Задача конкурса: провести итоговое эколого-биолого-краеведческое занятие; проверить эколого-биолого-краеведческие знания учащихся и выявить класс – победитель.
Секция “Флора”.
1. По рисункам уметь определять: вид; род; жизненную форму; среду обитания; вид редкий; исчезающий; требующий охраны; восстанавливающийся, съедобный; лекарственный, ядовитый.
2. По гербариям определять вид растений своего края.
3. По описанию определить вид растения: своего края.
Секция “Фауна”.
1. По рисунку определить вид насекомого, какую пользу или вред оно приносит.
2. По рисунку определить птиц: вид, род, способ питания, среда обитания, птенцовый или выводковый.
3. По рисунку определить животное и отнести его к: редким, исчезающим, требующим охраны, восстанавливающимся.
Секция “Охрана природы”.
1. Определять смену биогеоценозов, виды биогеоценозов, виды сукцессий, растения индикаторы,
2. Уметь объяснять экологические термины и понятия:
3. Объяснять названия растений. Отвечать на вопросы о растениях, имеющих энтографическое и хозяйственное значение.
Секция “Антропогенная”.
1. Уметь определить экологическое нарушение, его причины и последствия.
2. Дать определения экологическим терминам и понятиям.
Действующие лица: Ведущий конкурса, ответственные на секциях 4 человека, помощники на секциях 4 человека.
Оборудование: Маршрутные листы, итоговая ведомость. Указатели с названиями секций: Инструктивные карточки с заданиями для каждой секции (32 шт.), гербарий.
Ведущий. Конкурс проводится по 4 секциям. Каждый участник проходит 4 секции. Время работы на секции 10 минут, перерыв между секциями 2-3 м. Последовательность прохождения секций указана в маршрутных листах, в них отмечаются итоги работы на секциях. Работа на секциях начинается и заканчивается по сигналу (звучание музыки). На столе каждой секции лежит по 8 инструктивных карточек, содержащих по три – четыре разнообразных задания.
Секция “Флора”
Инструктивная карточка № 1. (Приложение 1)
1. По иллюстрациям определите и опишите морфолого-биолого-экологические особенности растений по схеме: - вид; - род; - жизненная форма, - среда обитания; редкое, исчезающее, - или требующее охраны, - широко распространённоё; - съедобное, - ядовитое; - лекарственное; - индикатор чистоты окружающей среды. (4 балла)
2. Определите по гербарию 4 растения. (4 балла)
3. Дерево до 20 м. выс., с повислыми ветвями, гладкой белой корой, у старых внизу ствола тёмно – серой и трещиноватой; годичные ветви красновато бурые, листья ромбически – яйцевидные или треугольно – яйцевидные. Дерево символ праздника. Колосяницы. На Троицу его украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки. (1 балл)
Инструктивная карточка № 2. (Приложение 1)
1. По иллюстрациям определите и опишите морфолого-биолого-экологические особенности растений по схеме: - вид; - род; - жизненная форма, - среда обитания; редкое, исчезающее, - или требующее охраны, - широко распространённоё; - съедобное, - ядовитое; - лекарственное; - индикатор чистоты окружающей среды. (4 балла)
2. Определите по гербарию 4 растения. (4 балла)
3. Кустарник 30–70 см. выс., с тёмно – коричневой, красновато – тёмно – бурой корой и короткопушистыми молодыми ветвями. Листья округлые, по ширине несколько крупнее, чем по длине, 0,7–1,5 см. дл. и 1–2 см. шир. с туповатыми зубчиками по краю. Растёт в тундре на моховых болотах, в лесной зоне. (1 балл)
Инструктивная карточка № 3. (Приложение 1)
1. По иллюстрациям определите и опишите морфолого-биолого-экологические особенности растений по схеме: - вид; - род; - жизненная форма, - среда обитания; редкое, исчезающее, - или требующее охраны, - широко распространённоё; - съедобное, - ядовитое; - лекарственное; - индикатор чистоты окружающей среды. (4 балла)
2. Определите по гербарию 4 растения. (4 балла)
3. Дерево или кустарник 2–17 м. выс., с густой кроной, кора серая. Листья 5–12 см. дл., 2–6 см. шир. Цветки белые, душистые, соцветия кисти. Во время цветения этого растения бывают заморозки. Плод чёрная односемянная сочная костянка. Любимая пища птиц. (1 балл)
Инструктивная карточка № 4. (Приложение 1)
1. По иллюстрациям определите и опишите морфолого-биолого-экологические особенности растений по схеме: - вид; - род; - жизненная форма, - среда обитания; редкое, исчезающее, - или требующее охраны, - широко распространённоё; - съедобное, - ядовитое; - лекарственное; - индикатор чистоты окружающей среды. (4 балла)
2. Определите по гербарию 4 растения. (4 балла)
3. Дерево 30– 0 м. выс., с пирамидальной кроной; листья (хвоя) на верхушке укороченных побегов по 30–40 в пучке, опадающие к осени. Древесина используется для шпал, как крепёжный материал в шахтах, для свай на болотистой почве. Древесина тонет в воде. (1 балл)
Инструктивная карточка № 5. (Приложение 1)
1.По иллюстрациям определите и опишите морфолого-биолого-экологические особенности растений по схеме: - вид; - род; - жизненная форма, - среда обитания; редкое, исчезающее, - или требующее охраны, - широко распространённоё; - съедобное, - ядовитое; - лекарственное; - индикатор чистоты окружающей среды. (4 балла)
2.Определите по гербарию 4 растения. (4 балла)
3. Двулетнее, сизо-зелёное растение. На укороченном мясистом стебле развивается гигантская почка, внутри белая. Выращивается как овощное растение. (1 балл).
Инструктивная карточка № 6. (Приложение 1)
1.По иллюстрациям определите и опишите морфолого-биолого-экологические особенности растений по схеме: - вид; - род; - жизненная форма, - среда обитания; редкое, исчезающее, - или требующее охраны, - широко распространённоё; - съедобное, - ядовитое; - лекарственное; - индикатор чистоты окружающей среды. (4 балла)
2. Определите по гербарию 4 растения. (4 балла)
3. Дерево 15-30 м. выс., со светло – зеленовато серой корой. Листья округло-ромбические, тупые или заострённые, по краю с неровными крупными зубцами. Черешки листьев длинные, в верхней части сплюснутые. Листья дрожат на малейшем ветерке. (1 балл)
Инструктивная карточка № 7. (Приложение 1)
1. По иллюстрациям определите и опишите морфолого-биолого-экологические особенности растений по схеме: - вид; - род; - жизненная форма, - среда обитания; редкое, исчезающее, - или требующее охраны, - широко распространённоё; - съедобное, - ядовитое; - лекарственное; - индикатор чистоты окружающей среды. (4 балла)
2. Определите по гербарию 4 растения. (4 балла)
3. Дерево до 35 м. выс., до 1,8 м. в диаметре. Листья (хвоя) в пучках по 5 на верхушке укороченных побегов, жёсткие, трёхгранные, 6 – 13 см. дл., тёмно – зелёные. Образует тёмно – хвойную тайгу. Семена крупные, тёмно – бурые, гладкие, служат пищей многим животным. (1 балл).
Инструктивная карточка № 8. (Приложение 1)
1. По иллюстрациям определите и опишите морфолого-биолого-экологические особенности растений по схеме: - вид; - род; - жизненная форма, - среда обитания; редкое, исчезающее, - или требующее охраны, - широко распространённоё; - съедобное, - ядовитое; - лекарственное; - индикатор чистоты окружающей среды. (4 балла)
2. Определите по гербарию 4 растения (4 балла)
3. Дерево или кустарник, 4–15 м. выс., с округлой, негустой кроной, серой гладкой корой. Листья непарноперистосложные 10–20 см. дл., цветки мелкие, белые, собраны в щитковидные соцветия. Плод яблоко. (1 балл)
Секция “Фауна”
Инструктивная карточка № 1. (Приложение 1)
1. Определите насекомое. Какую “пользу” или “вред” оно приносит? (5 баллов)
2. Определите по рисунку птицу. Опишите морфолого-биолого-экологические особенности по плану: - вид; - род; - способ питания; - среда обитания; - птенцовая, - выводковая; - редкий - исчезающий, - требующий охраны, - распространённый вид. (7 баллов)
3. Медведь белый относится: к исчезающим, сокращающимся, редким, восстанавливающимся видам? (3 балла)
Инструктивная карточка № 2. (Приложение 1)
1. Определите насекомое. Какую “пользу” или “вред” оно приносит? (5 баллов)
2. Определите по рисунку птицу. Опишите морфолого-биолого-экологические особенности по плану: - вид; - род; - способ питания; - среда обитания; - птенцовая, - выводковая; - редкий - исчезающий, - требующий охраны, - распространённый вид. (7 баллов)
3. Морж атлантический относится: к исчезающим, сокращающимся, редким, восстанавливающимся видам? (3 балла)
Инструктивная карточка № 3. (Приложение 1)
1. Определите насекомое. Какую “пользу” или “вред” оно приносит? (5 баллов)
2. Определите по рисунку птицу. Опишите морфолого-биолого-экологические особенности по плану: - вид; - род; - способ питания; - среда обитания; - птенцовая, - выводковая; - редкий - исчезающий, - требующий охраны, - распространённый вид. (7 баллов)
3. Ночница прудовая относится: к исчезающим, сокращающимся, редким, восстанавливающимся видам? (3 балла)
Инструктивная карточка № 4. (Приложение 1)
1.Определите насекомое. Какую “пользу” или “вред” оно приносит? (5 баллов)
2.Определите по рисунку птицу. Опишите морфолого-биолого-экологические особенности по плану: - вид; - род; - способ питания; - среда обитания; - птенцовая, - выводковая; - редкий - исчезающий, - требующий охраны, - распространённый вид. (7 баллов)
3.Тушканчик большой относится: к исчезающим, сокращающимся, редким, восстанавливающимся видам? (3 балла)
Инструктивная карточка № 5. (Приложение 1)
1. Определите насекомое. Какую “пользу” или “вред” оно приносит? (5 баллов)
2. Определите по рисунку птицу. Опишите её морфолого-биолого-экологические особенности по следующему плану: - вид; - род; - способ питания; - среда обитания; - птенцовая, - выводковая; - редкий - исчезающий, - требующий охраны, - распространённый вид. (7 баллов)
3. Белка летяга относится: к исчезающим, сокращающимся, редким, восстанавливающимся видам (3 балла)
Инструктивная карточка № 6. (Приложение 1)
1. Определите насекомое. Какую “пользу” или “вред” оно приносит? (5 баллов)
2. Определите по рисунку птицу. Опишите морфолого-биолого-экологические особенности по плану: - вид; - род; - способ питания; - среда обитания; - птенцовая, - выводковая; - редкий - исчезающий, - требующий охраны, - распространённый вид. (7 баллов)
3. Белуха обыкновенная относится: к исчезающим, сокращающимся, редким, восстанавливающимся видам. (3 балла)
Инструктивная карточка № 7. (Приложение 1)
1. Определите насекомое. Какую “пользу” или “вред” оно приносит? (5 баллов)
2. Определите по рисунку птицу. Опишите её морфолого-биолого-экологические особенности по следующему плану: - вид; - род; - способ питания; - среда обитания; - птенцовая, - выводковая; - редкий - исчезающий, - требующий охраны, - распространённый вид. (7 баллов)
3. Бобр азиатский речной относится: к исчезающим, сокращающимся, редким, восстанавливающимся видам? (3 балла)
Инструктивная карточка № 8. (Приложение 1)
1.Определите насекомое. Какую “пользу” или “вред” оно приносит? (5 баллов)
2.Определите по рисунку птицу. Опишите морфолого-биолого-экологические особенности по плану: - вид; - род; - способ питания; - среда обитания; - птенцовая, - выводковая; - редкий - исчезающий, - требующий охраны, - распространённый вид. (7 баллов)
3. Косуля обыкновенная относится: к исчезающим, сокращающимся, редким, восстанавливающимся видам? (3 балла)
Секция “Антропогенные воздействия”
Инструктивная карточка № 1. (Приложение 1)
1. По иллюстрации определите тип экологического нарушения. Составьте прогноз его влияния на здоровье населения. (5 баллов)
2. Что такое биотоп? Что образует биотоп вместе с биоценозом? (5 баллов)
Инструктивная карточка № 2. (Приложение 1)
1. По иллюстрации определите характер экологического нарушения. К каким последствиям он может привести? (5 баллов)
2. Дайте определение биоценоза. Можно ли его считать экосистемой. (5 баллов)
Инструктивная карточка № 3. (Приложение 1)
1. По иллюстрации определите характер экологического нарушения. Какое негативное влияние оно оказывает на окружающую среду? (5 баллов)
2. Дайте определение биогеоценоза. Примеры биогеоценозов нашего региона. (5 баллов)
Инструктивная карточка № 4. (Приложение 1)
1. По иллюстрации охарактеризуйте экологическую ситуацию данной местности и её влияние на окружающую среду. (5 баллов)
2. Чем биогеоценоз отличается от биоценоза? (5 баллов)
Инструктивная карточка № 5. (Приложение 1)
1. Определите характер экологического нарушения и его влияние на флору и фауну данной местности. (5 баллов)
2. Дайте определение ландшафта. Какой ландшафт наиболее благоприятен для человека? (5 баллов)
Инструктивная карточка № 6. (Приложение 1)
1. Какие экологические нарушения могли вызвать гибель рыбы? Сделайте ваши предположения. (5 баллов)
2. Что вы понимаете под экологическим мониторингом? (5 баллов)
Инструктивная карточка № 7. (Приложение 1)
1. По иллюстрации определите экологическое нарушение. Какой вред окружающей среде и здоровью человека оно приносит? (5 баллов)
2. Дайте определение стации. Приведите примеры стаций. (5 баллов)
Инструктивная карточка № 8. (Приложение 1)
1. По иллюстрации определите экологическое нарушение. Какое влияние оно оказывает на окружающую среду? (5 баллов)
2. Как вы понимаете опустынивание? При каких условиях оно происходит? (5 баллов)
Секция “Охраны природы”
Инструктивная карточка № 1. (Приложение 1)
1. На иллюстрации начало эколого-биологического процесса. О начале какого процесса это свидетельствует? В чём причина данного явления? (5 баллов)
2. Какой смысл заложен в слово “Заповедник”? (5 баллов)
3. Почему брусника получила такое название? (3 балла)
Инструктивная карточка № 2. (Приложение 1)
1. Какой эколого-биологический процесс протекает в лесу? Почему в первую очередь выпадают лиственные породы деревьев (берёза, осина)? (5 баллов)
2. Природный парк района, как он назывался раньше, и в каком году был организован? (5 баллов)
3. Какую ягоду нашего региона называют ягодой “наоборот”? Почему? (3 балла)
Инструктивная карточка № 3. (Приложение 1)
1. Опята кольцами окружают гибнущие деревья берёз и осин в первую очередь. Объясните причины такого экологического явления. (5 баллов)
2. У коренного населения нашего округа существуют “священные места. Почему эти места считались святыми? (5 баллов)
3. Какие деревья сажают Ханты и Манси в честь рождения сына и дочери? (3 балла)
Инструктивная карточка № 4. (Приложение 1)
1. Какой тип биогеоценоза вы видите на иллюстрации? Что определяет данный тип биогеоценоза? (5 баллов)
2. Дайте определение заказника. Какие заказники на территории нашего района? (5 баллов)
3. Почему ягоды брусники и клюквы хранятся долгое время? (3 балла)
Инструктивная карточка № 5. (Приложение 1)
1. Какой биогеоценоз на картинке? Какие растения участвуют в очистке водоёма, какие являются индикаторами чистоты воды. (5 баллов)
2. Какие озёра в ХМАО относятся к памятник природы. (5 балла)
3. Какое растение использовали для получения высококачественного фетра? (3 балла)
Инструктивная карточка № 6. (Приложение 1)
1. Определите, что случилось с деревьями лесного биогеоценоза? Какую пользу и вред может приносить большой пёстрый дятел? (5 баллов)
2. Объясните термин “Гринпис”. В связи с чем и когда была создана эта организация? (5 баллов)
3. Какое растение нашей местности можно назвать растением комбинатом? (3 балла)
Инструктивная карточка № 7. (Приложение 1)
1. К какому биогеоценозу можно отнести растение, изображенное на картинке? Какими свойствами обладает это растение? (5 баллов)
2. Что такое детритофаг? Какие детритофаги встречаются в нашей местности? (5 баллов)
3. Какие растения называют растениями невестами и почему? (3 балла)
Инструктивная карточка № 8. (Приложение 1)
1. По картинке определите биогеоценоз обитания Стерха. (5 баллов)
2. Дайте определение понятия “эталон природы”. (5 баллов)
3. Почему нельзя сжигать опавшую листву? (3 балла).
(Ответы в приложении 2)