Цели урока:
- закрепление навыков устных и письменных вычислений в пределах 100;
- развитие умения решать задачи изученных видов;
- развитие мышления;
- формирование самоконтроля и самооценки учащихся;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие познавательного интереса к математике.
Оборудование:
- Презентация (компьютер)
- Большая разборная магнитная снежинка на доске
- Карточки №1 с примерами (разноуровневые)
- Карточки №2 с задачей
- Названия месяцев на плакатах (декабрь, январь, февраль)
- Числа 25, 31
- Снежинки с примерами и задачами для домашнего задания.
Сюжетная линия: Зима. Волшебная снежинка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, какое сейчас время года? /Зима/ (Слайд 1, 2)
- Какие зимние месяцы вы знаете? /Декабрь, январь, февраль/
- А сегодня на уроке вы узнаете, как эти месяцы назывались в старину.
- Какой любимый зимний праздник? /Новый год/
- Остаётся всего 2 недели до этого замечательного праздника. Но на улице очень мало снега. Поэтому Снегурочка отправила к нам из снежного царства (Слайд 3) свою помощницу снежинку, укрыть белым пушистым покрывалом всю землю, деревья, дома. Снежинка так торопилась, что по дороге все её шесть лучиков рассыпались. (Слайд 4) Но в жизни, как и в сказке часто происходит волшебство, поэтому мы с вами можем помочь снежинке собрать её лучики, если выполним правильно все задания на уроке.
- Поможем снежинке? /Да!/
Для этого надо быть (Слайд 5) внимательными, аккуратными, активными, сообразительными, честными, чтобы научиться правильно оценивать свою работу на уроке.
(Слайд 6)
II. Актуализация знаний.
Запишите в тетрадях 16 декабря.
Классная работа.
- Какое число записано на чистописании? /25/
- Из каких цифр оно состоит? /2 и 5/
Это число я выбрала не случайно, так как 25 декабря празднуется католическое рождество. (Слайд 7)
Напишите это число. Под числом, состоящим из самых красивых, правильно написанных цифр поставьте снежинки, но не больше пяти.
(У СНЕЖИНКИ НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВЫЙ ЛУЧИК)
- Ребята, что ещё вы можете сказать про число 25? /В нём 2 десятка и 5 единиц/
- Какое ещё число можно составить из этих цифр? /52/
- Сложите числа, обозначающие десятки и единицы. Сколько получилось? /7/ И семь сегодня не случайное число, потому что 7 января празднуют рождество христиане.
(На доске: 25, 52, 7)
- Из данных чисел, используя знаки составьте математические выражения.
/Возможные варианты:
25 + 7 = | 25 + 7 = 7 + 25 | 25 < 52 |
25 - 7 = | 52 - 25 > 7 | 52 > 7 |
52 - 25 = | * 52 + (25 - 7) = | 7 < 25 |
52 + 7 = | * 52 + (25 + 7) = | 52 - 7 - 25 |
52 - 7 = | * 52 - (25 + 7) = | 7 + 25 + 52 |
- Я подчеркну некоторые выражения, а вы запишите их в тетрадь и решите. А примеры со звёздочкой решат только те дети, которые раньше справятся с заданием.
- Что надо помнить решая пример со скобками? / Сначала считаем в скобках, затем по порядку/
ПРОВЕРКА. (Один ученик у доски записывает ответы). (Слайд 7: по щелчку - буквы)
Дети меняются тетрадями с соседом по парте.
Знакомство с оценочным листом.
0 ошибок * * * * *
1 - 2 ошибки * * * *
3 ошибки * * *
4 ошибки * *
5 ошибок *
Нарисуйте снежинки на полях тетради, около выполненного задания.
(У СНЕЖИНКИ НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ВТОРОЙ ЛУЧИК).
Назовите ответы в порядке возрастания. Что за слово получилось? /Студень/
- Что обозначает это слово? / Возможен вариант ответа: холодное мясное блюдо/
- Ребята это слово многозначное, ещё оно обозначает название первого зимнего месяца декабря. Очень часто он бывает без снега, и застуживает мороз всю нашу землю.
(Слайд 8)
Ребята, к нам в гости пришёл снеговичок и принёс примеры, решив которые мы узнаем название второго зимнего месяца. Возьмите карточки с длинными примерами снеговичка и решите их.
№1 25 + 5 + (6 + 4) - 9 =
№2 60 + (10 - 9) - 30 =
№3 10 + 10 + 10 + 1 =
№4 50 - 20 + 1 =
- Выберите по ответу примера название второго зимнего месяца:
92 - хмурень
31 - просинец (Слайд 8 по щелчку проверка)
10 - полузимник
Да, действительно, январь называется просинец, потому что больше становится ясных дней, чаще видно небо не затянутое снежными тучами.
А число 31 выбрано не случайно, так как и в декабре и в январе месяце всегда 31 день.
- У кого ответ в примере 31, нарисуйте на карточке пять снежинок, остальные дети ничего не рисуют.
(У СНЕЖИНКИ НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ТРЕТИЙ ЛУЧИК)
III. ФИЗМИНУТКА.(Слайд 9)
(Фонограмма песни "Снежинки":
-Как падают снежинки?
- Как садятся на ветки деревьев?
- Подул ветер, как они поднимаются?
- Кружатся. Медленно опускаются на землю.)
Чтобы узнать название третьего зимнего месяца мы решим задачи. Вы записываете только ответы в строчку, через запятую.
1) В детский сад привезли 2 ёлочки, а в школу на 3 ёлочки больше. Сколько ёлочек привезли в школу?
2) На ёлочке 14 шаров. 10 жёлтых, остальные красные. Сколько красных шаров на ёлочке?
3) Света вырезала 10 снежинок, а Вера на 3 меньше. Сколько снежинок вырезала Вера?
4) На кормушке было 9 птиц, 8 птиц улетели. Сколько птиц остались на кормушке?
5) Маша вырезала на ёлку 4 снежинки и Лена столько же. Сколько всего снежинок вырезали девочки?
6) Дима сделал 8 подарков, а Зина - 6. На сколько больше подарков сделал Дима, чем Зина?
7) В парке росли 10 берёз и 4 ёлочки. Насколько меньше было ёлочек, чем берёз в парке?
8) Мама купила для украшения ёлки 6 шаров золотого цвета и 3 шарика серебристого.
/Задача не решается, так как нет вопроса. А без вопроса нет задачи./
- А какие части задачи вы знаете? /Условие, вопрос, решение, ответ/
Какой вопрос вы хотели бы подобрать к этой задаче?
/Сколько всего шаров купила мама. Или: на сколько больше шаров золотого цвета, чем серебряного/
- Проверим нашу запись, если ответ правильный, на экране появится буква, а если нет буквы не будет. /5, 4, 7, 1, 8, 2, 6, 9/
(Появилось слово - вьюговей) (Слайд 10)
Вьюговеем называли в старину февраль, уж очень вьюжный он обычно бывает.
Поставьте снежинки на полях тетради, посмотрев на подсказку на доске.
(У СНЕЖИНКИ НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧЕТВЁРТЫЙ ЛУЧИК)
IV. На Новый год все мы любим петь песни, вот и автор учебника предложил нам подходящую к празднику задачу.
Работа с учебником стр. 63. №15 (Слайд 11)
- Что известно в задаче? /На первой кассете - 8 песен
На второй - на 4 песни больше, чем на первой,
На третьей - на 1 песню меньше, чем на второй.
- Что надо узнать в задаче? /Сколько песен на третьей кассете?/
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? /Нет./
- Что надо узнать сначала? /Сколько песен на второй кассете./
- Можем это узнать? /Да./
- Какие опорные слова надо взять для краткой записи?
(У доски, с обратной стороны ученик решает задачу).
Проверка. Кто решил правильно, поставьте на полях пять снежинок.
(У СНЕЖИНКИ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЯТЫЙ ЛУЧИК)
V.
(Слайд 12)
За вашей работой наблюдал снеговичок, и ему очень захотелось предложить вам своё задание. Возьмите карточку второго снеговичка. Прочитайте текст. Это задача? /Нет. Нет вопроса./
Но снеговичок приготовил для этой задачи много вопросов и много решений. Соедините вопрос и подходящее к нему решение.
На Новогодней ёлке плясали 5 медвежат и 8 зайчат. Четверо зверят ушли получать гостинцы.
1. Сколько всего зверей было сначала у ёлки?
2. На сколько больше зайчат, чем медвежат?
3. Сколько осталось медвежат, если ушли 4 медвежонка?
4. Сколько осталось зайчат, если ушли 4 зайчонка?
5. Сколько всего осталось зверят?
Проверка. (Слайд 12 по щелчку) Поставьте столько снежинок на карточке, сколько у вас правильных ответов.
(У СНЕЖИНКИ ПОЯВЛЯЕТСЯ ШЕСТОЙ ЛУЧИК)
- Вот и собрали мы нашу снежиночку. И она затанцевала от радости. (Слайд 13) Вы сегодня хорошо потрудились и нарисовали много снежинок. Сосчитайте их. (Слайд 14) У кого снежинок от 25 до 30 - нарисуйте на полях весёлую мордочку; у кого снежинок от 12 до 24 - нарисуйте задумчивую мордочку; у кого снежинок меньше 12, нарисуйте грустную мордочку.
Снегурочка прислала вам телеграммы: (Слайд 15) тем у кого мордочка в тетради улыбается она написала: "Молодец! Ты отлично работаешь на уроке."
Тем, у кого нарисована мордочка задумчивая: "Ты хорошо работаешь, но можешь лучше."
А тем, у кого нарисована грустная мордочка она написала "Стремись учиться лучше".
VI. Итог урока: (Слайд 16)
Снегурочке очень захотелось самой спросить у вас: "Чем занимались на уроке? Что узнали нового?"
VII. Домашнее задание.
А ещё Снегурочка принесла вам подарки для домашней работы: в одной коробочке задачи, а в другой примеры.
Кто хочет дома решить задачу, возьмёт задачу, кто хочет - примеры, примеры. А кто захочет, может взять для работы дома оба подарка.
Ребята, в классе, на ваших партах приклеены снежинки разного цвета: кому было интересно на уроке прикрепите на ёлочки на стене красные снежинки, а кому было не интересно, прикрепите жёлтые. (Слайд 17)
Молодцы! Всем спасибо. Урок закончен.