Осенние явления в жизни древесных растений. Листопад

Разделы: Биология


Тема: Осенние явление в жизни древесных растений. Листопад.

Цель: Выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на  жизнь растений осенью.

Задачи:

Обучающие:

  • Развить у учащихся понятие о древесных растениях, продолжительности их жизни.
  • Продолжить формирование понятия «приспособления растений к сезонным явлениям».

Развивающие:

  • Сформировать у кружковцев умения вести наблюдения за изменениями в жизни растений;
  • Объяснить причины этих изменений;
  • Находить черты приспособленности  растений к меняющимся погодным условиям.

Воспитательные:

  • Формировать у детей эстетическое восприятие природы и экологические навыки поведения в ней.

Подготовка к экскурсии

При подготовке к экскурсии педагог, прежде всего, знакомится с  теоретическими основами её  проведения. По проведению экскурсий, методист Райков Б.Е., дал ряд полезных советов. Они известны, как «десять заповедей экскурсионного дела»:

  • Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  • Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь тему и составь её план.
  • Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
  • Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
  • Избегай длинных объяснений.
  • Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
  • Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
  • Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
  • Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
  • Закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей проработкой материала.

Подготовка учащихся к экскурсии:                                          

  • Они должны знать, что могут увидеть в природе, на что обратить внимание, что наблюдать.
  • Обувь должна быть удобной, одежда не яркой (чтобы не отпугивать птиц).
  • В группе желательно иметь блокноты, карандаши, папку для сбора листьев и другое в зависимости от темы экскурсии.
  • Необходимо знать правила поведения в природе, которые напоминаются педагогом на теоретических занятиях.

Время проведения экскурсии - сентябрь-октябрь.
Место проведения экскурсии – дендрарий ДЭБЦ г.Бийска, в котором насчитывается 50 видов деревьев и кустарников.

Экскурсия рассчитана на детей 4-5 классов.

Проведение экскурсии

При проведение экскурсии воспользуемся методикой Джозефа Корнелла.

Этап 1 Пробуждения энтузиазма

«Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят».

Дети, представьте себя листиками разных деревьев. Что происходит с листьями осенью?

(Дети кружатся и приседают к земле ). Возьмите каждый по листику опавших с деревьев и кустарников. По виду собранных листьев дети разделяют на несколько групп, например с листьями берёзы, дуба, клёна, сирени.

Этап 2 Концентрация внимания

Сроднимся с деревом. Каждая группа подошла к своему выбранному дереву. В течение 30 секунд, закрыв глаза и прикоснувшись ладонями к коре, прислушайтесь к своим ощущениям.
Кора тёплая (холодная)? Добрая? Шершавая?

Этап 3 Приобретение опыта

Этот этап является основным для достижения учебной цели.
Каждая мини группа получает карточки – задания с одинаковыми вопросами, но объект изучения у всех разный (выбранное дерево или кустарник у всех разный). Для работы даётся 20 минут.

Карточка – задание:

1. Отметьте погодные условия.

2. Соберите листья и плоды данного дерева или кустарника.

3. Отметьте цвет листа.

4. Установите, где больше окрашенных листьев:  

- в верхней части кроны или нижней?
- в наружной или внутренней части кроны?

5. Пронаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть

- зелёный лист;
- лист, начавший менять окраску;
- лист, полностью изменивший окраску.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

а) какой из листьев легче всего обрывается?
б) как готовится лист растения к листопаду?

6. Зарисуйте внешний вид дерева или кустарника.

7. Сделайте мини отчёт по своему объекту наблюдения.

Через определённое время учащиеся возвращаются для обсуждения  результатов. Первой отчитывается группа, которой потребовалось меньше времени для выполнения задания. Ученики демонстрируют собранный материал, а остальные группы находят подобные экземпляры. Педагог помогает правильно назвать дерево, кустарник. Дети слушают выступающих, записывают у себя в блокнотах названия древесных растений, устно отмечаются особенности внешнего строения плодов и листьев, рассказывают о последовательности раскрашивания кроны деревьев.
Педагог обобщает главные признаки в отчётах детских групп.

1.Погодные условия.

Осень принесла прохладу, понижается температура воздуха, солнце светит, но не греет. День становится короче, осенние дожди холодные, первые заморозки.

2.

Жёлтые листья у клёна, берёзы, дуба;
Пунцово – красные - вишня, рябина, барбарис;
пурпурные - черёмуха.

Листья желтеют, становится красными, фиолетовыми, потому что зелёное красящее вещество разрушается. Летом оно быстро и легко восстанавливается, и новые листья распускаются свежими, зелёными. Окраска листа летом не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают, света становится всё меньше и меньше, зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше и лист бледнеет.

3. Листопад. Вслед за переменою окраски листьев наступает листопад, имеющий первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимою, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы, между тем всасывание её из охлаждающей почвы прекращается. Первыми теряют одежду- липа, вяз, берёза ; позже – клён боярышник ; потом – дуб, осина, ясень, черёмуха, бузина. Липа и тополь облетают снизу, у вяза, орешника, ясеня – сначала оголяются верхние ветки. Не все деревья и кустарники перекрашивают свою листву. Зелёными опадают листья ясеня, ольхи, сирени.

Вместе с листьями деревья и кустарники избавляются от вредных продуктов жизнедеятельности; например от щавелевокислого кальция. А полезные вещества – фосфор, крахмал, сахара к этому времени уже прочно заполняют кладовые – внутренние части растений.

Упавшие листья тоже приносят пользу. Разлагаясь, они обогащают почву известковыми удобрениями. Кроме того, плотный ковёр прошлогодней листвы служит хорошей преградой для дождевой и паводковой воды, не даёт ручьям размыть плодородный слой. Покрытые первым снегом опавшие листья – это ещё одно «одеяло» для тех, кто остался зимовать на поверхности почвы.

4. Сбрасывание листьев.
Независимо от перекрашивания и других изменений в пластинах листьев, у основания их, в самых тканях или клетках листа происходит подготовка к сбрасыванию. В этом месте появляется так называемый разделительный слой клеток, где и происходит лёгко отделение под влиянием лёгкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью. Листья опадают и в безветренную погоду.

В заключении учащимся предлагаются вопросы:

  • В какое время года происходит листопад у древесных растений и почему?
  • Какие деревья и кустарники относятся к листопадным растениям?
  • Какие деревья и кустарники относятся к вечнозелёным растениям?
  • Есть ли растения, которые на зиму не сбрасывают листья?
  • Есть ли среди хвойных листопадные растения?
  • Какое значение имеет листопад для жизни деревьев и кустарников?

Обсуждая вопросы, учащиеся делают вывод: Растения, как и животные, готовятся к зиме. Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Разные деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску. Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Осень время подготовки и перехода растений к зимнему покою. Но даже и в это время к деревьям и кустарникам надо относится бережно. А сейчас мы возвращаемся домой.

Этап 4. Вдохновение, чувствительный этап.

1. Педагог предлагает всем вспомнить приметы осени:

- У дуба и осины самый поздний листопад.
- Если в осень лист с берёзы опадает нечисто – жди суровой зимы.
- Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
- Весна да осень – на дню погод восемь.
- В октябре и лист на дереве не держится.

2. Предлагается вспомнить стихи об осени:

«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день …»
(А. Пушкин ).

«Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят …»
(М. Красев).

«Поздняя осень,
Грачи улетели
Лес обнажился,
Поля опустели ».
(Н.А. Некрасов).

«Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одеты леса!…»
(А. Пушкин ).

По возвращению в кабинет, предлагаем детям выразить впечатление  об экскурсии в виде творческой  работы:

- написать рассказ, сочинить стихотворение, придумать сказку, нарисовать картину – лицо  «осени» , изготовить поделки из природного материала. Это можно выполнять и в виде домашнего задания.