Урок "Начальные геометрические сведения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепить основные понятия блока: «Начальные геометрические сведения»,
  • формировать умения решать простейшие задачи,
  • развивать навыки построения чертежей от руки,
  • развивать логическое мышление учащихся.

Ход урока

1. Просмотр конспекта (приложение 1).
 
2. Работа с листом взаимоконтроля №1 (фронтально; пять человек) 

Лист взаимоконтроля №1, №2 (ГЕОМЕТРИЯ, 7).

  1. Прямая.
  2. Отрезок.
  3. Луч.
  4. Угол.
  5. Равные фигуры.
  6. Середина отрезка.
  7. Биссектриса угла.
  8. Градус.
  9. Виды углов.
  10. Смежные углы.
  11. Свойство смежных углов.
  12. Вертикальные прямые.
  13. Свойство вертикальных прямых. (№2)
  14. Перпендикулярные прямые.
  15. Свойство перпендикулярных прямых.

3. Проверка домашнего задания и работа над основными понятиями блока:

Закончи предложение:

Основными геометрическими фигурами являются ______________________________________________________ .

Задание: из данных рисунка помести в первый столбик те рисунки, которые отвечают на первый вопрос домашнего задания. (интерактивная доска: различные фигуры – таблица из двух столбиков).

Точки обозначаются _________________.

Прямые обозначаются _______________________________________________________ .

Задание: на рисунке указать прямые, прочитать их имя (интерактивная доска).

Что означает слово «геометрия»?

Как называются две прямые, имеющие одну общую точку?

Задание: выполните соответствующий рисунок.

Как называются две прямые не имеющие общих точек?

Задание: выполните соответствующий рисунок.

Сколько прямых можно провести через две различные точки?

Могут ли две прямые иметь две общие точки?

Отрезком называется часть прямой, состоящая из ___________ данных точек и всех точек __________________________ , данные точки называются _________________________ .

Отрезок обозначается указанием его _______________.

Задание: выбрать на рисунке отрезки, записать их имена. (интерактивная доска)

Лучом называется ____________________________________.

Задание: на рисунке выбрать лучи, записать их имена. (интерактивная доска).

Углом называется фигура, состоящая из ____________ и ___________________, выходящих из ________________. _________ - вершина угла, лучи - ______________________ .

Задание: на рисунке найти углы, записать их имена. (интерактивная доска).

4. Решение задач:

  • Как могут располагаться по отношению друг к другу точка и прямая? Изобразите случаи их взаимного расположения.
  • Как могут располагаться по отношению друг к другу две прямые? Изобразите случаи их взаимного расположения.
  • На прямой отмечены три точки. Сколько отрезков с концами в этих при этом образовалось?

  • На прямой отмечены три точки. Сколько имеется лучей с вершинами в этих точках? 

  • На отрезке АВ взята точка С. Среди лучей АВ, АС, СА, СВ, ВА, ВС найти пары совпадающих.

  • Самостоятельная работа: нарисуйте два острых, два тупых, два прямых угла, развернутый, вертикальные и смежные углы, обозначьте углы (задание выполняется на листочках).
  •  Самостоятельная работа: обмен работами:

Заполните таблицу:

Острые

Прямые

Развернутый

Тупые

Смежные

Вертикальные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Листочки сдаются учителю.)

6. Графический диктант (на заготовленной бумаге):

Карточки у каждого ученика:

Карточка №1:

Стартовая точка А.

Вниз 6.

Влево вниз по диагонали 3.

Влево 6.

Вправо вверх по диагонали 1.

Влево вверх по диагонали 4.

Вправо вверх по диагонали 3.

Влево 3.

Вправо вверх по диагонали 3.

Вправо вниз по диагонали 3.

Влево вниз по диагонали3.

Вправо 5.

Вправо вверх по диагонали 4.

Карточка №2:

Стартовая точка А.

Влево 4.

Влево вниз по диагонали 2.

Влево 3, вниз 3, вправо 3, вниз 3.

Влево вниз по диагонали 2.

Вправо вниз по диагонали 2.

Вверх 1.

Вправо вниз по диагонали 3.

Влево вниз по диагонали 3.

Вправо 6.

Вправо вверх по диагонали 2.

Влево вверх по диагонали 2, вверх 2.

Влево вверх по диагонали 6.

Вверх 3.

Вправо 4.

Вправо вверх по диагонали 2.

Задание:

  • сравнить свои картинки с рисунками,
  • если у вас получились другие рисунки, найдите ошибки,
  • полученные рисунки попытайтесь закрыть семью фигурами – частями «клетчатого» квадрата (части квадрата у детей лежат в конвертике).

Домашнее задание:

  1. лист взаимоконтроля №1.
  2. Изобразите на прямой точки А, В, С, Д так, чтобы:
    а) точка С лежала между точками А и В, а точка Д лежала между точками В и С;
    б) точка А лежала между точками В и С, а точка С – между точками А и Д.
  3. на выбор:
  • составьте нарисованную фигуру из частей большого квадрата.
  • по рисунку составьте фигуры из частей квадрата.

  • постарайтесь придумать и составить свои фигуры (игра «Танграм»).