Конспект открытого урока по русскому языку "Орфограммы корня". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

Обучающая

  1. Систематизация и отработка знаний, умений и навыков по теме “Орфограммы корня”.
  2. Формирование навыка определения вида орфограммы в корне слова.

Развивающая

Развитие орфографической зоркости и внимания.

Воспитательная

Воспитание навыков коллективного труда.

Дидактический материал к уроку:

  1. Репродукция картины Ю.Левитана “Золотая осень”.
  2. Плакаты со словами.
  3. Жетоны – “красный” - задание выполнено правильно и быстро “зеленый” - задание выполнено с недочетами.

Ход урока

1) Организационный момент. Пояснение системы оценивания на уроке (1 минута).

2) Этап актуализации знаний (6 минут).

- Ребята, посмотрите внимательно на эту картину.

- Какое время года на ней изображено? (Осень)

- Какие цвета преобладают на этой картине? (Жёлтый, золотисто-желтый)

- А что нам напоминает жёлтый цвет? (Цвет золота)

- Как называется картина, и кто её написал? (“Золотая осень” Ю.Левитана)

- Кто из русских поэтов больше всего любил это время года? (А.С.Пушкин)

- Глядя на картину, невольно вспоминаешь строчки из стихотворения А.С. Пушкина

Уныла пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец из золото одетые леса…

- Ребята, я этот отрывок написала на доске. В какой морфеме я сделала пропуски? (В корне)

- Правильно. Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне).

- А какие ещё встречаются орфограммы в корне слова? (Парная согласная по звонкости – глухости, непроизносимая согласная)

3) Этап целеполагания (3 минуты).

- Посмотрите на тему урока. Давайте сформулируем цели нашего урока. Мы будем знакомиться или закреплять знания об орфограммах корня? (Закреплять знания об орфограммах корня, а также развивать внимание и умение грамотно писать)

- Какие бывают безударные гласные в корне? (Проверяемые и непроверяемые)

- Как работаем с проверяемыми безударными гласными в корне? (Подбираем однокоренное слово, где эта буква стоит под ударением)

- А как быть с непроверяемыми безударными гласными в корне слова? (Запоминаем как пишутся слова)

4) Отработка умения подбирать проверочные слова к орфограмме “Проверяемая безударная гласная в корне слова” (6 минут).

- Выпишем в столбик слова с проверяемой безударной гласной и подберём проверочное слово.

Плакат 1

Пора

Очарованье

Краса

Увяданье

Золото

Леса

(Самостоятельная работа обучающихся)

- Проверяем выполнение задания. (Дети читают выписанные слова и проверочные к ним)

- Творческое задание в группах по 4 человека. Необходимо подобрать 5 слов на эту орфограмму и проверочные к ним. (Самостоятельная работа детей в течение 2-х минут). Проверяем выполненное задание.

5) Отработка умения работать с орфограммой “Непроверяемая безударная гласная в корне” (6 минут).

- В отрывке ещё есть слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Назовите их.

Плакат 2

Прощальная

Природы

Багрец

- Давайте запишем их и запомним.

- Как мы называем такие слова? (Словарные)

Упражнение на внимание

- Словарных слов очень много в русском языке. Сейчас мы с вами выполним следующее упражнение. Вашему вниманию предложено 6 словарных слов:

Плакат 3

Интерес

Обращение

Удовольствие

Воображение

Воссоздать

Восторг

- В течение 30 секунд посмотрите внимательно на доску, запомните, как правильно пишутся эти слова. Затем вам необходимо грамотно записать эти слова в тетрадь. Дети записывают. Проверяем задание.

6) Работа с орфограммой “Парная согласная по звонкости и глухости в корне” (8 минут).

- Посмотрите внимательно на картину. Что изображено на ней? (Деревья, небо, солнце)

- Какие деревья изобразил Левитан на своей картине? (Берёзки)

- Величественные русские березки в своем одеянии из золотистых листьев.

- Какая орфограмма встречается в корне слов “берёзка” и “лист”? (Парная согласная по звонкости и глухости)

- Как проверить такую орфограмму? (Подбираем однокоренное слово, где после согласной стоит гласная)

- Давайте запишем эти слова, подберем к ним проверочные. (Дети записывают)

- Один ученик записал предложение и наделал много ошибок. Я предлагаю вам побыть учителями, и исправить его ошибки. Работа проводится в парах. После исправление проверяем друг друга (На доске записаны предложения с ошибками. Дети переписывают текст, исправляя ошибки. Проверяем задание)

Предлагаемые предложения:

Грип без дерева не растёт
Выпал первый снек.

Дети надели варешки и вышли на улицу поиграть в снешки.

Медветь зимой впадает в спячку.

Голот белкам зимой не страшен, они запосаются с осени.

- Выберите простое предложение с однородными членами, составьте его схему.

- Выберите сложное предложение, составьте его схему.

7) Работа с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне” (5 минут).

- Какую ещё орфограмму в корне мы не назвали? (Непроизносимая согласная в корне)

- Давайте ещё раз внимательно посмотрим на картинку Левитана “Золотая осень”.

- Что светит на небе? (Солнце)

- А теперь давайте подберем прилагательные, которые помогут нам выразить восхищение этой картиной.

Какая она? (Красивая, чудесная, прекрасная, прелестная, яркая, солнечная и т.д.

- Выберем из перечисленных слова с непроизносимой согласной в корне слова. (Солнце, чудесное, прекрасное, прелестная)

- Как можно проверить непроизносимую согласную в корне? (Подбираем однокоренное слово, где чётко слышится эта согласная)

(Дети выполняют задание)

8) Творческое задание по картине (6 минут).

- И последнее наше задание. Придумайте по картине сложносочиненное предложение с использованием слов, содержащих орфограммы, закрепленные на этом уроке. Запишите его. Подчеркните главные члены предложения. (Дети выполняют задание. Проверяем и отмечаем наиболее удачные предложения)

9) Подведение итогов урока (4 минуты).

Выставление отметок.

Жетоны красного цвета – “5”

Жетоны зеленого цвета – “4”

(При сочетании разного цвета жетонов – на усмотрение учителя)