Форма: урок - игра
Задачи:
- Обобщить и конкретизировать знания учащихся о строении, многообразии, значении грибов.
- Продолжить формирование экологического мышления.
- Создать условия для активной познавательной деятельности.
Оборудование:
- Набор открыток, картинок.
- Карточки задания.
- СД презентация.
Ход урока
I. Орг момент.
II. Работа по теме:
Учитель. Мы начинаем наше путешествие за грибами. Путь предстоит долгий, ведь мы должны узнать многое об этих удивительных творениях природы. Первая остановка- привал «Исторический».
Микология – наука о грибах возникла очень давно. Впервые в IV в. До нашей эры написал о грибах Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей и сморчков. С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. В древней Руси слово грибы не употреблялось, говорили: «Губы ломать», т.е. идти по грибы. Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI веке, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов - «губы».
Пожалуй ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. Была на Руси даже своя грибная столица - город Судиславль. В Костромской губернии.
Парад грибов.
Задание группам. Напишите названия грибов. Расскажите о любом грибе. Почему получил такое название.
Учитель. Следующий наш привал «Биологический».
Каждая группа получает карточку задание.
Карточка 1.
1. Царство грибов насчитывает свыше ста тысяч видов. Их выделили в самостоятельное царство. В чем главное отличие клеток грибов от клеток растений.
2. Грибы питаются готовыми органическими веществами:
а) да
б) нет
3. К пластинчатым грибам относятся:
а) подосиновик
б) масленок
в) рыжик
г) подберезовик
Карточка 2.
1. По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам. Как питаются грибы. Приведите примеры.
2. Все грибы многоклеточные организмы
а) да
б) нет
3. Грибы размножаются:
а) только половым путем
б) только грибницей
в) только половым путем
г) всеми способами.
Карточка 3.
1. Грибы, так же как животные и растения живые организмы. Назовите основные признаки грибов как живых организмов. Как питаются грибы?
2. Если повредить грибницу, то гриб погибнет
а) да
б) нет
3. Клетка гриба в отличие от клетки растения не имеет:
а) оболочки
б) ядра
в) хлоропластов
г) цитоплазмы.
Карточка 4.
1. Грибники знают, что белые грибы надо искать там, где растут ели, дубы, а подберезовики – около берез. Объясните почему? Что такое симбиоз, микориза? Почему грибы можно встретить и на опушке?
2. Все грибы имеют шляпку и ножку
а) да
б) нет
3. К трубчатым грибам относят:
а) сыроежку
б) лисичку
в) белый гриб
г) груздь
Учитель. Наше путешествие продолжается. Сбор грибов активный, увлекательный отдых. Всем – от детей до людей преклонного возраста, доступна тихая охота с корзинкой в руках. Для настоящего грибника поход за грибами радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к тайнам. Следующий наш привал «Поэтический»
Звучат стихи, рассказы, приметы, загадки.
Каждая группа составляет синквейн.
Грибы
Съедобные ядовитые
Живут. Растут, питаются
Нуждаются в охране
Царство
Учитель. Грибное царство огромно, но надо помнить, что богатства наших лесов не безграничны.
Наш следующий привал «Экологический» Если гриб не знакомый, его лучше оставить в лесу, если гриб ядовитый, то возможно он понадобиться какому - нибудь животному: лосю, медведю.
Задания группам. Объясни смысл пословиц.
- Грибы ищут – по лесу рыщут.
- Собирая грибы посматривай на травы
- Чем медленнее идешь по лесу – тем больше наберешь грибов.
- Всякий гриб берут. Да не всякий в кузов кладут.
- Где гриб вырос – там его и берут.
- Кто в грибах знает толк, того они на опушке встречают.
- Стар гриб – да корень свеж.
- Под большим деревом и гриб вольготней живет.
Учитель. Следующий привал «Медицинский».
Не случайно грибы называют растительным мясом.
А знаете ли вы,что:
- Масленок применяется как средство , облегчающее головную боль.
- В народной медицине ряда стран успешно применяется опенок осенний. Его используют как легкое слабительное средство.
- Употребление белых грибов предупреждает раковые заболевания.
Но очень часто, к сожалению, встречаются случаи отравления грибами.
Задания группам.
Составьте памятку грибнику.
Какие ядовитые грибы вы знаете. Их признаки.
Какую помощь необходимо оказать.
Вот и закончилось наше путешествие за грибами.
А сейчас викторина о грибах.
- Какие грибы и почему называют черными. (Подосиновик, подберезовик)
- Какие грибы посылали французы в бутылках.
- Как называют грибы в Европе.
- В каких грибах ни когда не заводятся черви. (Лисички)
- Почему белые грибы получили название белые.
- Как понимать выражение « Бойся не червивого, а старого гриба»
- Где не рекомендуется производить сбор грибов.
Итог урока.
Выставление оценок
Домашнее задание
Составить мини-книгу о грибах.