“Напрасно обучение без мысли, опасна
мысль без обучения”.
“Народ можно принудить к послушанию, но его
нельзя принудить к знанию”.
Конфуций
Цели урока:
- cистематизация знаний по теме “Древний Восток”;
- формирование умений повторять значительный теоретический материал, применять знания в новой ситуации, выделять главное, обобщать, устанавливать логическую связь, оценивать свои возможности, развитие психических процессов;
- на примере истории и культуры стран Древнего Востока воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали. (На экране слайд №1). Приложение
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня нам предстоит повторить весь материал по теме “Древний Восток”. В течение всего урока нас будут сопровождать поучительные изречения и советы китайского мудреца Конфуция (свитки находятся на некоторых партах). И начнем мы – тоже с его афоризмов. Прочитайте эпиграф урока, ответьте, что важное вам напоминает Конфуций (самостоятельная мотивировка на урок ).
Усвоив содержание темы “Древний Восток”, вы многое уже будете знать, и понимать при изучении последующих тем. В ходе урока вы будете отмечать количество правильных ответов своего соседа по парте в регистрационных карточках, лежащих у вас на столе.
Что же мы сегодня повторяем? (На экране слайд №2)
Основные вопросы урока (слайд №2)
- Географическое положение стран Древнего Востока
- Культурные достижения стран Древнего Востока
- Религия стран Древнего Востока
- Особенности хозяйственной деятельности стран Древнего Востока
- Исторические деятели стран Древнего Востока
- Крылатые выражения, мудрость стран Древнего Востока
“Лишь та ошибка, что не исправляется”.
Конфуций
Разминка для концентрации внимания (слайд №3).
Ищем грамматические ошибки в терминологии по изучаемой теме.
Примени знания и проверь свое внимание!
- Оазес
- Папирас
- Глинопись
- Сатрапеи
- Иероглефы
- Мумея
- Диржава
- Заповиди
- Зикурата
- Калонии
- Саркафаг
- Талеон
- Делта
- Свинкс
- Хамурапи
- Фораон
Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:
- Кто не помнит значение какого-нибудь термина? (Разбор определения, если таковые имеются)
- Терминов, из какой страны нет в перечне?
- Какие термины были вам даны дополнительно, выходя за рамки учебника?
- Терминов, какой страны больше всего?
- Логическая задача: финикийские ученики, в отличие от египтян, уже после короткого обучения могли что-нибудь написать. Но все же их записи, попавшие в чужие руки не были полностью понятны. Почему?
- Что еще кроме внимания мы тренируем, выполняя данное задание?
“Вести сражаться необученных людей -
значит их бросать”.
Конфуций
Учитель вас не бросит, поэтому продолжаем обучение далее (слайд №4).
У вас на столе есть задание в виде таблицы, которую в течение 2-х минут необходимо проверить и отметить “ + ” или “ - ” соответственно верные и неверные географические ориентиры месторасположения стран Древнего Востока. Работаем в парах. Один человек у доски. Проверка ведется варианта на доске и индивидуально у себя. Правильные ориентиры подбираются к каждой стране фронтально.
Позови на помощь истории географию!
Страна | Реки | Моря, океаны, | Полуострова, равнины, горы | Часть света, материк |
Индия | Средиземное море | Великая Китайская равнина | Южная Азия | |
Китай | Тигр, Евфрат. | Полуостров Индостан | Южная Азия | |
Египет | Нил | Желтое море | ||
Ассирия | Верхнее течение р. Тигр | Западная Азия | ||
Финикия | Персидский залив | Западная Азия | ||
Двуречье | Инд, Ганг | Горы Гималаи | ||
Персия | Индийский океан | |||
Палестина | Иордан | Восточное побережье Средиземного моря | Северо-восток Африки |
Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации.
- Укажите земледельческие страны.
- Назовите страны, где было развито скотоводство.
- Назовите страны, отличающиеся каким-нибудь особым видом хозяйственной деятельности.
- Какие из перечисленных государств стали державами?
- Назовите последовательность нашего изучения перечисленных государств.
- Логическая задача: для строительства в Сузах все покоренные персами станы должны были направить ремесленников и поставлять строительные материалы. Предположите, что вывозили из Египта, Финикии, Вавилонии, Аравийского полуострова? Откуда те, кто делал глиняные кирпичи, золотые украшения, обтесывал камни?
Логическая задача: При Хаммурапи в Двуречье богатые люди, наряду с другим имуществом, указывали в завещании дверь, табурет, кровать. Почему, наряду с драгоценностями потомкам завещали такие странные предметы?
Игра.
Итак, каждая страна у нас с чем-нибудь ассоциируется. Играем в ассоциации.
На столе у учителя 12 предметов (можно добавить лишние), имеющих отношение к истории какой-нибудь древневосточной страны. Ученики первых парт должны подойти, взять любой предмет, назвать страну (повторения быть не должно, если будет, то страна – у того, кто первым ее назвал). Далее идет ученик со второй парты. Он должен найти предмет, имеющий отношение к этой же стране и так далее. Побеждает ряд, который первым и верно выбрал все предметы.
Предметы:
“Не печалься, что люди тебя не знают, а
печалься, что ты не знаешь людей”.
Конфуций
На глиняных табличках Двуречья найдены пословицы. Какие пословицы в нашем языке аналогичны им по содержанию?
- “Хорошо одетому всегда рады” (“Встречают по одежке, провожают по уму”)
- “Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку” (“Делить шкуру неубитого медведя”)
- “Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову” (“Из огня да в полымя”)
Внимание на экран.
Все обобщи, в 1, 2 – исключи, в 3,4 – по порядку расположи! (слайд №5)
Библ, Тир, Сидон, Мемфис
- Ашока, Конфуций, Цинь Шихуан
- Брахманы, шудры, кшатрии, вайшьи.
- Вельможи, фараон, писцы, рабы, земледельцы.
“Когда ты ведешь себя правильно, то за
тобой пойдут и без приказа;
Когда ты ведешь себя неправильно, то не
послушают, хоть и прикажешь”.Конфуций
Определи источник текста (слайд №6).
- Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
- Почитай отца и мать свою.
- Когда разговариваешь, не будь торопливым. Нужно быть почтительным, обходительным, правдивым, сметливым и добрым.
- “Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой”.
- Если человек выколол глаза сыну человека, то должны ему выколоть глаза.
- Я не чинил зла людям. Я не наносил ущерба скоту. Я не творил дурного…
Дополнительные задания для тренировки переключения и концентрации внимания и развития логического мышления:
- По вашему мнению, что объединяет данные тексты?
- Какие крылатые выражения вы помните, кроме “соломонова решения”?
“Чего себе не пожелаешь, того не делай и
другим”.
Конфуций
Давайте подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока.
Подумай об уроке и заполни итоговую таблицу (слайд №7).
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Предполагал до урока | Пожелаю на будущее | Сегодня мне удалось |
Комментарии учителя к ответам и работе на уроке, оценки.
Для визуальной аналитической мотивации: путем поднятия рук, ответить на вопросы:
- Кто сегодня доволен собой на уроке?
- Кто считает, что мог бы работать лучше?
- Кто стал больше знать, чем в начале урока?
- Кто устал?
- Кто расстроен?
- Кому было тяжело?
- Кому было не трудно?
- Нужно ли проводить подобные уроки?
Домашнее задание.
1. Напишите в своей рабочей тетради ответ на вопрос: "Как, по-вашему, что лично вы и люди вообще должны знать по истории Древнего Востока? Почему?".
2.Сочините синквейны о странах Древнего Востока.
На отметку “3” - 3 страны
На отметку “4” - 4 страны
На отметку “5” - 5 стран
“В кругу семьи почитай родителей, вне
семьи – почитай старших”.
Конфуций
По итогам изучения темы дети сдают творческое портфолио, состоящее из таких заданий, как:
- рисунки по странам
- кроссворд по Западной Азии
- схема изобретений по Индии и Китаю
- сочинение путешественника по Древнему Востоку
- синквейны
- оценочные, рейтинговые листы, заполняемые учителем в ходе изучения темы.