Программа с методическими рекомендациями по экономическому образованию детей средствами математики на уроках и во внеклассной работе для начальной школы

Разделы: Начальная школа, Экономика


В связи с происходящими в обществе изменениями экономического характера, переходом к рыночным отношениям, резко актуализировалась потребность в формировании экономически грамотного человека.

Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п. и осознать важность профессий рабочего, хлебороба, коммерсанта и др.

Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения экономического характера способствуют активности учащихся, т.к. они узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, расширяет кругозор, способствует общему развитию, но и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Систематическая работа по составлению и решению задач с использованием экономического материала связывает математику с окружающей действительностью, развивает у детей чувство ответственности за окружающую нас природу, воспитывает бережное отношение к ней, развивает практическое мышление и познавательные интересы школьников, способствует осуществлению межпредметных связей, расширяет кругозор учащихся, тем самым решая основные задачи обучения.

Программа предусматривает творческое использование учителем местного материала, этнических особенностей региона, социально-экономических изменений в обществе.

Курс разработан на основе личностно-ориентированного подхода к экономическому образованию детей.

Включению детей в решение экономических проблем способствует учебно-методический комплект, содержащий программу с методическими рекомендациями, охватывающей 1-3 год обучения, “Маленький экономический задачник” (Приложение 1), “Маленькую экономическую тетрадь” (1, 2, 3 год обучения) для учащихся, поурочные разработки.

Приложение 2. Система экономического образования младших школьников средствами математики.

Приложение 3. Программа по математике (уроки) для начальной школы с элементами экономики.

Создание любого курса обучения предполагает разработку программы. Цели интегрированного курса определяются современным социальным заказом общества, направленным на установление глубоких межпредметных связей между математикой и экономикой. Курс “Экономическая математика” должен:

  • cовершенствовать экономическое образование учащихся;
  • влиять на формирование эмоционально-ценностного отношения детей к миру в условиях общественно-политичеких и экономических перемен;
  • обеспечивать непосредственное участие школьников в экономической жизни школы (города, региона).

Цели обучения математике предполагают:

  • усилить мотивацию к изучению математики за счет насыщения занятий интересной информацией;
  • ориентировать школьников на применение математических и экономических знаний в быту;
  • обеспечить прочность и гибкость знаний, умений, навыков;
  • расширить объем активного и пассивного словаря учащихся начальных классов.

Учебно-тематический план курса “Экономическая математика”

Год обучения

Темы года

Разделы

Количество часов

1-й

Я и мир вокруг меня Введение

1

Потребности

14

Источники удовлетворения потребностей

12

Проблема выбора

3

Подведение итогов

2

Итого: 32

    Введение

1

2-й

Я и наша семья Повторение

2

Деньги

7

Время

4

Экология

3

Торговля

9

Трудовые ресурсы

4

Повторение

2

Итого: 32

3-й

Мой город Я и рынок

9

Предприниматель. Кто это?

9

Банк и государство

7

Бизнес и рынок

6

Закрепление

1

Итого: 32

Приложение 4. Поурочное планирование занятий по курсу “Экономическая математика” 1-й год обучения. Тема года: “Я и мир вокруг меня”.

При разработке целей интегрированного курса мы опирались на основные положения статьи О.А. Ворожеевой, названия блоков и их содержание предлагает “Примерная программа начального общего образования”.

Средством, позволяющим организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения математике, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки .

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявлять максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащимися, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению.

Мы предлагаем вводить на уроках математики задачи и творческие задания с экономическим содержанием.

Рассмотрим примеры.

Тема Задача Творческие задания с экономическим содержанием

1.1

Задачи на воспитание аккуратности, экономию времени

На столе и на книжной полке Маши порядок, а у Вали учебные принадлежности разбросаны, и для того, чтобы сложить их в портфель, Маше нужно 5 минут, а Вале - 11. Сколько времени теряет Валя за 10 дней? За месяц?

Подсчитать в течение недели, за какое время вы собираетесь в школу. Заполните таблицу:

День недели
Начал собираться в школу
Готов к уроку
Пн.
12.30
13.00
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.

Вычислите, за какое время (в среднем) вы можете собраться и дойти до школы, чтобы не опоздать на уроки

2.2

Задачи на воспитание рациональности как способа решения, экономию времени

Выполняя режим дня, Сережа строго следил за временем, идущим на приготовление домашнего задания. На чтение он потратил 14 мин., на русский язык - 19 мин., на математику - 27 мин. Сколько всего времени затратил Сережа в день на подготовку уроков?

Подсчитайте в течение недели, сколько времени (в среднем) вы тратите на приготовление домашних заданий. Заполните таблицу.

Сел делать уроки (время)
День недели
Сделал уроки (время)
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.

Подробнее задачи и творческие задания даны в “Маленьком экономическом задачнике” и в “Маленькой экономической тетради”.

Дети выполняют творческие задания из “Маленькой экономической тетради” с экономическим содержанием (обычно дома), делясь в классе с друзьями своими находками, в ходе фронтальных бесед с учителем приходя к определенным выводам.

Использование этого материала даст педагогу возможность придать обучению интегрированный характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развить у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.

Ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Задачи, предлагаемые детям, обогащаются экономическим содержанием, что делает их разнообразнее, интереснее. Сюжеты близки и понятны детям: занятия детей, труд взрослых, сведения о жизни растений, животных, людей, сказочных героев и др.

Решение задач требует от ребенка умения совершать арифметические действия сложения и вычитания, а также знания некоторых категорий современной экономической науки.

В 2000-2002 учебных годах нами была успешно проведена экспериментальная работа по осуществлению экономической подготовки младших школьников средствами математики.

Итак, за период обучения в начальной школе учащимся необходимо усвоить минимум знаний, овладеть понятиями, помогающими осмыслить происходящие процессы, сознательно включаться в экономические отношения, иметь представление о существовании и действии объективных экономических законов. Полученные знания способствуют осознанной и успешной выработке и закреплению на практике и в процессе разнообразной деятельности соответствующих умений и навыков: планирования, экономии и бережливости, элементарного анализа и счета, контроля и самоконтроля проделанной работы. Первоначальные знания детей позволяют учителю выходить на более высокий уровень образования, формировать экономически значимые качества личности.

В школьном курсе математики уделяется большое внимание решению задач. Это естественно, т.к. ни с чем в своей деятельности человек не сталкивается так часто и ни в чем так сильно не нуждается, как в способности ставить и решать задачи самых разных типов и степени сложности. Вместе с тем правильно поставленная работа с задачами является эффективным средством продвижения школьников в общем развитии. Зверева М.В. считает, что “решение задач есть средство развития детей, формирования у них умений и навыков, необходимых для того, чтобы самостоятельно искать и находить путем решения разнообразных жизненных, практических вопросов…”.

Рассматриваемый ограниченный перечень экономических терминов и понятий составлен с учетом возраста обучающихся. После решения задачи рекомендуется провести беседу по ней, объясняя встречающиеся экономические термины, обращаясь к опыту детей.

В учебных пособиях сделана попытка включить в обычное учебное занятие по математике учебный материал из области рыночной экономики. Все задачи были апробированы автором в начальных классах МОУ школах №153 и №138 г. Челябинска.

Ниже приведены термины (для взрослых), встречающиеся в пособии “Маленький экономический задачник”.

Аккуратность - положительное качество личности, выражающееся в склонности к чистоте и порядку; чистоплотности, опрятности; 2) исполнительности, пунктуальности.

Бережливость - положительное качество личности, выражающееся в бережном отношении к личному, семейному, общественному или государственному имуществу, экономном расходовании материалов и ресурсов.

Задача - представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче.

Мышление - высшая форма активного отражения объективной действительности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении субъектом существенных связей и отношений действительности, в творческом созидании новых идей, прогнозировании событий и действий (говоря языком философии); функция высшей нервной деятельности (говоря языком физиологии); понятийная (в системе языка психологии) форма психического отражения, свойственная только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познаваемыми феноменами.

Расчет - подсчет чего-либо.

Экономическая расчетливость - экономическое умение подсчитывать что-либо.

Рациональное решение задач - нахождение решения проблемы с помощью логического, систематического рассуждения.

Рационализатор - тот, кто занимается рационализацией.

Рационализация - организация какой- либо деятельности более производительно, наиболее целесообразными, рациональными способами; усовершенствование, улучшение.

Трудовое воспитание - воспитание сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность и организация этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом. Конечная цель т.в.- формирование трудолюбия личности как черты ее характера.

Трудолюби - любовь к труду, способность работать в полную силу, сосредоточенно и рационально.

Экономика - научная дисциплина, занимающаяся изучением секторов (промышленность, сельское хозяйство, услуги) и отраслей хозяйства страны или отдельных ее регионов, а также некоторых условий и элементов производства.

Экономный - 1. Бережливо расходующий что-нибудь, соблюдающий экономию. 2. Способствующий экономии, скромный в расходах.

Мы предлагаем вводить на уроках математики задачи и творческие задания с экономическим содержанием, проводить беседы, знакомить с экономическими терминами. Такие задачи может подбирать и придумывать сам учитель или учащиеся. Много таких задач дано в “Маленьком экономическом задачнике”.

На наш взгляд, к задачам с экономическим содержанием можно отнести такие: задачи на выбор рационального способа решения, задачи на воспитание бережливости, аккуратности, задачи на воспитание рационализаторского мышления, задачи на воспитание экономической расчетливости, задачи на воспитание трудолюбия. Они даны в “Маленьком экономическом задачнике”.

1. Задачи на поиск рационального способа решения

На уроках математики ученикам постоянно приходится искать наиболее рациональные способы решения той или иной задачи. Поэтому необходимо показывать значимость таких способов с точки зрения экономии времени, подчеркивая, что умелое его использование позволяет сберегать народные средства, что тот, кто стремиться эффективно решать учебные задачи, может стать в дальнейшем новатором производства.

2. Задачи на воспитание бережливости, аккуратности

Уроки математики обладают широкими возможностями для воспитания у детей заботливого и бережного отношения к общественному достоянию - учебникам, школьному имуществу, электроэнергии, продуктам питания. В процессе преподавания предмета можно эффективно знакомить школьников с такими понятиями, как: режим экономии, производительность труда, себестоимость и др.

Составным элементом является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия.

3. Воспитание рационализаторского мышления

Решение задач с рационализаторским содержанием помогает детям осознать, от чего зависит эффективность работы: от использования передовых технологий, рационализаторских предложений.

4. Воспитание экономической расчетливости

При решении таких задач дети обучаются элементарным расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности и т.п. При этом экономическое образование должно и будет осуществляться и через фабулу задачи, и при ее решении, и при анализе результатов решения.

5. Воспитание трудолюбия

Решение задач с “трудовым содержанием”, с конкретными практическими результатами позволяет детям особенно ясно осознать, как зависит эффективность труда от характера распределения функций между членами работающего коллектива и от продуманности действия каждого отдельного человека.

Через всю программу проходят герои: Александр Михайлович, профессор университета, пятилетний Женя и его друзья – первоклассники Света и Вася.

Приложение 5. Цель и задачи каждой темы 1 год обучения. Тема года: “Я и мир вокруг меня”

В качестве примера покажем урок 1. Введение. Что мы будем изучать. Приложение 6.

Приложение 7. Поурочное планирование занятий по курсу “Экономическая математика” 2 год обучения. Тема года: “Я и наша семья”.

Приложение 8. Цель и задачи каждой темы 2 год обучения. Тема года: “Я и наша семья”.

Приложение 9. Поурочное планирование занятий по курсу “Экономическая математика” 3 год обучения. Тема “Мой город”.

Приложение 10. Цель и задачи каждой темы 3 год обучения. Тема года: “Мой город”.

Итоговый урок (15).

Контроль результатов обучения. Ожидаемый результат

В ходе работы над “Маленьким экономическим задачником” дети должны усвоить около 70 математических и экономических понятий: После окончания начальной школы ученики должны уметь:

  • понимать речь учителя, который использует экономические термины (в изучаемых пределах) и выполнять требуемые учебные задания;
  • понимать изученные термины в компьютерных играх, предназначенных для младших школьников, и правильно реагировать в соответствии с их смыслом и правилами игры;
  • уметь услышать изученные термины в радио- и телепередачах;
  • самостоятельно строить фразы, предложения, диалогические реплики и монологические высказывания для озвучивания своей роли при драматизации сказок, диалогов;
  • решать экономические задачи типа “Кто это?”, “Что это?”
  • подбирать рисунки-иллюстрации из ряда предложенных, рисовать и раскрашивать картинки, иллюстрирующие содержание рассказанного/прочитанного.

Приложение 11. Библиографический список.