Внеклассное занятие по русскому языку (3-й класс) "Крылатые слова"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Цель:

  • развитие любознательности,
  • воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности,
  • обогащение словаря и развитие речи учащихся.

Ход внеклассного занятия

Хотя тема нашего занятия «Крылатые слова», речь пойдёт не об отдельных словах, а о целых выражениях, которые состоят из нескольких слов. Что это за выражения? Почему их называют «крылатыми»?

В русском языке существует немало таких выражений. Да вы и сами их немало знаете. Эти выражения можно заменить одним словом. Давайте попробуем, проверим свои силы! Я буду читать одно из выражений, а вы попробуете заменить его одним словом!

Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (обманывать),
через час по чайной ложке – (медленно),
рукой подать – (близко),
куда Макар телят не гонял – (далеко).

Понимать буквально эти выражения нельзя, иначе может произойти недоразумение, как это случилось с героем одного небольшого стихотворения. Послушайте его, пожалуйста.

Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.

Что случилось с Петрусем? Почему это произошло? Как надо понимать выражение прикуси язык?

Некоторые устойчивые обороты, ставшие крылатыми, были взяты из русских народных сказок. Многие из них вам знакомы.

Из каких сказок появились, например, такие выражения:

  • встань передо мной, как лист перед травой;
  • рожки да ножки;
  • кому корешки, а кому вершки;
  • битый небитого везёт;
  • по щучьему велению, по моему хотению?

Как вы понимаете эти выражения?

Закончите следующие крылатые слова, взятые из сказок:

  • поди туда – не знаю куда, …;
  • скоро сказка сказывается,…;
  • это всё присказка, ….

Как объяснить эти выражения?

Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Какие, по вашему, названия животных могут быть вписаны вместо точек:

  • голоден, как …
  • хитёр, как …
  • труслив, как …
  • неповоротлив, как …
  • надут, как …
  • нем. как …

Какие устойчивые обороты с названиями животных встречаются в этих четверостишиях?

По узкой тропике
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает гуськом.
 (А. Санин)

Заяц зайцу говорит:
- Мне бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Нам бы зубы как у волка!
(В. Викторов)

Устойчивые обороты мы часто слышим в нашей речи, встречаем в художественной литературе, они очень выразительны, ярки. Одно слово может быть заменено разными выражениями. Например, какое слово заменено этими выражениями:

  • кот наплакал, с гулькин нос, раз, два и обчёлся? (мало)

А что значат эти выражения:

  • бить баклуши, сидеть сложа руки, толочь воду в ступе? (бездельничать)

Подведение итогов и домашнее задание

Сегодня мы ещё раз убедились, что русский язык богат и словами, и устойчивыми оборотами. Некоторые слова появились из сказок, многие созданы писателями. Крылатые слова украшают нашу речь, делают её более точной, выразительной!

Я думаю, что вам не составит труда самим подобрать крылатые слова, которые пришли к нам из какого-либо произведения. Пусть это будет вашим домашним заданием.