Цель - обобщить знания детей по темам "Режим дня", "Мой организм. Органы чувств", "Охрана здоровья".
1. Вступительная беседа
Учитель: - Говорят, что люди дорожат 3 вещами: богатством, славой, властью. Многие стремятся к этому, но, получив, не становятся счастливыми.
Вывешивается аншлаг с пословицей.
- Как вы объясните пословицу "Здоровый нищий счастливее больного короля"?
(Можно предложить для объяснения и другие пословицы: "Здоровому каждый день праздник", "Здоровому всё здорово", "Здоровье - самое большое богатство".)
- Приходилось ли вам болеть?
- Чем больной человек отличается от здорового человека?
- Встречаясь с людьми, мы говорим: "Здравствуйте", а задумывались ли вы над смыслом этого слова?
- С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: "Будь здрав", позже - "Будь здоров", ещё позже - "Здравствуйте". Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, - здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать.
- Здоровье - главное богатство и условие для счастья человека.
- Сейчас, ребята, перед нами откроются одна за другой страницы устного журнала "Я здоровье берегу - сам себе я помогу". Они помогут нам вспомнить о том, что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье.
1 страница "Личная гигиена"
Загадки о предметах личной гигиены.
1. Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. |
2. Волосистою головкой В рот она влезает ловко И считает зубы нам По утрам и вечерам. |
3. Овцу в нём видела овца, А обезьяну - обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя увидел неряху Лохматого. |
4. А о ком я расскажу? Говорит дорожка - Два вышитых конца: "Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица! Иначе ты в полдня Испачкаешь меня". |
5. Лёг в карман и караулит Рёву, плаксу и грязнулю, Им утрёт потоки слёз, Не забудет и про нос. |
6. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. |
Отгадки: расчёска, зубная щётка, зеркало, полотенце, носовой платок, мыло. (выставляются иллюстрации с изображением данных предметов)
Учитель: - Что это за предметы? (предметы личной гигиены)
- Почему у каждого члена семьи должна быть своя зубная щётка, своя расчёска и своя мочалка?
- Почему одним куском мыла могут пользоваться все?
2 страница "Мой организм
Работа с карточками (см. Приложение 1).
Каждый ученик получает карточку с изображением лица человека. Задание - назвать, какой части лица не хватает и для чего нужен этот орган (глаза, уши, нос, зубы).
Дополнительное задание (каждому):
"Глаза" - выбрать из предложений, записанных на карточке, те, которые помогут сохранить зрение.
- Читаю лёжа.
- Сижу за столом прямо, не пишу с низко опущенной головой.
- Не читаю в транспорте.
- Смотрю телевизор, сколько хочу.
- При выполнении домашнего задания ставлю лампу слева.
- Читаю в темноте.
- Не бегаю с острыми предметами в руках.
"Уши" - рассказать по серии сюжетных картинок, что произошло с мальчиком (ткнул в ухо посторонним предметом) и что нужно сделать, чтобы помочь ему.
"Нос" - рассказать, что нужно сделать, чтобы вылечить насморк.
"Зубы" - выбрать из предложений, записанных на карточке, те, которые помогут сохранить зубы здоровыми.
- Никогда не чищу зубы.
- Чищу зубы 2 раза в день - утром и вечером.
- Прочищаю зубы иголкой.
- Полощу рот после еды.
- Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
- Почистив вечером зубы, не ем сладостей.
"Оздоровительная минутка"
Упражнения на развитие дыхания:
"Пилка дров" (дети становятся друг напротив друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох).
"Греюсь на морозе" (дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки).
"Покатай карандаш" (детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш).
3 страница "Витаминные продукты".
Работа с тетрадью на печатной основе.
(мы использовали рабочую тетрадь Коваленко Л.И. Окружающий мир.1 класс. - Саратов: Лицей, 2006. - с.68-70.)
Учитель: - Для чего нужны витамины?
- Где их больше всего? (в ягодах, овощах и фруктах)
Задания:
1. Обведи зелёным карандашом овощи, красным - ягоды, жёлтым - фрукты.
2. Допиши предложения.
- Чтобы поскорей избавиться от простуды, больному нужно есть больше:
- Если у человека близорукость, он обязательно должен есть:
3. Какое правило зашифровано в этом рисунке? (мыть овощи, фрукты, ягоды перед едой)
4. Какая пища полезней: овощной салат или бутерброды? Почему?
4 страница "Режим дня".
Учитель: - Что такое "режим дня"? (установленный порядок дня)
- Для чего нужно соблюдать режим дня?
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять,
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
Коллективная работа у доски (см. Приложение 2).
Восстановить порядок иллюстраций, изображающих распорядок дня.
Учитель: - Бывают ли дни, когда ты нарушаешь свой режим?
- Что это за дни? (выходные, праздничные)
- Как ты себя потом чувствуешь?
5 страница "Это зависит от тебя".
Работа с иллюстрациями (см. Приложение 3).
Учитель: - Как вы думаете, что случилось с этими детьми? (показывает картинки с больными детьми)
- Могут ли они сами помочь себе? Как?
- К какому врачу им надо обратиться?
- Как вызвать "Скорую помощь"?
- Что нужно делать, чтобы не болеть? (закаляться, правильно питаться, соблюдать правила гигиены, мыть овощи, фрукты, ягоды, соблюдать режим дня, одеваться по погоде, заниматься спортом и т. д.)
Итоговое задание. Самостоятельная работа с карточками (см. Приложение 4).
"Рассмотри рисунки, Кто из ребят заботится о своём здоровье, о здоровье окружающих, а кто нет? Закрась кружочек на картинке, где дети поступают правильно, синим цветом, а где их поведение угрожает здоровью - красным".
После выполнения задания дети объясняют свой выбор.
Учитель: - Наш журнал закрывается. Давайте ещё раз и хором прочитаем пословицу о здоровье, которую разбирали в начале урока.
Детям вручаются сертификаты "Знатоку Азбуки здоровья".