Урок развития устной речи в коррекционном классе (VIII вид) по теме "Я здоровье берегу – сам себе я помогу"

Разделы: Начальная школа


Цель - обобщить знания детей по темам "Режим дня", "Мой организм. Органы чувств", "Охрана здоровья".

1. Вступительная беседа

Учитель: - Говорят, что люди дорожат 3 вещами: богатством, славой, властью. Многие стремятся к этому, но, получив, не становятся счастливыми.

Вывешивается аншлаг с пословицей.

- Как вы объясните пословицу "Здоровый нищий счастливее больного короля"?

(Можно предложить для объяснения и другие пословицы: "Здоровому каждый день праздник", "Здоровому всё здорово", "Здоровье - самое большое богатство".)

- Приходилось ли вам болеть?

- Чем больной человек отличается от здорового человека?

- Встречаясь с людьми, мы говорим: "Здравствуйте", а задумывались ли вы над смыслом этого слова?

- С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: "Будь здрав", позже - "Будь здоров", ещё позже - "Здравствуйте". Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, - здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать.

- Здоровье - главное богатство и условие для счастья человека.

- Сейчас, ребята, перед нами откроются одна за другой страницы устного журнала "Я здоровье берегу - сам себе я помогу". Они помогут нам вспомнить о том, что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье.

1 страница "Личная гигиена"

Загадки о предметах личной гигиены.

1. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
2. Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам.
3. Овцу в нём видела овца,
А обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя увидел неряху
Лохматого.
4. А о ком я расскажу?
Говорит дорожка -
Два вышитых конца:
"Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня".
5. Лёг в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утрёт потоки слёз,
Не забудет и про нос.
6. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

Отгадки: расчёска, зубная щётка, зеркало, полотенце, носовой платок, мыло. (выставляются иллюстрации с изображением данных предметов)

Учитель: - Что это за предметы? (предметы личной гигиены)

- Почему у каждого члена семьи должна быть своя зубная щётка, своя расчёска и своя мочалка?

- Почему одним куском мыла могут пользоваться все?

2 страница "Мой организм

Работа с карточками (см. Приложение 1).

Каждый ученик получает карточку с изображением лица человека. Задание - назвать, какой части лица не хватает и для чего нужен этот орган (глаза, уши, нос, зубы).

Дополнительное задание (каждому):

"Глаза" - выбрать из предложений, записанных на карточке, те, которые помогут сохранить зрение.

- Читаю лёжа.

- Сижу за столом прямо, не пишу с низко опущенной головой.

- Не читаю в транспорте.

- Смотрю телевизор, сколько хочу.

- При выполнении домашнего задания ставлю лампу слева.

- Читаю в темноте.

- Не бегаю с острыми предметами в руках.

"Уши" - рассказать по серии сюжетных картинок, что произошло с мальчиком (ткнул в ухо посторонним предметом) и что нужно сделать, чтобы помочь ему.

"Нос" - рассказать, что нужно сделать, чтобы вылечить насморк.

"Зубы" - выбрать из предложений, записанных на карточке, те, которые помогут сохранить зубы здоровыми.

- Никогда не чищу зубы.

- Чищу зубы 2 раза в день - утром и вечером.

- Прочищаю зубы иголкой.

- Полощу рот после еды.

- Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

- Почистив вечером зубы, не ем сладостей.

"Оздоровительная минутка"

Упражнения на развитие дыхания:

"Пилка дров" (дети становятся друг напротив друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох).

"Греюсь на морозе" (дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки).

"Покатай карандаш" (детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш).

3 страница "Витаминные продукты".

Работа с тетрадью на печатной основе.

(мы использовали рабочую тетрадь Коваленко Л.И. Окружающий мир.1 класс. - Саратов: Лицей, 2006. - с.68-70.)

Учитель: - Для чего нужны витамины?

- Где их больше всего? (в ягодах, овощах и фруктах)

Задания:

1. Обведи зелёным карандашом овощи, красным - ягоды, жёлтым - фрукты.

2. Допиши предложения.

- Чтобы поскорей избавиться от простуды, больному нужно есть больше:

- Если у человека близорукость, он обязательно должен есть:

3. Какое правило зашифровано в этом рисунке? (мыть овощи, фрукты, ягоды перед едой)

4. Какая пища полезней: овощной салат или бутерброды? Почему?

4 страница "Режим дня".

Учитель: - Что такое "режим дня"? (установленный порядок дня)

- Для чего нужно соблюдать режим дня?

Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять,
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.

Коллективная работа у доски (см. Приложение 2).

Восстановить порядок иллюстраций, изображающих распорядок дня.

Учитель: - Бывают ли дни, когда ты нарушаешь свой режим?

- Что это за дни? (выходные, праздничные)

- Как ты себя потом чувствуешь?

5 страница "Это зависит от тебя".

Работа с иллюстрациями (см. Приложение 3).

Учитель: - Как вы думаете, что случилось с этими детьми? (показывает картинки с больными детьми)

- Могут ли они сами помочь себе? Как?

- К какому врачу им надо обратиться?

- Как вызвать "Скорую помощь"?

- Что нужно делать, чтобы не болеть? (закаляться, правильно питаться, соблюдать правила гигиены, мыть овощи, фрукты, ягоды, соблюдать режим дня, одеваться по погоде, заниматься спортом и т. д.)

Итоговое задание. Самостоятельная работа с карточками (см. Приложение 4).

"Рассмотри рисунки, Кто из ребят заботится о своём здоровье, о здоровье окружающих, а кто нет? Закрась кружочек на картинке, где дети поступают правильно, синим цветом, а где их поведение угрожает здоровью - красным".

После выполнения задания дети объясняют свой выбор.

Учитель: - Наш журнал закрывается. Давайте ещё раз и хором прочитаем пословицу о здоровье, которую разбирали в начале урока.

Детям вручаются сертификаты "Знатоку Азбуки здоровья".