Повторение изученного по теме: «Имя существительное».(слайд №1)
Цели:
1)повторение и закрепление изученного по теме в 5-6 классах;
2)развивать логическое мышление и творческие способности школьников;
3)воспитывать любовь к Родине. (слайд №3)
Оборудование: карточки с номерами орфограмм, сигнальные карточки, перфокарты «о-ё-е в корне, суффиксе и окончании сущ-х», таблица «е-и в окончаниях существительных», жетоны, презентация
Ход урока
I. Огр.момент.
- Здравствуйте ребята! Сейчас я вам буду называть имена сущ-е, а вы сядете за парту только тогда, когда услышите имя общего рода.(книга, земля, Родина, мать, непоседа, береза)
II. Повторение пройденного.
- В качестве разминки к сегодняшнему уроку я предлагаю вам провести небольшое научное исследование. Посмотрите на экран.(слайд №3)
1. Родина, Отечество, Отчизна – самые сокровенные слова для каждого из нас.
2. Мы любим то место, где родились и выросли.
3. Человек, прежде всего, узнает свой дом, сад, в котором запоминает каждую яблоню, каждую дорожку.
4. Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу.
5. Мы любим березу, которая растет у родного дома, тихую речку.
7. Так начинается любовь к родной стране.
1) Определите тему текста. Озаглавьте его. (Любовь к Родине через любовь к матери, к воспоминаниям детства, к родным местам)
2) К какому стилю речи относится текст?(художественному)
3) Найдите в тексте сущ-е. Выпишите их, определите род, склонение.
4) Запишите первое пред-е, расставьте знаки препинания, объясните их. Произведите синтаксический разбор.
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас урок – повторение.
- В каком разделе науки о языке изучается имя существительное? (морфология)
- Но согласитесь, ребята, если мы сейчас с вами будем просто повторять орфограммы, это будет не очень интересно. Поэтому сегодня я предлагаювам провести лотерею орфограмм имен существительных. На каждой карточке написан номер орфограмм. Условия игры простые: билет вытаскивает тот, кто раньше других правильно отвечает на теоретический вопрос. За каждый правильный ответ на уроке вы получаете фишку. 10-9 фишек- «5», 8-6 – «4», менее 6 – «3».
- Итак, вперед за хорошими оценками!
IV. Основная часть урока.
1 Вопрос. Что такое имя существительное?
Карточка №1 орф-ма 17.
- Как звучит орф-ма №17? Откройте форзац учебника и посмотрите. .(слайд №4)
П. | 1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
На –ия,-ие,-ий |
Р. |
(у земли) |
_ |
|
|
Д. |
(по земле) |
_ |
|
|
П. |
(о земле) |
|
|
|
- Что необходимо знать, чтобы правильно написать окончание сущ-го?
- Посмотрите на таблицу. Давайте вспомним окончания сущ-х, которые всегда вызывают у вас затруднения.
- Почему только об окончаниях –Е и –И идет речь?(эти окончания в безударном положении звучат неясно)
- Почему только в 1 скл. Мы должны подставлять проверочное слово?(только в 1 скл. В окон-е есть Е и И)
- Почему в качестве проверочного слова мы используем слово земля?
- Какое окон-е во 2 скл. в П.п?
- Какие окон-я в 3 скл? Какие окончания у сущ-х на ИЯ, ИЕ, ИЙ?
- Хорошо, а теперь проверим теорию на практике.
Висит на ветк…, на ветв.., посидеть у проруб.., подойти к юнош.., идти по дорог.. к избушк.., писать в объяснении.., говорить на лекции.., отдыхать в санатории.. .
- Спишите, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж.(проверка с помощью сигнальных карточек) (слайд №5)
Вопрос №2. Перечислите морфологические признаки имени существительного.
Карточка №2 орф-ма 32.
- Как звучит орф-ма №32? Откройте форзац учебника и посмотрите.
- Когда НЕ с сущ-ми пишется слитно? Когда раздельно? Сейчас мы с вами проведем цифровой диктант. 1-слитно; 2-раздельно. .(слайд №6)
Неприятель; недотепа; невежливость; не внимание, а рассеянность; не отнимутся; неуверенность; неуклюжий; неширокий, а рыбный пруд; нездоровье; не друг, а враг.
(Ключ: 1,1,1,2,2,1,1,1,1,2.)
- Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку.
Рефлексия.
- Ребята, посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Посмотрите вдаль, что вы там видите? Теперь посмотрите на самый близкий предмет. Назовите, какие имена существительные вы увидели?
Вопрос №3. Какими членами предложения может быть имя существительное.
Карточка №3 орф-ма 33.
- Как звучит орф-ма №33? Откройте форзац учебника и посмотрите.
- Я предлагаю вам вспомнить звездочку.(слайд №7)
- А теперь посмотрим, как вы умеете применять это правило?
- Я диктую вам словосочетание, а вы заменяете их сущ-ми, обозначающими профессию человека.
1. Специалист по каменной кладке – каменщик.
2. Водитель самолета – летчик.
3. Специалист по переводам – переводчик.
4. Специалист по переплетению книг – переплетчик.
5. Рабочий по переноске багажа – грузчик.
6. Человек, который танцует – танцовщик.
7. Носильщик газет – газетчик.(проверка- слайд № 8)
Вопрос №4. Какие сущ-е называются разносклоняемыми? Какая гласная пишется в суффиксах сущ-х на –МЯ?
Карточка №4 орф-ма 34.
- Как звучит орф-ма №34?Что необходимо сделать, чтобы правильно написать гласные в суффиксе?
Выборочный диктант.(двое учеников выполняют за доской)
- Разделите тетрадь на две колонки –ЕК и –ИК.
(булочник, горошек, двоечник, замочек, мешочек, работник, человечек, лавочник, ключик.)
Вопрос №5. Приведите примеры сущ-х общего рода (кто последний, тот и берет билет.
Карточка №5 орф-ма 35. Когда в суффиксах сущ-х после шипящих пишется О, а когда Е-Ё?
Работа по перфокартам.
1.каланчой; 2.речонка; 3.чижом; 4.полотенцем; 5.петушок; 6.овражек; 7.дружок; 8.мышонок; 9.зайчонок.
V. Итог урока. (слайд №9)
- Наша лотерея подошла к концу. Все билеты разыграны. Над орфограммами какой части речи мы сегодня работали?
- А теперь посчитайте жетончики и поставьте себе оценку.
Д.З. Написать сочинение – миниатюру «для чего нужно знать имя существительное?»