Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с основными понятиями темы, классификацией и назначением устройств памяти;
- познакомить учащихся с информационной структурой внутренней и внешней памяти;
- совершенствование навыков работы на компьютере.
Развивающие:
- осуществлять пропедевтику формирования интеллектуально-информационных умений;
- развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать культуру работы за компьютером – “культуру пользователя”;
- воспитывать ответственность, самостоятельность, уважительное отношение друг к другу.
Тип урока: комбинированный – урок объяснения нового материала
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
На уроках информатики мы узнали, какая хорошая вещь – компьютер. Он умеет очень многое. С его помощью можно рисовать, писать, считать, слушать музыку.
Назовите, какие функции выполняет компьютер?
(1. Принимает информацию. 2. Обрабатывает информацию. 3. Хранит информацию. 4. Выдает информацию.)
Для выполнения этих функций у компьютера есть специальные устройства. Какие?
(1. Устройства ввода. 2. Процессор. 3. Память. 4. Устройства вывода.)
2. Объяснение нового материала.
С сегодняшнего дня у нас будет цикл уроков, посвященных этим устройствам. Сегодня мы рассмотрим устройства памяти. (Записываем тему урока в тетрадь. Слайд 1)/ Приложение
Изучив эту тему, вы узнаете:
- что такое память компьютера и как она соотносится с памятью человека;
- почему память компьютера подразделяется на внутреннюю и внешнюю;
- какова структура и особенности внутренней памяти;
- какие наиболее распространенные типы внешней памяти компьютера существуют, и в чем состоит их назначение;
- каковы характеристики памяти. (Слайд 2)
Что же такое память компьютера?
Память компьютера – это совокупность устройств для хранения информации. (Записываем в тетрадь определение. Слайд 3)
Как соотносится память компьютера и память человека.
Можно ли все знать? Может ли человек хранить всю информацию об окружающем мире в своей памяти и нужно ли ему это? (Нет.)
Где мы можем узнать стоимость железнодорожных билетов? (В справочных службах.)
Как узнать названия всех поселков и деревень Ивановской области? (Воспользоваться картой области.)
В поисках нужных ответов всегда можно обратиться к соответствующим справочникам, книгам и другим носителям информации.
Человек какую-то информацию хранит в своей голове, а о какой-то информации знает, где можно найти.
Чтобы воспользоваться информацией, хранящейся во внешней памяти, человек должен затратить больше времени, чем, если бы она хранилась в его голове. Этот недостаток компенсируется тем, что внешняя память позволяет сохранять информацию длительное время. А использовать ее может множество людей.
Существует еще один способ хранения информации человеком. Новорожденный малыш уже многое умеет: дышит, спит, ест… Эту разновидность внутренней памяти можно назвать неизменной.
Подобный принцип разделения памяти использован и в компьютере. Память поделена на внутреннюю и внешнюю. (Записываем схему в тетрадь. Слайд 4)
Рассмотрим структуру внутренней памяти. Посмотрим, из каких частей она состоит. (Записываем в тетрадь. Слайд 5)
- Постоянная – энергонезависимая, записанные там программы и данные хранятся всегда, независимо от включения компьютера. Ее английское название RAM (Read Only Memory – память только для чтения). Иногда постоянную память называют ПЗУ (постоянное запоминающее устройство).
- Оперативная – там хранятся программы и данные временного использования до тех пор, пока включено питание компьютера. После его выключения выделенная для них часть внутренней памяти очищается. Английское название оперативной памяти ROM (Random Access Memory – память с произвольным доступом). Иногда ее называют ОЗУ (оперативное запоминающее устройство).
- Кэш-память – промежуточное запоминающее устройство или буфер. Используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью, а также между оперативной и внешней памятью.
Рассмотрим структуру внешней памяти. (Записываем
в тетрадь. Слайд 6)
- объем существенно выше;
- скорость обмена информацией в десятки раз больше.
Для обращения к жесткому диску используется
имя, задаваемое латинской буквой, начиная с C:.
Если установлен второй жесткий диск, ему
присваивается следующая буква латинского
алфавита D:, и т.д. (Слайд 7)
V = 2 х N х M х S.
Рассмотрим на примере:
Обычно N = 80, M = 18, S = 512 байт, тогда
V = 2 х 80 х 18 х 512 = 1 474 560 байт = 1,44 Мбайт. (Записываем в тетрадь. Слайд 8)
Правила работы с гибкими дисками:
- нельзя дотрагиваться до рабочей поверхности диска руками;
- нельзя держать диск вблизи источника сильного магнитного поля;
- нельзя подвергать диск нагреванию;
- рекомендуется делать копии содержимого
гибких дисков на случай их повреждения. (Записываем
в тетрадь. Слайд 9)
Сравнительная характеристика устройств памяти: (Слайд 13)
Вид памяти | Объем |
Оперативная память | 32; 64; 128 Мбайт |
Кэш-память | 8 – 512 Кбайт; 1 Мбайт |
Постоянная память | 128 – 256 Кбайт |
Гибкий магнитный диск (дискета) | 1,44 Мбайт |
Жесткий магнитный диск (винчестер) | 2 – 74 Гбайт |
CD (компакт-диск) | 250 – 1500 Мбайт |
Flesh-диск | 512 Мбайт – 64 Гбайт |
Кассета магнитной ленты | 60 – 1700 Мбайт |
3. Практическое задание. Смоделировать в графическом редакторе Paint гибкий магнитный диск. (Слайд 14)
4. Домашнее задание. Тема 18, стр. 246–261.