Цели урока:
- Образовательные – повторить темы: «Координатный луч», «Уравнения», «Умножение и деление натуральных чисел»; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
- Развивающие – развить внимание, память, аккуратность, кругозор, «математическую» речь учащихся.
- Воспитательные – воспитание любви к родному городу, краю; доброты и уважения друг другу.
Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний.
Эпиграф к уроку: …ум заключается не только в знании, но и в уменьи прилагать знание на деле… (Аристотель)
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, карточки с заданиями, плакат с деревом, желтые листочки с числами и буквами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем путешествовать по родному городу. Узнаем о спортивной и культурной жизни города, об образовании и предприятиях. Для этого необходимо выполнить задания на карточках. Тем самым мы повторим темы: «Уравнение», «Умножение и деление натуральных чисел», «Координатный луч».
Ученик:
Город мой, Стерлитамак
В горы, реки ты объят
Парки, школы и сады
Здесь растём, взрослеем мы.
Любимый город мой, родной
Ты с каждым днём становишься всё краше.
Лицо Республики моей
На самой милой сердцу на земле.
(Приложение, слайд 1)
2. Повторение
Статус города. Устная работа
Учитель: Ребята, на доске записаны
устные примеры, кто-то из вас выйдет к доске
найдет ответ на листочке дерева, перевернет его и
определит букву, ее прикрепит к доске с помощью
магнита на уровне первого примера, потом вторую
букву на уровне второго примера и т.д.
Учитель вызывает учеников по желанию друг за
другом, они записывают ответ и определяют
букву. Получаем слово «золото»:
1. 960 : 48 = 20. З
2. 3232 : 16 = 202. О
3. 550 : 110 = 5. Л
4. 750 : 15 = 50. О
5. 720 : 24 = 30. Т
6. 140 : 35 = 4. О
Учитель: Ребята, в 2007 году наш город стал лучшим городом России с населением свыше 100 тысяч человек.
Культурная жизнь города (Приложение, слайд 2).
Учитель: Ребята, открыли тетради, записали число, классная работа. Сейчас мы поговорим о культурной жизни нашего города. Я приглашаю к доске 2 учеников, они решают два примера из карточки. Тем самым, определяют, сколько у нас театров, дворцов культуры, кинотеатров и библиотек.
Ученики выходят к доске и выполняют задание. В это время остальные ребята решают данные примеры в тетради.
а) 11988 : 37 – 320 = 4 театра
б) 412 – 11803 : 29 = 5 дворцов культуры
в) 1188 : 18 : 22 = 3
кинотеатра
г) 9708 : 809 = 12
библиотек
Учитель: Назовите театры, дворцы культуры,
кинотеатры, библиотеки нашего города.
Дети перечисляют их.
Образование (Приложение, слайд 3)
Учитель: Теперь мы определим, сколько у нас школ, детских садов, вузов. Для этого один из вас выйдет к доске и решит задачу.
Задача. У нас в городе 7 техникумов, а школ в 6 раз больше. Тогда детских садов на 15 больше, чем школ. Вузов на 6 больше, чем техникумов. Сколько у нас в городе детских садов, школ и вузов?
Учитель: Запишите ответ к задаче.
Ученик: В Стерлитамаке школ-35, гимназии-6, лицей-1, 13- вузов и их филиалов, 57 - детских садов.
3. Физкультминутка
Спортивная жизнь (Приложение, слайд 4)
Учитель: Решите уравнение. Определите количество стадионов, спорткомплексов, спортивных клубов, детских спортивных школ.
Выходят по одному ученику и решают одно уравнение с проверкой.
а) 276 : x + 127 = 196
x = 4 – стадионов и столько же
спорткомплексов.
б) 300 – 1716 : у = 222
у = 22 – клубов.
в) 267 : а – 15 = 74
а = 3 – ДЮСШ
Учитель: Назовите стадионы,
спорткомплексы, ДЮСШ г. Стерлитамака.
Если дети затрудняются, то я сама называю их.
Предприятия (Приложение, слайд 5)
Учитель: Стерлитамак – город химии. У нас имеются предприятия химической и нефтехимической, пищевой промышленности, машиностроительной и станкостроительной индустрии. Найдем сколько всего предприятий в Стерлитамаке. Для этого найдите значения выражения 5525 – а * 102 , если а = 54
Ответ: 17.
Учитель: Назовите крупные предприятия нашего города.
Глава администрации (Приложение, слайд 6)
Учитель: Многие люди стараются, чтобы наш город рос и процветал. За всеми предприятиями, органами, структурами контролирует администрация нашего города. Сейчас мы узнаем, кто стоит во главе, то есть мэр нашего города. Для этого один ученик возле доски, остальные в тетрадях начертим координатный луч с единичным отрезком в 1 клетку и отметим точки, которые я назову.
Задание. На координатном луче отметить точки D(3); I(9); O(11); A(0); V(14); M(10); A(6); X(8); B(2); R(5). Переведите Фамилию на русский язык и вы получите фамилию мэра нашего города.
Ответ: Абдрахимов Вахит Рахматович
4. Дополнительные вопросы
45916 : 26 =1766 – год рождения города.
26936 : 104 = 259(км) – площадь территории города.
5. Домашнее задание
№ 520, 527.
6. Итог урока
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, благодарит учеников за урок.