,
- рассказ педагога,
2. Основной этап:
- знакомство с природным материалом, презентация № 1,
- приемы работы с материалом, презентация № 2,
- выработка начального навыка работы с перьями.
3. Контрольный этап.
- проверка усвоения изучаемого.
IV. Физкультминутка. Релаксация.
V. Закрепление изученного материала.
Практическая работа:
- план-схема работы над изделием
- схема “Звездочка”
- инструкционная карта
- демонстрация мастер-класса, презентация № 3
- защита индивидуальных проектов детьми.
VI. Подведение итогов занятия. Оценка выполненных работ.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
IХ. Окончание занятия.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Примечания |
II. Повторение ранее
изученного материала, подготовка к восприятию
нового материала. Педагог: Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы узнали о природных и подручных материалах в декоративно- прикладном творчестве на предыдущих занятиях. А поможет нам в этом – кроссворд. Если вы правильно ответите на все вопросы, то прочтете зашифрованное слово. III. Изучение нового материала. 1. Подготовительный этап.
Новый год – это конечно подарки. Отгадав загадку, вы узнаете какой подарок мы сегодня приготовим своими руками. Какая красавица раз в году наряжается? Правильно – ёлка, вот над изготовлением ёлочки мы и будем трудиться. Но из чего же нам ее сделать? Ролевая игра “Умелые ручки”. Погода была скверная. Шел крупный снег, сильно завывал ветер. В комнате скучали Шарик и Мурка. Вдруг от порыва ветра хлопнула дверь. …И перед ними появились Умелые ручки. Ура! - обрадовались кошка и щенок. Умелые ручки спрашивают: “Что вы такие грустные? Почему в комнате такой беспорядок? Что это за коробки стоят?” “Это мусор , мы разбирали вещи в своих ящиках и нашли много ненужного” - ответил Шарик. “Сейчас мы все быстро уберем. Все ненужное выбросим” “А вот выбрасывать пока ничего не надо, - заметили Умелые ручки – это именно тот материал, из которого можно сделать интересные поделки.” Педагог: Умелые ручки поручили мне рассказать вам, ребята, о нетрадиционном природном материале, с которым мы сегодня научимся работать, из которого сделаем подарки – ёлочки. Рассказ педагога: Применение перьев при украшении одежды и жилищ известно человечеству с незапамятных времен. Перья были важнейшим декоративным средством в доколумбовской Америке, Африке, Древнем Китае, Индии и других странах. В средневековой Европе ими украшали шлемы суровых рыцарей, позже они перебрались на шляпки прекрасных дам, на изготовление вееров. К нашему времени эта традиция вновь возрадилась немного в другом качестве. Работа с пером и пухом позволяет создавать настоящие произведения искусства. Это боа и воздушные воланы в вечерних туалетах, украшенные шляпки и другие головные уборы. Перья всех видов стали любимым материалом стилистов и дизайнеров. Брошь из перышек украсит любой лацкан, а цветы из перьев стали нежными акцентами в одежде и оформлении интерьера. Перья неотделимы от современной моды, они вдохновляют весь мир дизайна. Украшение перьями применяется в декоративно-прикладном творчестве. Декоративные шкатулки, рамки для фотографий, абажуры и ёлочки. 2. Основной этап. Педагог: Возьмите в руки перо. Закройте глаза, потрогайте перо и подумайте о своих ощущениях. Какие образы при этом вспоминаются? Можно ли их реализовать? Вначале рассмотрим строение пера. Оно состоит из полого стержня и опахала. Вы заметили, что опахала у перьев разные – плотные и рыхлые, это контурные и пуховые перья. Для работы подходят виды: а, б, в. При изготовлении ёлочки будем использовать вид: в. Подготовка перьев к работе заключается в следующем. Их нужно рассортировать по виду, промыть и расчесать, если необходимо, то окрасить, определить какой стороной перья будут обращены вверх, на нижнюю сторону наносится кисточкой клей и помещают на выбранное место, т.е. выполняется аппликация птичьими перьями. Для того, чтобы приступить к изготовлению ёлочки, поработаем с новым материалом на образце. Вспомним о правилах техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Возьмите картон произвольной формы. Выбрав перо, кисточкой с нижней стороны вдоль стержня наносим клей и накладываем на картон. Каждый следующий ряд должен нахлестываться на предыдущий, чтобы закрывались основания перьев. В этом заключается техника работы с перьям. 3. Контрольный этап. Вопросы по проверке усвоения материала. - Все ли перья одинаковые? - Что собой представляет перо? - Как можно изменить цвет пера? - Как готовят перья к работе? - Какую часть пера смазывают клеем ? - По какому принципу размещают перья? IV. Физкультминутка. V. Практическая работа, закрепление изученного материала. Педагог: Познакомившись с новым видом аппликации из природного материала, изучив и попробовав на образце технику работы с птичьими перьями, вы можете приступать к изготовлению новогоднего подарка – декоративной ёлочки. Для успешного выполнения составьте план-схему работы над изделием. В этом вам поможет:
Самостоятельная работа детей над изделием. Индивидуальная работа педагога с детьми . Защита индивидуальных проектов детьми. VI. Подведение итогов занятия. Педагог: Задача сегодняшнего занятия мы выполнили. На нашей выставке все изготовленные подарочные ёлочки. Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям они прочны, по технологическим – оригинальны и рациональны. Мы учли и экологические критерии – использовали отходы, бросовый материал. По эстетическим критериям – красивы. Конечно учтены экономические критерии- они доступны и практичны. Давайте вместе оценим наши работы. VII. Рефлексия. - Что нового узнали? - С каким приемом познакомились? Как проявились творческие способности на занятии? VIII. Домашнее задание. Тема следующего занятия. Уборка рабочего места. Я рада вашим успехам сегодня на занятии. Спасибо за урок. Вы талантливые и способные. До следующей встречи. |
Плакат с кроссвордом. Приложение
№ 1
Слайд № 7. Презентация № 1 Цель: создание эмоционального настроя, повышение мотивации обучения. Сценка с участием детей средней группы Цель: концентрация внимания учащихся.
Презентация № 1 Цель: удивить, заинтересовать.
Релаксация. Цель: создание среды расслабления, уменьшение симптомов тревожности , повышение активности.
“Техника работы с перьями”. Слайд №1 и №2 Плакат “Памятка учащимся”. Слайд №3 Презентация № 2
Первичное закрепление материала. Цель: готовность мышления и осознание потребности к применению полученных знаний. Цель: закрепление нового изученного материала, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации на успех.
Приложение № 2 Приложение № 3 Презентация № 3. Мастер-класс по изготовлению стилизованной ёлочки из перьев.
Мини-выставка работ. Выбор лучшей работы на районную выставку.
Цель: дать самооценку результатов деятельности. |