Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы"

Разделы: Биология


Форма: урок - игра

Задачи:

  1. Обобщить и конкретизировать знания учащихся о строении, многообразии, значении грибов.
  2. Продолжить формирование экологического мышления.
  3. Создать условия для активной познавательной деятельности.

Оборудование:

  • Набор открыток, картинок.
  • Карточки задания.
  • СД презентация.

Презентация к уроку

Ход урока

I. Орг момент.

II. Работа по теме:

Учитель. Мы начинаем наше путешествие за грибами. Путь предстоит долгий, ведь мы должны узнать многое об этих удивительных творениях природы. Первая остановка- привал «Исторический».

Микология – наука о грибах возникла очень давно. Впервые в IV в. До нашей эры написал о грибах Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей и сморчков. С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. В древней Руси слово грибы не употреблялось, говорили: «Губы ломать», т.е. идти по грибы. Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI веке, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов - «губы».

Пожалуй ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. Была на Руси даже своя грибная столица - город Судиславль. В Костромской губернии.

Парад грибов.

Задание группам. Напишите названия грибов. Расскажите о любом грибе. Почему получил такое название.

Учитель. Следующий наш привал «Биологический».

Каждая группа получает карточку задание.

Карточка 1.

1. Царство грибов насчитывает свыше ста тысяч видов. Их выделили в самостоятельное царство. В чем главное отличие клеток грибов от клеток растений.

2. Грибы питаются готовыми органическими веществами:

а) да

б) нет

3. К пластинчатым грибам относятся:

а) подосиновик

б) масленок

в) рыжик

г) подберезовик

Карточка 2.

1. По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам. Как питаются грибы. Приведите примеры.

2. Все грибы многоклеточные организмы

а) да

б) нет

3. Грибы размножаются:

а) только половым путем

б) только грибницей

в) только половым путем

г) всеми способами.

Карточка 3.

1. Грибы, так же как животные и растения живые организмы. Назовите основные признаки грибов как живых организмов. Как питаются грибы?

2. Если повредить грибницу, то гриб погибнет

а) да

б) нет

3. Клетка гриба в отличие от клетки растения не имеет:

а) оболочки

б) ядра

в) хлоропластов

г) цитоплазмы.

Карточка 4.

1. Грибники знают, что белые грибы надо искать там, где растут ели, дубы, а подберезовики – около берез. Объясните почему? Что такое симбиоз, микориза? Почему грибы можно встретить и на опушке?

2. Все грибы имеют шляпку и ножку

а) да

б) нет

3. К трубчатым грибам относят:

а) сыроежку

б) лисичку

в) белый гриб

г) груздь

Учитель. Наше путешествие продолжается. Сбор грибов активный, увлекательный отдых. Всем – от детей до людей преклонного возраста, доступна тихая охота с корзинкой в руках. Для настоящего грибника поход за грибами радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к тайнам. Следующий наш привал «Поэтический»

Звучат стихи, рассказы, приметы, загадки.

Каждая группа составляет синквейн.

Грибы
Съедобные ядовитые
Живут. Растут, питаются
Нуждаются в охране
Царство

Учитель. Грибное царство огромно, но надо помнить, что богатства наших лесов не безграничны.

Наш следующий привал «Экологический» Если гриб не знакомый, его лучше оставить в лесу, если гриб ядовитый, то возможно он понадобиться какому - нибудь животному: лосю, медведю.

Задания группам. Объясни смысл пословиц.

- Грибы ищут – по лесу рыщут.

- Собирая грибы посматривай на травы

- Чем медленнее идешь по лесу – тем больше наберешь грибов.

- Всякий гриб берут. Да не всякий в кузов кладут.

- Где гриб вырос – там его и берут.

- Кто в грибах знает толк, того они на опушке встречают.

- Стар гриб – да корень свеж.

- Под большим деревом и гриб вольготней живет.

Учитель. Следующий привал «Медицинский».

Не случайно грибы называют растительным мясом.

А знаете ли вы,что:

  • Масленок применяется как средство , облегчающее головную боль.
  • В народной медицине ряда стран успешно применяется опенок осенний. Его используют как легкое слабительное средство.
  • Употребление белых грибов предупреждает раковые заболевания.

Но очень часто, к сожалению, встречаются случаи отравления грибами.

Задания группам.

Составьте памятку грибнику.

Какие ядовитые грибы вы знаете. Их признаки.

Какую помощь необходимо оказать.

Вот и закончилось наше путешествие за грибами.

А сейчас викторина о грибах.

  1. Какие грибы и почему называют черными. (Подосиновик, подберезовик)
  2. Какие грибы посылали французы в бутылках.
  3. Как называют грибы в Европе.
  4. В каких грибах ни когда не заводятся черви. (Лисички)
  5. Почему белые грибы получили название белые.
  6. Как понимать выражение « Бойся не червивого, а старого гриба»
  7. Где не рекомендуется производить сбор грибов.

Итог урока.

Выставление оценок

Домашнее задание

Составить мини-книгу о грибах.