Вступление
Путь к сердцу ребенка лежит через игру. Игры во дворе и на природе, веселые дни рождения, праздники и домашние спектакли, в которых принимали участие и дети, и взрослые. Где все это? Теперь ребенок отдыхает у телевизора или компьютера. Родители не знают, как организовать досуг ребенка, чем его занять.
Конспект занятия для родителей и детей старшей логопедической группы.
Цель: развивать навыки игры, нацелить родителей на организацию игровой среды в условиях семьи.
Задачи:
- Научить использовать подвижные и развивающие игры в налаживании взаимодействия с ребенком, коррекции его поведения;
- Способствовать выработке умения применять полученные навыки в домашней обстановке;
- Содействовать укреплению семейных уз, созданию семейных традиций;
- Воспитывать положительные эмоции, свободное и непринужденное общение родителей с детьми.
Предварительная работа.
Домашнее задание для каждого родителя индивидуально:
- «Игра моего детства» - вспомнить любимую подвижную игру детства и подготовить ее для проведения на марафоне;
- «Физкультурные пособия своими руками» - изготовить нестандартное пособие для физического развития детей и подготовить его презентацию.
Оборудование: марафон проводится в спортивном зале: в одной половине по кругу расставлены стулья для взрослых, в другой стороне от них стоят стулья для болельщиков детей, в центре – стол для судей. Подготовлено место для игр, физкультурное оборудование, определено место для атрибутов и пособий. Для творческой работы родителей изготовлены листы белой бумаги формата А3, ножницы, фломастеры, клей, цветная бумага, старые детские журналы (для аппликации и коллажей). Изготовлены жетоны и дипломы для награждения команд и победителей, карточки с заданием для брейн-ринга. Подобрана спокойная, тихая музыка, которая используется и как общий фон, и как сопровождение упражнений, музыка в стиле «Диско», фонограмма песен Шаинского для конкурса. Длительность марафона 60 минут.
Последовательность проведения марафона
Судейская коллегия выбирается из воспитателей и специалистов детского сада и детей. Ведущий встречает детей и родителей в спортивном зале. Каждый участник занимает удобное для себя место. Звучит музыка, что создает положительный эмоциональный настрой.
Первая часть
Вступительная
Ведущий: «Дети – это огромная радость и огромная забота: накормить, одеть, приласкать, поиграть, и вы, родители, стараетесь с этим справляться, в чем сейчас мы все убедимся» (знакомит участников марафона с его целями и задачами, рассказывает об условиях и режиме работы, о том, в какой форме будет проходить каждая часть марафона, представляет судей и болельщиков. Особый акцент делает на философии взаимодействия с детьми, основанной на признании личности ребенка, стремлении к сотрудничеству с ним, сообщает правила проведения марафона).
Правила проведения марафона:
- Участники марафона должны быть активны на всем его протяжении;
- Участники марафона должны придерживаться правил его проведения;
- Участники марафона вправе отказаться от участия в том или ином конкурсе;
- Участники марафона не могут предъявлять претензии к жюри;
- В процессе совместной деятельности с детьми взрослые должны признавать личность ребенка и стремиться к сотрудничеству.
Вторая часть
Представление команд
Для облегчения общения, ведущий предлагает использовать бейджики, на которых у каждого участника указано имя и фамилия или псевдоним.
Участники распределяются на 2 – 3 команды (если затрудняются – помогает ведущий или остаются в составе команд прошлых тренингов). Дается время, чтобы придумать название, девиз и эмблему команды (материал: фломастеры, картон, цветная бумага, клей, ножницы). Проходит представление команд (не оценивается жюри).
Третья часть
Физкультурно-интеллектуальные игры
Ведущий: «Внимание! Сейчас начнем наш веселый марафон».
Две команды выйдут дружно,
Чтобы праздник нам начать,
Значит всем активно нужно
В нем участие принять.
Каждый должен свою силу
И смекалку показать,
Быть здоровым и веселым
И, конечно, не скучать.
1. Конкурс «Брейн-ринг» (подготовка 10 минут).
Каждой команде родителей раздаются карточки с заданием:
А) Подготовить и провести мини-занятие на тему: «Твой режим дня».
Цель: помочь детям осмыслить значение режима дня для здоровья человека. Формировать представления о целесообразности видов деятельности людей в определенный период времени.
Использовать слова: режим дня, части суток – утро, день, вечер, ночь.
Оборудование: два красочных конверта с текстами писем; билеты в «Музей времени»; большие круги голубого (утро), желтого (день), синего (вечер), черного (ночь) цвета; карточки с видами деятельности людей в разное время суток.
Б) «Осторожно, лекарство!»
Цель: познакомить с правилами приема и хранения лекарств и витаминов, уточнить знания детей о лекарственных растениях.
Использовать слова: витамины, лекарства, таблетки, микстура, болезнь, аптека, доктор.
Оборудование: игрушка Петрушка, баночки с витаминами, аптечка с упаковками от лекарств, картинки с изображением лекарственных растений.
Команды выбирают группу детей и проводит с ними занятия.
Победившей команде выдается жетон «Лучший организатор валеологической деятельности».
2. Конкурс «Игра моего детства» (20 минут).
Конкурс продолжать пора.
В гости нас зовет игра.
Будут и стихи, и песни.
Ведущий: «Любимую игру, как и любимую игрушку, мы помним всю жизнь, воспоминания дают нам положительные эмоции. Родители должны сделать все, чтобы дети с удовольствием вспоминали о своих игрушках и играх, тоже получали положительные эмоции».
Далее предлагает вспомнить домашнее задание «Игра моего детства».
Участники проводят по 2 – 3 игры, в которых участвуют дети из числа болельщиков (необходимые материалы и оборудование готовятся заранее). Оценивается количество игр у каждой команды, доходчивость объяснения правил проведения игры и умение организовать детей.
Победившей команде выдается жетон «Лучшая игра».
3. Конкурс «Загадка – ума зарядка» (3 минуты).
Ведущий: «У нас интеллектуально-физкультурный марафон, а значит, самое время провести конкурс «Загадка – ума зарядка»».
Родители: «А сейчас мы вам, ребятки, загадать хотим загадки».
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня?
(Коньки)Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжи)Что за спорт,
Где мчатся быстро,
На коньках срезая лед.
Высекают клюшкой искры –
Вот и шайба у ворот.
(Хоккей)Бьют его, а он не плачет,
Только звонко, звонко скачет.
(Мяч)
4. Конкурс «Семейная эстафета» (10 минут)
Ведущий:
Игра, веселая игра!
Игрой довольна детвора.
Эй, кто стоит там в стороне?
На эстафету все ко мне!
Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, судьи! Наши участники продемонстрируют готовность проявить свою ловкость, умение, выдержку. Проводится семейная эстафета по самой семейной сказке «Репка».
Атрибутика: шапочки героев сказки, 2 репки.
Дед – прыжки с мячом между ног и бросок в кольцо (посадил дед репку).
Бабка – бег с водой в ложке (полила бабка репку).
Внучка – едет на самокате (прополола внучка репку).
Жучка – бег на четвереньках между «овощами» (охраняет Жучка огород).
Кошка – бег по дощечке (ходит кошка по забору проверяет урожай).
Мышка – пролезание в «тоннель» (мышка рыхлит землю).
Герои выстраиваются в одну команду друг за другом и бегут вокруг репки. Побеждает та команда, которая первой подбежит к репке, вытянет ее и принесет «домой» на финиш.
Победившей команде вручается жетон «Лучший огородник».
5. «Спортивный комплимент» (3 минуты).
Ведущий: Молодцы, вы умные и догадливые, просто замечательные. Вот сколько комплиментов я вам сказала. Дети в детском саду учатся говорить красивые, добрые слова друг другу, а вы попробуйте сказать спортивный комплимент участникам команды соперника, но не повторяться.
Оценивается качество, оригинальность. Выигрывает команда, последней произнесшая комплимент. Выдается жетон «Самый галантный».
6. Конкурс «Спортивная частушка» (5 минут).
Ведущий:
На конкурс, на конкурс,
Опять выходи.
Заданий так много у нас впереди.
Вы, конечно, заметили, что на каждом празднике дети поют веселые частушки. Так они учатся шутить, незлобно подшучивать, с юмором относиться к жизни. Согласитесь – это нужное качество пригодится детям в дальнейшей жизни. Мы вам тоже предлагаем придумать или вспомнить частушки на тему спорта и развития интеллекта.
Победившей команде вручается жетон «Лучшая частушка».
Спортивные частушки.
Мы веселые ребята и нигде не пропадем.
Мы со спортом очень дружим,
Про него сейчас споем!Мы в поход вчера ходили,
Там из лужи напились.
В животе у нашей Лили
Три лягушки завелись.Всех быстрей Андрей бежит
И съезжает с горки.
На занятиях дрожит,
Словно мышка в норке.Говорил друзьям Сережа:
«Смел я, ловок и силен!»
Вдруг навстречу вышел ежик –
И смельчак залез на клен!Мужики на марафоне все спортсмены – ей же! Ей!
Ну а в группе на собранье – нет отцов – один «Бобслей».Неуклюжею была
И про спорт не знала.
А пришла на марафон –
Чемпионкой стала.Мы – ребята молодцы!
И спортсмены, и отцы.
Выше руки, детвора!
Ставить нам рекорд пора.
7. Конкурс «Символика спорта» (3 минуты).
Ведущий:
Есть у нас одна игра,
Вам понравится она!
Выходите на площадку,
Стройтесь дружно по порядку.
Видов спорта много есть,
Даже всех не перечесть.
Будем мы сейчас играть,
Виды спорта называть!
Дети называют атрибутику вида спорта. А родители в это время рисуют его символическое обозначение (баскетбол, гимнастика – художественная и спортивная, синхронное плавание, гребля, троеборье, легкая атлетика, лыжи, конькобежный спорт. хоккей).
8. Конкурс «Зримая песня» (10 минут).
Ведущий: «Для того, чтобы выиграть следующий конкурс, участникам команды надо инсценировать песню («Чунга-Чанга», «Как львенок и черепаха пели песню»)». Достаточно исполнить 1 куплет. Необходимые атрибуты и музыкальные записи подготовлены, а песню определит жребий.
Что-то дети заскучали,
И, наверное, устали.
Надоело им стоять,
Надо детям поиграть.
Ведущий: «Пока команды готовятся, уважаемые болельщики, мы проведем физминутку».
«Кто в домике живет?» (пальчиковая гимнастика).
Ведущий: «Главное в семье – мир, лад, да любовь, тогда говорят – хороший дом. Дети могут построить хороший дом прямо сейчас. Они и вас научат (вне конкурса)».
1, 2, 3, 4, 5 (сжимают пальцы, начиная с большого на обеих руках)
Будем пальчики считать.
Вместе пальчики сведем (делают из пальцев треугольник – дом)
Это будет новый дом.
В доме кошка будет жить (большой палей соединить со средним, указательный, безымянный и мизинец полусогнуты – кошка)
В гости к детям приходить.
И улитку позовем,
И она придет к нам в дом (правая рука сжата в кулак, указательный и средний отогнуты, девая ладонь накрывает правую)
И про мышку не забудем (пальцы сжаты в щепоть)
Дружно в доме жить мы будем (руками изображается рукопожатие)
Ведущий: «Итак, команды готовы. Смотрим и слушаем песни». Победившей команде вручается жетон «Самый голосистый».
Четвертая часть
Подведение итогов
Жюри подсчитывает количество жетонов в каждой команде. В это время проводится презентация «Презентация игрового спортивного пособия, изготовленного родителями», в которой участвуют родители и дети из числа зрителей.
Ведущий: «На прошлом занятии в «Творческой мастерской» мы изготавливали игровые спортивные пособия. Сегодня будет проводиться их презентация». Проводится презентация по схеме:
- Название;
- Из чего состоит;
- Назначение;
- Использование (демонстрация);
- Эффективность.
Жетон «Золотые руки» вручается каждому изготовившему пособие.
Пятая часть
Ведущий: «Вот мы и подошли к финишу нашего марафона. Радость, которую вы доставили своему ребенку сегодня, надеемся, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Прошу команды выстроится для объявления результатов». Судейская коллегия объявляет результаты, вручают грамоты. Под звуки марша дети и взрослые выходят из зала.