Впервые с методом Эдварда де Боно “Шесть шляп мышления” мне довелось познакомиться со страниц журнала “Новое образование” (педагогический научно-методический журнал), а затем на курсах по технологии развития критического мышления. Автор этого метода дает нам способ формирования продуктивного мышления, способствует воспитанию мыслящей и действующей личности, помогает преодолеть синдром эмоционального выгорания, свойственный нашей профессии. Суть метода – мысленно или реально, надевая на себя шляпу, человек должен работать с проблемой, идеей, при этом использовать только один тип мышления. Эдвард де Боно связывает цвет шляпы с типом мышления. Этот метод меня заинтересовал, у меня возникла идея провести итоговый педсовет, используя этот метод.
Я приглашаю вас вместе поразмышлять, что из этого получилось.
Тема итогового педсовета: “Результативность работы дошкольного учреждения за 2008-2009 уч.г.
Цель: проанализировать и подвести итоги выполнения годового плана воспитательно-образовательной работы; стимулировать аналитическую деятельность педколлектива ДОУ по ключевым проблемам функционирования и развития учреждения.
Форма: шесть шляп мышления.
Стадия вызова: Председатель педсовета знакомит присутствующих с повесткой Педагогического совета:
Вопросы:
- коллективно-творческий анализ годового плана;
- принятие плана воспитательной работы на летний период.
1. Педагоги сгруппировались на шесть команд так, как они были распределены за две недели до проведения педсовета, каждая команда получила свою шляпу и соответственно свою задачу. Педагоги в командах еще раз обговаривают и формулируют свое мнение в соответствии со своими задачами.
Стадия содержания:
Председатель предлагает одному из членов команды высказать общее мнение.
Команда с Красной шляпой - делится своими эмоциями, чувствами, переживаниями о проведенных мероприятиях, о выполнении годовых задач, вспоминают о том, какие эмоции переживали дети, педагоги во время проведения занятий, праздников, игр, прогулок.
Команда с Белой шляпой - выявляет факты, цифры, достижения педколлектива в процессе воспитательно-образовательной работы за год, знакомит с показателями достигнутыми за отчетный год по основным направлениям деятельности: физкультурно-оздоровительном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом, социально-личностном, административно-хозяйственном, повышение педагогической компетенции.
Команда с Желтой шляпой - раскрывает позитивные стороны годового плана, определяет положительные моменты как в удачных решениях, так и в тех, которые не дали ожидаемого результата.
Команда с Черной шляпой - высказывает сомнения, выявляет проблемы и негативные стороны при реализации всего годового плана, с какими трудностями столкнулись, с какими возможно еще придется столкнуться.
Команда с Зеленой шляпой - ищет пути решения тех проблем, с которыми столкнулись, высказывает идеи, изобретает новые пути решения, предлагает новые задачи годового плана.
Команда с Синей шляпой - подводит итоги, делает выводы, определяет те направления, которым необходимо уделить особое внимание, оценивает деятельность всех участников.
Во время проведения педсовета все шесть команд активно включились в работу, каждый педагог высказывался, включался в аналитическую работу. Особенно трудно пришлось зеленой и синей “шляпам”, им приходилось в процессе педсовета находить решения и высказывать свои предположения.
Стадия рефлексии:
В ходе педсовета были выявлены основные противоречия, их причины и источники. В соответствии с ними были предложены направления деятельности дошкольного учреждения на следующий учебный год:
- продолжать работу по профилактике эмоционального выгорания педагогов;
- продолжать совершенствовать интеграцию в работе педагогов;
- познакомить педагогов с новыми технологиями по развитию речи детей;
- продумать организацию детского пространства в соответствии с новыми требованиями;
- продолжать использовать разнообразные практические приемы повышения профессиональной компетентности педагогов: тренинги, просмотры, ролевые игры, мастер-классы и т.д.
2. По второму вопросу педагогичечского совета выступала председатель творческо-методической группы, которая познакомила педагогов с проектом плана работы дошкольного учреждения на летнее-оздоровительный период, разработанный в соответствии с мнениями самих педагогов и родительского комитета ДОУ.
План был принят за основу.
Размышляя над итогами прошедшего педагогического совета, “надев” красную шляпу, я вспоминаю как эмоционально, музыкально, ярко выступала первая команда. Все сразу вспомнили и вновь пережили хлопотные ,но радостные минуты юбилейного торжества, посвященные 70-летию образования нашего дошкольного учреждения. В памяти педагогов остались интересные игры, тренинги, проводимые во время методических часов. Вспомнили как торжественно, по-взрослому наши будущие выпусники слушали гимн Удмуртской Республики, приложив ладонь к своему сердцу ; как старались они погибшим во время Великой Отечественной войны. Я смотрела выступление этой команды и думала “ какие они молодцы, как творчески подошли к своему заданию”.
Желтая шляпа помогла мне оценить способности каждого педагога, выявить их отношение к итогам прошедшего учебного года, определить самые удачные мероприятия. Наиболее яркие и положительные воспоминания были высказаны по тем мероприятиям, в которых педагоги сами принимали непосредственное участие . Это: взаимоконтроль итоговых занятий, детско-родительские гостиные на тему “Права наших детей”, педагогическая гостиная “Игры, которые лечат”, педсовет “Безопасность и здоровье детей”, конкурс уголков “Островок безопасности”. Я была рада, что эта форма проведения итогового педсовета не оставила ни одного равнодушного . Каждый задумался, что он сделал в течении года, чтобы решить поставленные перед дошкольным учреждением задачи .
Поменяв желтую шляпу на черную, могу сказать, что не всем педагогам удалось встать на предлагаемые позиции. Некоторые больше критикуют своих коллег, не видя свои недочеты. Другие ищут причины неудач в окружающих, не хотят заглянуть в себя.
Отдельные педагоги решили отмолчаться, но все же в итоге включились в дискуссию. Команда синей шляпы не смогла определить в своих высказываниях систему работы, а указала ряд мероприятий по дальнейшей работе. Черная шляпа привела меня к мысли, что многому еще предстоит нам учиться, менять свое мировоззрение в соответствии с новой образовательной парадигмой.
С помощью зеленой шляпы я еще раз вспомнила весь ход педсовета и пришла к выводу, что задуманное удалось. Первый блин не оказался комом. Единственное, что можно откорректировать в следующий раз - это усилить команду синей шляпы, для того чтобы выводы по теме были более конкретными, а направления дальнейшей работы систематизированы. Следующий педсовет по этой форме будет посвящен сравнению двух подходов по методике развития речи детей дошкольного возраста .
Команды будут сформированы по другому так, чтобы каждый педагог мог побывать в разной роли.
Варианты использования этого метода разнообразны, его можно использовать как в работе с педагогами, родителями так и с детьми школьного возраста.
Литература
1. Боно Э. Шесть шляп мышления. / Пер. с англ. – Мн.: Попурри, 2006.