Путешествие по городу Стерлитамаку

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные – повторить темы: «Координатный луч», «Уравнения»,  «Умножение и деление натуральных чисел»; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
  • Развивающие – развить внимание, память, аккуратность, кругозор, «математическую» речь учащихся.
  • Воспитательные – воспитание любви к родному городу, краю; доброты и уважения друг другу.

Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний.

Эпиграф к уроку:  …ум заключается не только в знании, но и в уменьи прилагать знание на деле… (Аристотель)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, карточки с заданиями, плакат с деревом, желтые листочки с числами и буквами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем путешествовать по родному городу. Узнаем о спортивной и культурной жизни города, об образовании и предприятиях. Для этого необходимо выполнить задания на карточках. Тем самым мы повторим темы: «Уравнение», «Умножение и деление натуральных чисел», «Координатный луч».

Ученик:   

Город мой, Стерлитамак
В горы, реки ты объят
Парки, школы и сады
Здесь растём, взрослеем мы.
Любимый город мой, родной
Ты с каждым днём становишься всё краше.
Лицо Республики моей
На самой милой сердцу на земле.

(Приложение, слайд 1)

2. Повторение

Статус города. Устная работа

Учитель: Ребята, на доске записаны устные примеры, кто-то  из вас выйдет к доске найдет ответ на листочке дерева, перевернет его и определит букву, ее прикрепит к доске с помощью магнита на уровне первого примера, потом вторую букву на уровне второго примера и т.д.
Учитель вызывает учеников по желанию друг за другом,  они записывают ответ и определяют букву. Получаем слово «золото»:

1. 960 : 48 = 20.       З
2. 3232 : 16 = 202.   О
3. 550 : 110 = 5.       Л
4. 750 : 15 = 50.       О
5. 720 : 24 = 30.       Т
6. 140 : 35 = 4.         О

Учитель: Ребята, в  2007 году наш город стал лучшим городом России с населением свыше 100 тысяч человек.

Культурная жизнь города (Приложение, слайд 2).

Учитель: Ребята, открыли тетради, записали число, классная работа. Сейчас мы поговорим о культурной жизни нашего города. Я приглашаю к доске 2 учеников, они решают  два примера из карточки. Тем самым, определяют,  сколько у нас театров, дворцов культуры,  кинотеатров и библиотек.

Ученики выходят к доске и выполняют задание. В это время остальные ребята решают данные примеры в тетради.

а) 11988 : 37 – 320 = 4     театра
б) 412 – 11803 : 29 = 5     дворцов культуры
в) 1188 : 18 : 22 = 3          кинотеатра
г) 9708 : 809 = 12             библиотек 
Учитель: Назовите театры, дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки нашего города.
Дети перечисляют их.

Образование (Приложение, слайд 3)

Учитель: Теперь мы определим,  сколько у нас школ, детских садов, вузов. Для этого один из вас выйдет к доске и решит задачу.

Задача. У нас в городе 7 техникумов, а школ в 6 раз больше. Тогда детских садов на 15 больше, чем школ. Вузов на 6 больше, чем техникумов. Сколько у нас в городе детских садов, школ и вузов?

Учитель: Запишите ответ к задаче.

Ученик: В Стерлитамаке школ-35, гимназии-6, лицей-1, 13- вузов и их филиалов, 57  - детских садов.

3. Физкультминутка

Спортивная жизнь (Приложение, слайд 4)

Учитель: Решите уравнение. Определите количество стадионов, спорткомплексов, спортивных клубов, детских спортивных школ.

Выходят по одному ученику и решают одно уравнение с проверкой.

а) 276 : x + 127 = 196
x = 4 – стадионов и столько же спорткомплексов.
б) 300 – 1716 : у = 222
у = 22 – клубов.
в) 267 : а – 15 = 74
а = 3  – ДЮСШ
Учитель: Назовите стадионы, спорткомплексы, ДЮСШ г. Стерлитамака.

Если дети затрудняются, то я сама называю их.

Предприятия (Приложение, слайд 5)

Учитель: Стерлитамак – город химии. У нас имеются предприятия химической и нефтехимической, пищевой промышленности, машиностроительной и станкостроительной индустрии. Найдем сколько всего предприятий в Стерлитамаке. Для этого найдите значения выражения      5525 – а * 102 , если а = 54

Ответ: 17.

Учитель: Назовите крупные предприятия нашего города.

Глава администрации (Приложение, слайд 6)

Учитель: Многие люди стараются, чтобы наш город рос и процветал. За всеми предприятиями, органами, структурами контролирует администрация нашего города. Сейчас мы узнаем, кто стоит во главе, то есть мэр нашего города. Для этого один ученик возле доски, остальные в тетрадях начертим координатный луч с единичным отрезком в 1 клетку  и отметим точки, которые я назову.

Задание. На координатном луче отметить точки D(3); I(9); O(11); A(0); V(14); M(10); A(6); X(8); B(2); R(5). Переведите Фамилию на русский язык и вы получите фамилию мэра нашего города.

Ответ: Абдрахимов Вахит Рахматович

4. Дополнительные вопросы

45916 : 26 =1766 – год рождения города.
26936 : 104 = 259(км) – площадь территории города.

5. Домашнее задание

№ 520, 527.

6. Итог урока

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, благодарит учеников за урок.