Цель: познакомить детей с признаками наречия как части речи; формирование умения познавать среди других частей речи.
Оборудование: 1. Учебник А.В.Полякова:
«Русский язык для 4 класса начальной школы»,
часть1, М., Просвещение, 2003.
2. С.И.Ожегов: «Словарь русского языка», М.,1981.
3. Карточки для групповой и индивидуальной
работы.
ХОД УРОКА
1.Вхождение в контакт
Определение настроения.
У: Сегодня на уроке русского языка мы
продолжим исследование объектов русского языка.
А что будет объектом нашего исследования, вы
сейчас узнаете. Откройте тетради, запишите слова,
вставьте пропущенные буквы.
На доске записаны слова:
Б . СЕДА, КОМН . ТА, . ТКР . ВЕННО, П .
РТРЕТ.
У: Какие буквы пропущены?
Д: е, а, о, о, о.
У: Найдите лишнее слово.
Д: Лишнее слово «откровенно», оно
отвечает на вопрос «как?». А остальные слова
отвечают на вопрос «что?», обозначают предметы.
Это имена существительные.
У: Составьте словосочетание
глаголов со словом «откровенно».
Д: говорилоткровенно,
рассматривалоткровенно,
ответитьоткровенно,
беседоватьоткровенно.
У: Каково лексическое значение этого
слова?
Д: «Откровенно» –– неожиданно
открывает истину, вносит ясность, понимание.
(С.И.Ожегов «Словарь русского языка», М.,1981.)
У: Назовите синонимы к слову
«откровенно».
Д: Искренне, чистосердечно, прямо.
2. Учебная ситуация
1. На партах у детей стихи Я.Коласа.
У: Прочитайте стихи.
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
(Я.Колас)
У: Напишите стихи Я.Коласа по памяти.
У: Какую картину представляете вы,
слушая этот отрывок из стихотворения? Как
удалось автору передать светлое, весеннее
настроение?
У: Назовите слова, которые относятся
к неизвестной вам части речи.
Д: Ласково, ярче, горячей, звонко.
У: На какие вопросы отвечают эти
слова?
Д: На вопрос «как?»
У: Какой частью речи является слово,
от которого задали вопрос?
Д: Все слова, от которых мы задали
вопрос к словам ласково, ярче, горячей, звонко,
являются глаголами.
У: Составьте и запишите
словосочетания с этими словами.
Д: Ласковосмеется,
Светитярче,горячей,
Звонкольется.
2. На доске запись:
Ласковое солнышко,
Ласково смеется.
У: Прочитайте словосочетания
Д: Ласковое солнышко, ласково
смеется.
У: Поставьте вопросы.
Д: Ласковоесолнышко,
Ласковосмеется.
У: Что обозначает слово ласковое?
Д: Признак предмета.
У: Что обозначает слово ласково?
Д: Признак действия.
У: Неизвестная часть речи,
отвечающая на вопрос «как?» и другие,
обозначающая признак действия и зависящая от
глагола, называется наречием.
Записываем тему урока «Наречие как часть речи».
3. Работа с текстом
Чтение текста.
«Враги испуганно вздрогнули. Медведь отскочил
назад, а лось сделав прыжок вверх, вскоре скрылся
в чаще. Лось немного постоял на поляне, нервно
вздрагивая. Усталость быстро сковала тело. Он
низко опустил голову и тяжело побрел в лес.
Жизнь была отвоевана».
У: Найдите наречия. Поставьте к ним
вопросы, выпишите словосочетания.
Д: Испуганновздрогнули,
отскочилназад,
сделалвверх,
вскорескрылся,
немногопостоял,
нервновздрагивая,
быстросковала,
низкоопустил,
тяжелопобрел.
У: На какие вопросы отвечают наречия?
Что они обозначают? Давайте дополним к тому, что
мы узнали о наречии.
Д: Наречие –– это часть речи,
обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы «как?», «куда?», «когда?».
4. Обобщение
У: Давайте обобщим все, что мы
узнали о наречии как части речи.
Чтение правила на с.126
(А.В.Полякова, Русский язык, 4 класс, ч.1).
5. Работа с учебником
У: Выполните упражнение №177 на
странице 109.
С какой частью речи связаны выделенные слова?
6. Итоги урока
– Что такое наречие?
– Что обозначает и на какие вопросы отвечает
наречие?
– С какой частью речи связано наречие?