Пояснительная записка
Краеведение - основа нравственного
воспитания народа.
Д.С.Лихачев
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и воспитания. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей составляющей воспитания является воспитание патриота, уважающего традиции своей Родины. Реализации целей воспитания патриота поможет программа, которая предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и способствует развитию потребностей о действенной заботе будущего родного края, о сохранении его культурного и природного наследия. Краеведческие знания дают представления о месте родного края в регионе, России. Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдения над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Цель воспитания патриота помогает решить программа по изучению родного края “Вятку открываем сообща”.
Программа рассчитана на 4 года.
Цель программы: воспитание патриотизма через систему урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.
Задачи:
- Воспитывать у обучающихся любовь к родному краю, к своей малой родине.
- Знакомить с историей родного края.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
Ответственный | Отметка о выполнении | ||||||
2006-2007 уч. год “70-летию Кировской области посвящается” |
||||||||||
Учебная деятельность |
||||||||||
1 |
Проведение уроков краеведения в 6-8 классах | В течение года |
Уч. краеведения | + |
||||||
2 |
Интеграция краеведения и географии на базе 6 класса по теме: “Природа и население своей местности” | В течение года |
Уч. краеведения | + |
||||||
Внеклассная, внеурочная деятельность |
||||||||||
1 |
Работа лекторской группы
старшеклассников. Темы лекций: а) “Из истории образования области”; б) “Герб и флаг – это звучит гордо”; в) “Вклад кировчан в Победу”; г) “Нашей области 70 лет”. |
1 полугодие |
Уч. истории, уч. географии |
+ |
||||||
2 |
Викторина “Знаешь ли ты родной край?” | Декабрь |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
3 |
Мероприятия, посвященные
жизни и деятельности С.М.Кирова: а) утренник “Наш Мироныч” (1-4 кл); б) читательская конференция по книге А.Голубевой “Мальчик из Уржума” (5-7 кл); в) викторина “Жизнь и деятельность С.М. Кирова” (8 кл); г) лекция “С.М.Киров и искусство” (10-11 кл). |
Декабрь |
Кл. руководители |
+ |
||||||
4 |
Игра-путешествие “Мы – кировчане” (5-11 кл) | Декабрь |
Кл. руководители, уч. краеведения |
+ |
||||||
5 |
Выпуск стенгазеты о С.М.Кирове | Март |
Уч. ИЗО |
+ |
||||||
6 |
Участие в районной олимпиаде по природному краеведению | Ноябрь |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
7 |
Подготовка и участие в районной игре-олимпиаде “Взрослейте и умейте – 2007” | Январь |
Зам. дир. по УВР, уч. предметники |
+ |
||||||
Исследовательская деятельность | ||||||||||
1 |
Написание исследовательской работы на тему: “Описание оврага в окрестностях села Б.Рой” | 1 четверть |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
2 |
Написание исследовательской работы на тему: “Красно-книжные животные Уржумского района” | 1 четверть |
Уч. биологии |
+ |
||||||
Проектная деятельность |
||||||||||
1 |
Написание проектов на уроках краеведения в 8-9 классах по темам программы | В течение года |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
2 |
Подготовка проектов для
участия в районном конкурсе на географической
олимпиаде. Темы: а) “Проблема охраны природы в зоне отдыха жителей с. Б.Рой” (8 кл); б) “Проблемы малых рек Кировской области” (10 кл) |
1 четверть |
Уч. географии |
+ |
||||||
Экскурсионная работа |
||||||||||
1 |
Экскурсия в музей С.М.Кирова г. Уржума | Каникулы |
Кл. рук. |
+ |
||||||
Работа с архивом |
||||||||||
1 |
Поиск материалов по теме года в районном и областном архивах | В течение года |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
2007-2008 уч. год “Год семьи” |
||||||||||
Учебная деятельность |
||||||||||
1 |
Проведение уроков краеведения в 7-9 классах | В течение года |
Уч. краеведения | + |
||||||
2 |
Интеграция краеведения и географии на базе 6 класса | В течение года |
Уч. краеведения | + |
||||||
Внеклассная, внеурочная деятельность |
||||||||||
1 |
Сбор краеведческого материала по теме: “Учителя в годы войны” | В течение года |
Ст. вожатая |
+ |
||||||
2 |
Сбор материала и оформление альбома о нашем земляке-художнике К.Е.Максимове | В течение года |
Уч. ИЗО |
+ |
||||||
3 |
Оформление альбома на тему: “Навечно в памяти народной” | Февраль |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
4 |
Сбор материала о генерал-майоре Петрове М.И. на тему: “От лесосплавщика до генерала” | В течение года |
Библиотекарь |
+ |
||||||
5 |
Операция “Живи, родник, живи!” (1-9 кл) | Сентябрь-октябрь |
Кл. рук. |
+ |
||||||
6 |
Участие в районных краеведческих олимпиадах по природному и историческому краеведению | Ноябрь |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
7 |
Подготовка и участие в районной игре-олимпиаде “Взрослейте и умейте – 2008” | Январь |
Зам. дир. по УВР, уч. предметники |
+ |
||||||
8 |
Участие в эвристической дистанционной олимпиаде по краеведению 7-11 классы | Май |
Уч. информатики, уч. краеведения |
+ |
||||||
Исследовательская деятельность |
||||||||||
1 |
Написание исследовательской работы “Судьба семьи в судьбе страны” | 2 четверть |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
2 |
Написание исследовательской работы “Семья Васнецовых” | 2 четверть |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
3 |
Написание исследовательской работы “Описание родников в окрестностях с. Б.Рой” | 2 четверть |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
Проектная деятельность |
||||||||||
1 |
Написание проектов на уроках краеведения в 8-9 классах по темам программы | В течение года |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
2 |
Защита проекта на районной географической олимпиаде по теме: “Оценка качества воды рек бассейна Вятки на примере реки Ройки” (8 кл) | 1 четверть |
Уч. географии |
+ |
||||||
3 |
Написание и защита проекта в форме презентации на тему: “Восемь чудес Вятки” (9 кл) | 1 четверть |
Уч. географии |
+ |
||||||
Экскурсионная работа |
||||||||||
1 |
Экскурсия в краеведческий музей г. Малмыжа | Каникулы |
Кл. рук. |
+ |
||||||
Работа с архивом |
||||||||||
1 |
Поиск материалов по теме года в районном и областном архивах | В течение года |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
2008-2009 уч. год “Край наш Вятский” |
||||||||||
Учебная деятельность |
||||||||||
1 |
Проведение уроков краеведения в 8-9 классах | В течение года |
Уч. краеведения | + |
||||||
2 |
Интеграция краеведения и географии в ходе изучения в 6 классе интегрированного курса “География и краеведение” | В течение года |
Уч. краеведения | + |
||||||
Внеклассная, внеурочная деятельность |
||||||||||
1 |
Сбор краеведческого материала по теме: “Ветераны д. Танабаево” | В течение года |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
2 |
Оформление альбомов: а) “Братья Васнецовы”; б) “Певец Шаляпин”; в) “Поэты Уржумской земли” |
В течение года |
Уч. предметники |
+ |
||||||
3 |
Заочное путешествие по г. Уржуму | Январь |
Уч. краеведения |
|||||||
4 |
Районный конкурс сочинений “Край наш Вятский” | Ноябрь |
Уч. литературы |
|||||||
5 |
Подготовка и участие в районной игре-олимпиаде “Взрослейте и умейте – 2009” | Январь |
Зам. дир. по УВР, уч. предметники |
+ |
||||||
6 |
Операция “Муравейник” (1-4 кл) | Май |
Уч. нач. классов |
+ |
||||||
7 |
Участие в эвристической дистанционной олимпиаде по краеведению 7-11 классы | Февраль |
Учитель информатики, уч. краеведения | + |
||||||
8 |
Участие в районных предметных олимпиадах по природному и историческому краеведению | Март |
Уч. краеведения | + |
||||||
Исследовательская деятельность |
||||||||||
1 |
Написание
исследовательских работ на тему:
|
1 полугодие |
Уч. краеведения, уч. биологии, уч. истории |
+ |
||||||
Проектная деятельность |
||||||||||
1 |
Написание проектов на уроках краеведения в 8-9 классах по темам программы | В течение года |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
2 |
Подготовка проектов для
участия в районном конкурсе на географической
олимпиаде. Темы: а) “Влияние чистоты воздуха на здоровье населения нашей местности”; б) “Из истории охраны природы в Уржумском районе” |
1 четверть |
Уч. географии |
+
|
||||||
Экскурсионная работа |
||||||||||
1 |
Экскурсия на Береснятский водопад в Советский район Кировской области | Осенние каникулы |
Уч. биологии, кл. руководители |
+ |
||||||
2 |
Экскурсии в краеведческие музеи г. Советска и г. Уржума Кировской области | Осенние каникулы |
Уч. биологии, кл. руководители |
+ |
||||||
3 |
Экскурсия на обнажение реки Ройки | 1 четверть |
Учитель географии |
|||||||
Работа с архивом |
||||||||||
1 |
Работа в районном архиве г. Уржума | В течение года |
Учителя-предметники | + |
||||||
2 |
Работа в районной центральной библиотеке г. Уржума | В течение года |
Учителя-предметники | + |
||||||
3 |
Работ в архиве краеведческого музея г. Уржума | В течение года |
Учителя-предметники | + |
||||||
2009-2010 уч. год “65-летию Победы посвящается” |
||||||||||
Учебная деятельность |
||||||||||
1 |
Проведение уроков краеведения в 8-9 классах | В течение года |
Уч. краеведения | + |
||||||
2 |
Интеграция краеведения и географии в ходе изучения в 6 классе интегрированного курса “География и краеведение” | В течение года |
Уч. краеведения | + |
||||||
Внеклассная, внеурочная деятельность |
||||||||||
1 |
Оформление районного альбома-эстафеты к 65-летию Победы | Январь |
Ст. вожатая, уч. краеведения |
+ |
||||||
2 |
Сбор краеведческого материала по теме: “Ветераны рассказывают…” | В течение года |
Уч. краеведения |
+ |
||||||
3 |
Оформление альбома “Ветераны ВОВ – жители нашего села” | В течение года |
Уч. краеведения |
|||||||
4 |
Оформление альбома “Наша школа в годы войны” | В течение года |
Ст. вожатая |
|||||||
5 |
Конкурс сочинений “Орден в моем доме” | Май |
Уч. литературы |
|||||||
6 |
Устный журнал “Герои Советского Союза – выпускники нашей школы” | Февраль |
Уч. истории, уч. краеведения |
|||||||
7 |
Встреча с участником 1 Чеченской войны – Александровым Д.В. | Май |
Уч. истории, зам дир. по УВР |
|||||||
8 |
Подготовка и участие в районной игре-олимпиаде “Взрослейте и умейте – 2010” | Январь |
Зам. дир. по УВР, уч. предметники |
|||||||
Исследовательская деятельность |
||||||||||
1 |
Выполнение
исследовательских работ на темы:
|
Февраль |
Уч. краеведения, уч. биологии, уч. истории |
|||||||
2 |
Разработка экскурсии по селу на тему: “Люби свой край и воспевай” | Май |
Уч. краеведения |
|||||||
Проектная деятельность |
||||||||||
1 |
Работа над проектом “Строительство мини-ГЭС на реке Ройке” | 2 четверть |
Уч. краеведения и географии | |||||||
2 |
Работа над проектом “Строительство ЦБК в Кировской области” | 3 четверть |
Уч. краеведения и географии | |||||||
Экскурсионная работа |
||||||||||
1 |
Экскурсия в краеведческие музеи г. Уржума и г. Нолинска | Каникулы |
Кл. рук. |
|||||||
2 |
Экскурсия в краеведческий музей г. Уржума | Каникулы |
Кл. рук. | |||||||
Работа с архивом |
||||||||||
1 |
Поиск материалов по теме года в районном и областном архивах | В течение года |
Уч. краеведения |