Урок по искусству "Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия". 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 9


Цели:

  • понимать значение искусства в жизни человека;
  • уметь размышлять о произведениях различных видах искусства;
  • развитие творческих возможностей и навыков постижения выразительных средств искусства;
  • воспитание интереса к духовному миру человека.

Зрительный ряд: Презентация по теме урока, фрагмент видеофильма “Искусство Средневековья”.

Тип урока: усвоение навыков и умений.

Ход урока

I. Коррекция опорных знаний.

- Как вы думаете, каждый вид искусства существует отдельно друг от друга или между ними существует какая-то общность?

- Как можно назвать процесс объединения разных видов искусств в единое целое?

II. Сообщение темы, задач урока.

III. Изучение нового материала.

Органическое соединение различных видов искусств в единое целое образует синтез искусств. Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может доминировать, подчиняя себе остальные.

В истории мирового искусства сложились три основные формы синтеза искусств:

  • синтез пластических искусств: его основу составляют архитектурные сооружения (здания, дополняемые произведениями скульптуры, живописи, декоративного искусства);
  • театральный синтез искусств: он осуществляется в процессе актерского исполнения драматического произведения, созданного писателем, поставленного режиссером с исполнением музыки, применением декораций, пантомимы, хореографии;
  • кинематографический синтез искусств: его основу составляют принципы монтажа и полифонии (музыкального многоголосия).

Основные художественные средства киноискусства – изображение и звук – объединяют в себе множество элементов разных искусств: литературы (речь главных героев, текст от автора), живописи (композиция, колорит, светотень), театра (игра актеров, мизансцены).

Как возник синтез искусств?

В Средневековье он был вызван необходимостью обслуживания христианского богослужения.

В искусстве последующего времени главной целью становиться создание жилой среды. Стройность пространственных композиций в 17–18 веках сменяются сложными архитектурными стилями, пластичностью объемов. В динамичные ритмы сооружений включаются декоративные скульптуры и живопись.

Синтез искусств, происходивший в искусстве на рубеже веков, проявлялся в том, что изобразительные приемы, свойственные одним видам искусства, начинали использовать и другие виды искусства. Прежде всего, это проявилось в синтезе литературы и музыки, музыки и изобразительного искусства.

Подлинный синтез достигается, когда элементы различных искусств гармонически согласованы общностью идейного замысла, содержащие предпосылки для стилистического единства.

Рассмотрим пластический синтез искусств на примере средневековой архитектуры.

(Просмотр презентации)

Художественному идеалу в Средние века суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианской религии в Европе. Иными стали представления людей о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства подчеркивалась духовная сущность человека, его суровый, аскетический облик. Архитектура романского периода отличается сочетанием простых форм с мощью каменных построек, которые своим величием оказывали подавляющее влияние на человека.

Название периода и архитектурного стиля в 11–12 веках указывает на центр католического вероисповедания – Рим и связан с утверждением христианства как основной религиозной системы. Главными ее распространителями были соборы, а также монастыри. Романские сооружения богато украшены скульптурой на библейские сюжеты, которая выражала представления средневекового человека об устройстве мироздания.

В 11–13 веках по всей Западной Европе возникало множество соборов, относящиеся к готическому стилю. Главной их особенностью стали остроконечные арки над дверями, окнами и крышами. В это время возродилась скульптура, украсившая порталы культовых сооружений, капители колонн. Монументальная живопись захватывает не только стены, но и своды, купола и окна, где появляется разноцветные витражи. Внутреннее пространство собора: многочисленные архитектурные и скульптурные украшения, свет, льющийся сквозь цветное стекло витражей – создает образ небесного мира. Этот образ дополнялся звучанием песнопений.

Русская храмовая архитектура сочетает в себе элементы западноевропейского искусства с ярко выраженной самобытностью. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма. При Ярославе Мудром строится собор Святой Софии в Киеве – самый древний из дошедших до нас храмов. Но его ступенчатая пирамидальная композиция, увенчанная 13 главами, не имеет прообраза в византийской архитектуре. Многочисленные красочные фрески, искрящиеся золотом мозаики, покрывали сверху донизу подкупольное пространство, стены, своды, столбы и придавали храму особую парадность и торжественность.

(Просмотр видеофрагмента)

- Какие чувства вызывает у вас услышанная музыка и увиденное зрелище? Какими словами, эпитетами вы могли бы их выразить?

- Какими видами искусств создается пластический синтез русского храма? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка)

IV. Практическая работа.

Создание в рисунке характерного облика собора или храма: романского, готического или древнерусского (по выбору).

V. Итог урока.

Оценка деятельности учащихся на уроке.

VI. Рефлексия.