Предлагаю вашему вниманию интегрированный урок с программой «Здоровье» Касаткина В.Н. по обществознанию, который может быть представлен в разделе «Преподавание ОБЖ» и «Спорт в школе и здоровье детей».
Цели урока:
- расширить представление учащихся о здоровье; раскрыть сущность понятия «здоровый образ жизни»;
- формировать у учащихся бережное отношение к своему здоровью;
- продолжить формирование навыка работы с учебником, дополнительной литературой;
- начать работу по составлению синквейна.
Интеграция: программа «Здоровье» В.Н. Касаткина, история древнего мира – 5 класс, литература.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование урока: изображение человека; слово «здоровье», написанное по вертикали; плакаты о здоровье и спорте.
План урока:
- Что такое здоровье?
- Здоровый образ жизни.
- Здоровье из глубины веков.
- Народная мудрость о здоровье.
- Здоровье и государство.
- Здоровье учащихся класса.
Ход урока
Постановка целей и задач урока. Вступительное слово учителя: Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на выполнение жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Поэтому мы должны выяснить:
- Что такое здоровье?
- Как человеку жить, чтобы сохранить здоровье?
Изучение нового материала.
1. Разминка: На каждую букву слова «здоровье» найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.1 Например, варианты предложенные детьми:
- З – зарядка;
- Д – диета, доктор;
- О – отдых, окулист;
- Р – режим;
- О - осанка; (Обратить внимание на осанку учащихся).
- В – витамины;
- Ь -;
-Е – еда.
Далее предлагается учащимся самим дать определение понятию «здоровье». После заслушивания нескольких вариантов в исполнении учащихся, учитель зачитывает определение по словарю Ожегова С.И. Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
2. Беседа с учащимися с целью выявления факторов имеющих влияние на здоровье человека. Для активизации внимания к доске прикрепляется изображение человека. Главный вопрос: От чего зависит здоровье человека? Верные ответы записываются на доске по контуру от изображения человека. Предположительно получится следующая схема: Человек и его здоровье.3 К схеме можно дописать вывод – правило о здоровье.
Вывод: Человеку важно здоровье сохранить, и зависит это от того, как он живет.
Физминутка – Упражнение «Я расту» направленное на развитие двигательной активности.
Для того чтобы стать сильным и ловким, нужно заниматься. В этом нам поможет магическое стихотворение.
Ребята стоят на своих местах и выполняют задание по команде учителя.
Упрись в землю ногами,
Потянись к небу руками,
Воздуха чистого вдохни,
И мысленно болезни отгони.
3. Вспомнить из курса «История древнего мира» за 5 класс примеры, которые имеют отношение к слагаемым здорового образа жизни. Можно представить в виде краткого сообщения, заранее оговоренным с учащимися. В этом случае по завершению выступления каждого докладчика, необходимо задать вопрос учащимся, с целью закрепления правил о жизни человека в древности.
Спартанское воспитание
Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорожденного к старейшинам. Те осматривали ребенка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребенок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть.
Когда мальчики достигали 7-летнего возраста, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам, чтобы они вместе жили. Во главе отряда ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках.
Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота… Кормили скудно, побуждая их самих добывать себе пищу.
Большое внимание школа уделяла занятиям по гимнастики: мальчики состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. Юные певцы прославляли павших за Спарту, проклинали трусов, обещая в будущем доказать свою храбрость и совершить подвиги, достойные сохраниться в веках.
- Как спартанцы следили за здоровьем и поддерживали его? – Оставляли в живых только физически крепких младенцев, применяли закаливание и физические упражнения.
Афинская школа
Афиняне большое внимание уделяли образованию. Обучение мальчиков начиналось в семь лет. В школах учили читать и писать, считать и рисовать. Также обучали игре на флейте и других инструментах, так как утверждали, что без музыки нельзя стать настоящим гражданином.
На особом месте стояла физкультура. С 12 лет мальчики начинали посещать еще одну школу, где занимались – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра (от слова «пале» - борьба). В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье – под крышей портиков, окружавших этот двор.
Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, посещали гимнасий. Вершиной любви и уважения к физическим упражнениям были Олимпийские игры. Это был большой мужской праздник, где состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели копий и дисков, кулачные бойцы, прыгуны. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э.
- Как афиняне поддерживали здоровье? – Физическими упражнениями.
4. Слово учителя: Из глубины веков до нас дошли не только факты, рассказывающие о том, как тот или иной народ относился к здоровью и поддерживал его. Большое значение имеют для нас пословицы и поговорки. Недаром они составляют важный компонент народной мудрости. Теперь время вспомнить некоторые из них. (Пословицы и поговорки о здоровье были заданы в качестве опережающего задания).
Например, древние римляне советовали: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Другая древняя мудрость гласит: «Пусть будут твоими врачами трое – веселый характер, умеренность в еде и движение».
Далее слово предоставляется детям. Учителю следует отметить те примеры, которые наиболее точно соответствуют понятию «здоровый образ жизни».
5. Рассказ учителя.
Государство, как известно, состоит из граждан. Сила и здоровье народа являются богатством государства. Руководители государства об этом не раз задумывались и на своем уровне решали эту задачу в той или иной степени. В 30-е годы советское правительство уделяло большое внимание физкультурному движению, с целью массового охвата этим духом население страны. Почему и проводились парады физкультурников, различного рода состязания. В этом направлении работала агитация с помощью настенного плаката. (Демонстрация некоторых социальных плакатов 30-х годов).
В 1980-м году столица нашей Родины – Москва, стала хозяйкой ХХII летних Олимпийских игр. Спорт – это тоже вариант пропаганды здоровья. (Демонстрация символики московской олимпиады).
Сегодня правительство РФ решает многие социальные проблемы через национальные проекты. Один из них посвящен здоровью.
6. Представление и защита персональных заданий (выводы по теме): диаграмма «Состояние здоровья в классе» - 1 человек, анкета из 5 вопросов «Я и мое здоровье» и диаграмма анкетирования класса – 2 человека.
Закрепление материала. – Задание рефлексивного характера. – Представьте себе, что вы – врач. Что бы вы посоветовали всем для сохранения и поддержания здоровья? Итак, советы доктора… Далее слово предоставляется детям.
Заключительное слово учителя: Забота о своем организме – это забота о благополучии сегодня и успехе завтра.
Домашнее задание: По выбору – рисунок на тему «Здоровье» или составить синквейн о здоровье. Учитель обязательно знакомит учащихся со структурой синквейна.
Литература:
- Здоров будешь – все добудешь (Урок КВН) // Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 5 класс / Автор-составитель Г.Н.шевченко. – Волгоград: Учитель, 2005. С. 87-93.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4 изд., дополн. – М.: Азбуковник. С. 227.
- Бокерия Л.А. Дела сердечные. // Культура здоровой жизни, 2007. № 3. С. 173-176.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007. С. 76.
- Спартанское воспитание. // Вигасин А.А. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007. С. 143-144.
- Афинская школа. // Вигасин А.А. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007. С. 173-176.