Литературное чтение "Народная колыбельная песня"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: словесный, наглядный, практический

Цель: развитие добрых и нежных чувств.

Задачи:

  • дать образное представление об истоках колыбельной песни;
  • приобщать к традициям народной культуры;
  • учить видеть красоту и многообразие слова;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование: презентация 16 слайдов (среда POWER POINT), учебник 3кл. «В одном счастливом детстве» Кн.д/чт.  (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.;М: Баласс)
карточки.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Пальчиковая зарядка:

(Дети держат книгу тремя пальчиками правой и левой руки, проговаривают слова, вращая книгу)

«Книга»

Книга – лучший друг детей,
С ней живется веселей.

(Дети ритмично пальчиками правой и левой руки работают на иппликаторе Кузнецова)

«Пальчики»

Тили-тили-тили бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку,
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс.

2. Проверка домашнего задания

Игра «Собери слово»

На доске буквы: Г, Д, А, А, З, И, К   (загадки)

– Что вы знаете о загадках? Загадки – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много лет назад. Есть литературные загадки, их сочинили писатели и поэты. Загадка – это задачка, которую надо решить. В загадке дается описание предмета, его главных черт.
– Зачем люди загадывают загадки?
– Как строится загадка?
(Сначала надо решить, о чем будет загадка, т.е. придумать отгадку. Затем назвать несколько признаков,  по которым можно узнать предмет).
– Загадайте загадки, которые вы сочинили сами.
– Кому вы сегодня вручите медаль мудреца?

3. Речевая разминка

ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ.

– Прочитайте молча, шепотом, вслух друг другу, индивидуально.
– Прочитайте с интонацией удивления, восторга, страха.
– Прочитай с логическим ударением на 1 слово, 2 слово, 3 слово, 4 слово.
– С чем мы работали? Для чего? С какой целью?

4. Предположение темы

На доске:

СПАЛЬНЯ
ТЕПЛАЯ КРОВАТКА
СЛАДКИЙ СОН
МАМА
ПЕСНЯ
НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

– Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили, слушая эти слова?
– Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока?
– Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.
(Исполняется колыбельная песня)
– Подтвердилось ли ваше предположение?
– Что вы сейчас прослушали?
– Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?   (Пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)
– Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?
– Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.

5. История колыбельной песни

– Как вы думаете, сколько колыбельных песен на свете?
– А как они дошли до наших дней?
– Кто их автор? Как называются такие колыбельные песни?
– Значит, о каких песнях мы будем сегодня говорить?
– Благодаря чему они дошли до нас?

– Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.

– А сколько лет существует колыбельная песня?
– Давайте послушаем разговор дедушки и внука.

(Сценка)

– Ребята, скажите, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный и колыбельная?
– Хлеб насущный и колыбель стояли рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель – душу.
– Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.
– А почему песню назвали колыбельной?

На доске: КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА).

– Подбери синонимы к этому слову.
– Как вас убаюкивали в детстве?
– Каким тоном пела вам мама песню?
– Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.
– А что он чувствует, как вы думаете? (Ласку, любовь, нежность матери)
– Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым. В песнях исполнители обращаются часто к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка от невзгод. Сейчас мы побудем с вами в роли этого животного.

6. Физминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили головой своей крутили
Вот так, вот так.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так.
Вперевалочку ходили и из речки воду пили
Вот так, вот так.
А потом они плясали, выше лапы поднимали
Вот так, вот так.
До упада приседали и, конечно же, устали
Вот так, вот так.
На пенечек тихо сели и учиться захотели.
Вот так. Вот так.

7. Творческая работа в группах

– А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. У вас две карточки. Прочитайте задание на этих карточках и выберите только одну с тем заданием, которое вам понравилось больше. Работаем.

РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Не ложися на краю
И утащит во лесок
Баю – баюшки-баю
Придет серенький волчок
Под ракитовый кусток

РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
В небе звездочки горят
Малым детям спать велит.

РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.

Прилетели журавли
Ой, люли – люли – люли!
А ворота скрип – скрип
Они сели на ворота
У нас Ваня спи – спит.
Не будите у нас Ваню

8. Прослушивание песен.

– А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. И вам надо спеть младенцу песню.

(Дети исполняют колыбельные, которые они приготовили.)

– У нас есть ребята, которые тоже дома поработали и приготовили для вас колыбельные песни.
– Какое настроение слышится в этих песнях?
– О чем мечтают мамы, когда поют своим детям колыбельные песни?

9. Зарядка для глаз

– А сейчас каждого из вас мама отправила  погулять с сестренкой или братишкой. Но вот он заплакал. Покачали малыша. Он уснул. Положили в коляску. А тут появилась бабочка. Она летает совсем рядом и может разбудить малыша. Вы замерли, не шелохнетесь. Двигаются только глазки, они следят за бабочкой. Вправо, влево, вверх, вниз, кругами – восьмеркой. Вдруг бабочка взмахнула крылышками и улетела, а вы вернулись домой.

10. Работа с книгой

– Услышав, что мы говорим о колыбельной песне, к нам пришел Афанасий. Откроем стр. 50.

а) Чтение за 1 минуту шепотом

б) Чтение вслух с карандашом.  (Что вы отметили в тексте?)

в) Анализ текста

– Что рассказал Афанасий Саше?
– Как вы догадались?
– А почему он рассказывал Саше колыбельную?
– Что значит «глаза слипаются»? Подбери синоним.
– Кто автор этой песенки? Почему так решили?
– В какой стране живет этот народ?
– Что из текста вы узнали про эту страну?

г) Повторное чтение колыбельной

– Чем занимаются в норвежской семье?
– О чем мама просит малыша?
«Подремать» – подбери синоним. (Cпать, заснуть, почивать – устаревшее, с оттенком почтительности.)
– Понравилась ли Саше колыбельная?
– А почему автор называет его хитрым?

д)  Работа над выразительностью чтения

Определение темпа чтения.

На доске: очень быстрый – быстрый – средний темп – не очень медленный – медленный – очень медленный.

Определение силы голоса

На доске: очень громко – громко – средняя громкость – тихо – очень тихо.

Выбор эмоциональной окраски голоса (тембр)

На доске: низким голосом – обычным голосом – высоким голосом.

– Почему Афанасий колыбельную песню рассказывал, а не пел?
– Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом». Заглянем в толковый словарь. Прочитаем.

РЕЧИТАТИВнапевная речь в вокально-музыкальном произведении.

ЧИТАТЬ РЕЧИТАТИВОМ – значит читать на распев.

– Значит, как исполняли колыбельные песни?
– Какой темп выберете для этой песни?
– Какую громкость? Какой тон?
– Какие чувства хотели бы передать при чтении этой песни? 

– Попробуем все это выполнить при чтении песни. А вы должны выбрать, кому это удалось лучше.

– Вы прослушали русские народные колыбельные песни и норвежскую народную песню. Что общего?

11. Итог  урока

– Кому дома поют хоть иногда колыбельные песни?
– Понравились ли вам песни, которые сегодня звучали?
– А кто захотел, чтобы ему мама тоже спела колыбельную песню?

– Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню.
Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.

– Сегодня, когда придете домой, загляните в глаза маме.
– Как вы думаете, что вы в них увидите?
– После того, что вы увидите в маминых глазах, чтобы вы сделали, чтобы маме стало очень хорошо?

12. Домашнее задание

– Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 50. Что собирается делать Афанасий?
– Давайте дома выучим для него каждый свою колыбельную песню. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к своей песне.
– А где вы можете взять эти песни?

– Давайте подведем итог нашему уроку.
– Как вы думаете, нужен ли вам этот урок?
– Узнали ли вы что-нибудь нового?
– Что можете сказать про наш урок?

Литература:

  1. Статья «Байки-побайки» (В. Бахтин «От былины до считалки» М.: Дет. лит., 1988);
  2. Статья «Бьет из земли родник» («Народное творчество», 1995, № 5).
  3. Газета «Первое сентября» приложение «Начальная школа»
  4. UMAMA_RU – Публикации Баю, баюшки-баю.
  5. «Жизненный круг. Младенчество». Василий Белов
  6. «Кошки, коты, принесите дремоты…» Лилия Хафизова, филолог, специалист по славянскому фольклору
  7. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Колыбель
  8. «История люльки». Шкодина Нина Федоровна

Приложение