Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; способствовать развитию навыка работы с документом.
Методы: беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра.
Необходимое оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, видеопроектор, презентация (приложение 1).
Ход занятия
Слайд 1
1. Вводная часть.
Учитель: Наше занятие мы начнем с разминки. Я прошу поменяться местами с соседом тех, кто считает себя:
- внимательным
- общительным
- свободным
- счастливым
Как видно, мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.
Мы продолжаем нашу разминку.
Кто хочет стать
- взрослым;
- успешным человеком.
Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.
Думаю, что наш малыш тоже этого хочет. (Обратить внимание на экран, слайд №2)
Что необходимо этому малышу, чтобы он вырос и стал умным, здоровым, успешным взрослым человеком?
Дети: любовь, забота, условия для жизни и развития и т.д.
Слайд 3
У: Все дети имеют право на заботу, любовь…..?
Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?
Кто из вас знает, как называется этот документ?
2. Этот документ называется Конвенция о правах ребенка. Прежде чем начать работу с этим документом, я попрошу дать краткую историческую справку о нем. Ее подготовила ученица нашего класса, она выступит сегодня в роли консультанта.
Слайд 4
Историческая справка.
Слайд 5
3. У: Как вы думаете, для чего был принят это документ на международном уровне?
Дети: для защиты прав детей.
У: Значит, нашему малышу может что-то помешать стать таким человеком, каким он хочет?
А что может помешать?
Предполагаемые ответы:
- неблагоприятные условия помешают ему выжить;
- если не получит образование, он не сможет развиваться;
- если ему угрожает опасность, например болезнь, угроза его жизни, т.е. нет защиты;
- если ребенка ограничивать в участии жизни семьи, общества.
Слайд 6
У: Мы с вами назвали самые важные 4 группы прав детей, которые закреплены в Конвенции. Это право на выживание (жизнь), на развитие, защиту и участие.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Сейчас, работая в группах, вы найдете те статьи в Конвенции, которые закрепляют данные права. Во время работы вы вносите номера статей в таблицу.
Время на работу 5 минут.
Обсуждение.
Слайды 11-16
5. У: Что мы узнали с вами в процессе работы над Конвенцией?
Дети: Какие права есть у детей.
У: А что детям дает знание своих прав?
Разбирая следующие ситуации, мы посмотрим, как работают статьи Конвенции.
Ситуации.
Слайд 17
- 10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика? Слайд 18
- 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?Слайд 19
- 13-летняя Оксана на время летних каникул устроилась на работу. Ее рабочий день длится 8 часов, как у взрослого человека. Нарушены права Оксаны? Как она или ее родители могут поступить в этой ситуации?
6. Рефлексия.
Что мы сегодня узнали на занятии?
Дети: у детей есть права, и они закреплены в Конвенции о правах ребенка, каждый ребенок может ими пользоваться.
Слайд 20
В качестве домашнего задания, я предлагаю каждой группе создать информационный буклет, в котором будут отражены основные права ребенка, закрепленные Конвенцией. Из предложенных слов составьте фразу, которую вы будете использовать как название вашего буклета.
Ребенок, права, защита, уважение, детство, образование.