Программа по изучению родного края "Вятку открываем сообща"

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Краеведение - основа нравственного
воспитания народа.
Д.С.Лихачев

В настоящее время в России идет становление новой системы образования и воспитания. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей составляющей воспитания является воспитание патриота, уважающего традиции своей Родины. Реализации целей воспитания патриота поможет программа, которая предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и способствует развитию потребностей о действенной заботе будущего родного края, о сохранении его культурного и природного наследия. Краеведческие знания дают представления о месте родного края в регионе, России. Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдения над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Цель воспитания патриота помогает решить программа по изучению родного края “Вятку открываем сообща”.

Программа рассчитана на 4 года.

Цель программы: воспитание патриотизма через систему урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.

Задачи:

  1. Воспитывать у обучающихся любовь к родному краю, к своей малой родине.
  2. Знакомить с историей родного края.
  3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
№ п/п Мероприятия

Сроки

Ответственный Отметка о выполнении

2006-2007 уч. год “70-летию Кировской области посвящается”

Учебная деятельность

1

Проведение уроков краеведения в 6-8 классах

В течение года

Уч. краеведения

+

2

Интеграция краеведения и географии на базе 6 класса по теме: “Природа и население своей местности”

В течение года

Уч. краеведения

+

Внеклассная, внеурочная деятельность

1

Работа лекторской группы старшеклассников. Темы лекций:

а) “Из истории образования области”;

б) “Герб и флаг – это звучит гордо”;

в) “Вклад кировчан в Победу”;

г) “Нашей области 70 лет”.

1 полугодие

Уч. истории,

уч. географии

+

2

Викторина “Знаешь ли ты родной край?”

Декабрь

Уч. краеведения

+

3

Мероприятия, посвященные жизни и деятельности С.М.Кирова:

а) утренник “Наш Мироныч” (1-4 кл);

б) читательская конференция по книге А.Голубевой “Мальчик из Уржума” (5-7 кл);

в) викторина “Жизнь и деятельность С.М. Кирова” (8 кл);

г) лекция “С.М.Киров и искусство” (10-11 кл).

Декабрь

Кл. руководители

+

4

Игра-путешествие “Мы – кировчане” (5-11 кл)

Декабрь

Кл. руководители, уч. краеведения

+

5

Выпуск стенгазеты о С.М.Кирове

Март

Уч. ИЗО

+

6

Участие в районной олимпиаде по природному краеведению

Ноябрь

Уч. краеведения

+

7

Подготовка и участие в районной игре-олимпиаде “Взрослейте и умейте – 2007”

Январь

Зам. дир. по УВР, уч. предметники

+

Исследовательская деятельность

1

Написание исследовательской работы на тему: “Описание оврага в окрестностях села Б.Рой”

1 четверть

Уч. краеведения

+

2

Написание исследовательской работы на тему: “Красно-книжные животные Уржумского района”

1 четверть

Уч. биологии

+

Проектная деятельность

1

Написание проектов на уроках краеведения в 8-9 классах по темам программы

В течение года

Уч. краеведения

+

2

Подготовка проектов для участия в районном конкурсе на географической олимпиаде. Темы:

а) “Проблема охраны природы в зоне отдыха жителей с. Б.Рой” (8 кл);

б) “Проблемы малых рек Кировской области” (10 кл)

1 четверть

Уч. географии

+

Экскурсионная работа

1

Экскурсия в музей С.М.Кирова г. Уржума

Каникулы

Кл. рук.

+

Работа с архивом

1

Поиск материалов по теме года в районном и областном архивах

В течение года

Уч. краеведения

+

2007-2008 уч. год “Год семьи”

Учебная деятельность

1

Проведение уроков краеведения в 7-9 классах

В течение года

Уч. краеведения

+

2

Интеграция краеведения и географии на базе 6 класса

В течение года

Уч. краеведения

+

Внеклассная, внеурочная деятельность

1

Сбор краеведческого материала по теме: “Учителя в годы войны”

В течение года

Ст. вожатая

+

2

Сбор материала и оформление альбома о нашем земляке-художнике К.Е.Максимове

В течение года

Уч. ИЗО

+

3

Оформление альбома на тему: “Навечно в памяти народной”

Февраль

Уч. краеведения

+

4

Сбор материала о генерал-майоре Петрове М.И. на тему: “От лесосплавщика до генерала”

В течение года

Библиотекарь

+

5

Операция “Живи, родник, живи!” (1-9 кл)

Сентябрь-октябрь

Кл. рук.

+

6

Участие в районных краеведческих олимпиадах по природному и историческому краеведению

Ноябрь

Уч. краеведения

+

7

Подготовка и участие в районной игре-олимпиаде “Взрослейте и умейте – 2008”

Январь

Зам. дир. по УВР, уч. предметники

+

8

Участие в эвристической дистанционной олимпиаде по краеведению 7-11 классы

Май

Уч. информатики, уч. краеведения

+

Исследовательская деятельность

1

Написание исследовательской работы “Судьба семьи в судьбе страны”

2 четверть

Уч. краеведения

+

2

Написание исследовательской работы “Семья Васнецовых”

2 четверть

Уч. краеведения

+

3

Написание исследовательской работы “Описание родников в окрестностях с. Б.Рой”

2 четверть

Уч. краеведения

+

Проектная деятельность

1

Написание проектов на уроках краеведения в 8-9 классах по темам программы

В течение года

Уч. краеведения

+

2

Защита проекта на районной географической олимпиаде по теме: “Оценка качества воды рек бассейна Вятки на примере реки Ройки” (8 кл)

1 четверть

Уч. географии

+

3

Написание и защита проекта в форме презентации на тему: “Восемь чудес Вятки” (9 кл)

1 четверть

Уч. географии

+

Экскурсионная работа

1

Экскурсия в краеведческий музей г. Малмыжа

Каникулы

Кл. рук.

+

Работа с архивом

1

Поиск материалов по теме года в районном и областном архивах

В течение года

Уч. краеведения

+

2008-2009 уч. год “Край наш Вятский”

Учебная деятельность

1

Проведение уроков краеведения в 8-9 классах

В течение года

Уч. краеведения

+

2

Интеграция краеведения и географии в ходе изучения в 6 классе интегрированного курса “География и краеведение”

В течение года

Уч. краеведения

+

Внеклассная, внеурочная деятельность

1

Сбор краеведческого материала по теме: “Ветераны д. Танабаево”

В течение года

Уч. краеведения

+

2

Оформление альбомов:

а) “Братья Васнецовы”;

б) “Певец Шаляпин”;

в) “Поэты Уржумской земли”

В течение года

Уч. предметники

+

3

Заочное путешествие по г. Уржуму

Январь

Уч. краеведения

 

4

Районный конкурс сочинений “Край наш Вятский”

Ноябрь

Уч. литературы

 

5

Подготовка и участие в районной игре-олимпиаде “Взрослейте и умейте – 2009”

Январь

Зам. дир. по УВР, уч. предметники

+

6

Операция “Муравейник” (1-4 кл)

Май

Уч. нач. классов

+

7

Участие в эвристической дистанционной олимпиаде по краеведению 7-11 классы

Февраль

Учитель информатики, уч. краеведения

+

8

Участие в районных предметных олимпиадах по природному и историческому краеведению

Март

Уч. краеведения

+

Исследовательская деятельность

1

Написание исследовательских работ на тему:
  • “Описание карьера в окрестностях села Большой Рой”;
  • “С.Н. Лапшин – почётный гражданин г. Уржума”;
  • “Зимующие птицы с. Большой Рой”.

1 полугодие

Уч. краеведения, уч. биологии, уч. истории

+

Проектная деятельность

1

Написание проектов на уроках краеведения в 8-9 классах по темам программы

В течение года

Уч. краеведения

+

2

Подготовка проектов для участия в районном конкурсе на географической олимпиаде. Темы:

а) “Влияние чистоты воздуха на здоровье населения нашей местности”;

б) “Из истории охраны природы в Уржумском районе”

1 четверть

Уч. географии

+

 

Экскурсионная работа

 

1

Экскурсия на Береснятский водопад в Советский район Кировской области

Осенние каникулы

Уч. биологии, кл. руководители

+

2

Экскурсии в краеведческие музеи г. Советска и г. Уржума Кировской области

Осенние каникулы

Уч. биологии, кл. руководители

+

3

Экскурсия на обнажение реки Ройки

1 четверть

Учитель географии

 

Работа с архивом

1

Работа в районном архиве г. Уржума

В течение года

Учителя-предметники

+

2

Работа в районной центральной библиотеке г. Уржума

В течение года

Учителя-предметники

+

3

Работ в архиве краеведческого музея г. Уржума

В течение года

Учителя-предметники

+

2009-2010 уч. год “65-летию Победы посвящается”

Учебная деятельность

1

Проведение уроков краеведения в 8-9 классах

В течение года

Уч. краеведения

+

2

Интеграция краеведения и географии в ходе изучения в 6 классе интегрированного курса “География и краеведение”

В течение года

Уч. краеведения

+

Внеклассная, внеурочная деятельность

1

Оформление районного альбома-эстафеты к 65-летию Победы

Январь

Ст. вожатая, уч. краеведения

+

2

Сбор краеведческого материала по теме: “Ветераны рассказывают…”

В течение года

Уч. краеведения

+

3

Оформление альбома “Ветераны ВОВ – жители нашего села”

В течение года

Уч. краеведения

 

4

Оформление альбома “Наша школа в годы войны”

В течение года

Ст. вожатая

 

5

Конкурс сочинений “Орден в моем доме”

Май

Уч. литературы

 

6

Устный журнал “Герои Советского Союза – выпускники нашей школы”

Февраль

Уч. истории, уч. краеведения

 

7

Встреча с участником 1 Чеченской войны – Александровым Д.В.

Май

Уч. истории, зам дир. по УВР

 

8

Подготовка и участие в районной игре-олимпиаде “Взрослейте и умейте – 2010”

Январь

Зам. дир. по УВР, уч. предметники

 

Исследовательская деятельность

1

Выполнение исследовательских работ на темы:
  • “Неизвестное лицо войны (страшные страницы фашистской неволи)”;
  • “Вятчане в войнах 19 века”;
  • “Бабочки окрестностей села Большой Рой”;
  • “Изучение долины реки Ройки”.

Февраль

Уч. краеведения, уч. биологии, уч. истории

 

2

Разработка экскурсии по селу на тему: “Люби свой край и воспевай”

Май

Уч. краеведения

 

Проектная деятельность

1

Работа над проектом “Строительство мини-ГЭС на реке Ройке”

2 четверть

Уч. краеведения и географии  

2

Работа над проектом “Строительство ЦБК в Кировской области”

3 четверть

Уч. краеведения и географии  

Экскурсионная работа

1

Экскурсия в краеведческие музеи г. Уржума и г. Нолинска

Каникулы

Кл. рук.

 

2

Экскурсия в краеведческий музей г. Уржума

Каникулы

Кл. рук.  

Работа с архивом

1

Поиск материалов по теме года в районном и областном архивах

В течение года

Уч. краеведения