Здоровьесберегающее пространство школы как основа сохранения репродуктивного здоровья учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы


Актуальность проекта

Одной из проблем современной России является неблагоприятная демографическая ситуация. Последние данные свидетельствуют том, что при относительном улучшении социально-экономического положения, демографическая ситуация остается напряженной. Несмотря на наметившейся рост рождаемости, крайне острой остается проблема бесплодия, высокого уровня общей и младенческой смертности, постнатальной патологии.

Рождение здорового ребёнка зависит от многих факторов. Ведущим является здоровье обоих супругов, их наследственность, образ жизни, наличие вредных привычек. При этом наряду с перечисленным всё более заметную роль играют социальные, экономические и экологические факторы.

В последние годы установлено, что в десятки, раз возросла заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП). Ежегодно по данным Всемирной организации здравоохранения регистрируется 333 миллиона новых случаев ИППП. Наибольший уровень ИППП зарегистрирован в наиболее активных репродуктивных возрастных группах: 20–29 и 30–39 лет.

Влияние ИППП на репродукцию человека проявляется наиболее ярко в том, что они способствуют передаче ВИЧ и ускоряют развитие СПИДа.

Негативная экологическая ситуация, использование продуктов питания, содержащих различные химические добавки, малоподвижный образ жизни, курение, употребление наркотиков, алкоголя, ранние и беспорядочные половые связи, заболевания передающиеся половым путем, все это сказывается на здоровье подрастающего поколения и на генофонде страны в целом.

Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.

Наиболее перспективным для сохранения репродуктивного здоровья населения является выделение в группу высокого риска подростков. Под репродуктивным потенциалом принято понимать возможность человека при вступлении в детородный возраст воспроизвести здоровое потомство.

Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека. Именно в этот период завершается формирование всех функциональных структур организма, интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате чего реализуется индивидуальная генетическая программа развития организма.

Снижение риска развития репродуктивной патологии в данной группе наряду с экологическим мониторингом и оптимизацией социально-экономических условий позволит улучшить здоровье общества, а значит и положительно изменить демографическую ситуацию в стране.

Сейчас, когда в нашей происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья подростков и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.

Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт. Особенно остро стоит проблема сохранения репродуктивного здоровья подростков, так как проблемы бесплодия, рождения ослабленных детей, рождения ВИЧ – инфицированных детей, зачастую связаны с недостаточным формированием здоровьесберегающей компетенции подростков в школе.

На протяжении трех лет в школе проводился сравнительный анализ состояния здоровья учащихся по результатам медицинских осмотров.

(см. Приложение: таблица № 2)

Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие: - социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми; - увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕГЭ, ростом требований к уровню подготовки выпускников; - недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.

В процессе взросления проявляются дополнительные факторы, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение, употребление алкоголя и раннее начало половой жизни. По итогам диагностики выявлено, что растет число учащихся, входящих в группу риска по употреблению ПАВ.

(см. Приложение: таблица № 3)

В настоящее время отмечается низкий уровень репродуктивных установок молодежи. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходим межведомственный подход, единение взрослеющих детей и их родителей со специалистами различных структур и ведомств.

Актуальным стало формирование здоровьесберегающего пространства школы с целью сохранения репродуктивного здоровья учащихся. Программа предусматривает выявление и устранение тех факторов, которые сегодня влияют на заболеваемость населения. Изучение образа жизни школьника, умения рационально и с пользой для здоровья использовать время на труд и отдых. Пропаганда и стимулирование борьбы с вредными привычками, проведение разъяснительной работы с учащимися по проблемам раннего начала половой жизни и заболеваний, передающихся половым путем.

Приложение "План мероприятий".

Цели и задачи проекта

Цель:

Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья учащихся, повышение их репродуктивного потенциала

Задачи:

  • организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий;
  • расширение объема мероприятий по профилактике нарушения репродуктивного здоровья среди детей и подростков;
  • реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников;
  • привлечение к сотрудничеству работников центра профилактики ВИЧ – инфекции, центра по планированию семьи, врача – нарколога и членов других общественных организаций;
  • формирование у каждого ребенка и подростка, их родителей чувства ответственности за состояние своего здоровья, в т.ч. и репродуктивного.

Реализации данного проекта предполагает формирование таких ключевых компетенций школьника, как

  • Здоровьесберегающей - понимание важности сохранения и укрепления своего здоровья, умения ответственно относиться к своим поступкам, понимание значения здорового образа жизни;
  • информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
  • коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
  • самоорганизационной - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
  • самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Мероприятия по реализации проекта направлены на:

– формирование “здоровых” социальных связей со сверстниками, членами семьи, одноклассниками; объединения по интересам путем вовлечения подростков в проектную деятельность, работу клубов, творческих коллективов; организацию и проведение массовых мероприятий и акций, развитие волонтерского движения и общественных объединений.

Второе направление – формирование ответственного отношения к здоровью, “моды на здоровье”: вовлечение в занятия физкультурой и спортом, обучение навыкам здорового питания, позитивному мышлению, проведение мероприятий по профилактике вредных привычек и разного рода зависимостей.

Третьим направлением в проведении работы по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья являются мероприятия, направленные на психо-сексуальное развитие личности,  нравственное воспитание, профилактику инфекций, передающихся половым путем, подростковой беременности и абортов.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

- Конституция РФ;

- Семейный кодекс РФ;

- Конвенция о правах ребенка;

- Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 - 2001 гг. (утверждена 11.04.2000 совместной коллегией Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития Министерства образования);

- Информационное письмо Министерства здравоохранения РФ от 15.08.2002 N 2510/8435-02-32 "О совершенствовании организации деятельности молодежных центров по охране репродуктивного здоровья детей подросткового возраста".

Этапы реализации проекта:

I этап: декабрь – январь 2008 года (подготовительный): Аналитический обзор опыта работы российской и зарубежной школ по формированию здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Анализ работы школы в данном направлении. Разработка проекта с учетом проблем и потребностей общества.

Цель:

  • Создание предпосылок функционирования школы как здоровьесберегающего пространства.

Задачи:

  • Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
  • Обучение и начало деятельности волонтеров из числа учащихся.
  • Организация работы классных руководителей.

II этап: февраль – декабрь 2009 года (основной): Реализация проекта по созданию здоровьесберегающей среды, его апробация и внедрение в школе. Поддержка, проведение и корректировка средообразующих мероприятий для школьников на школьном, поселковом уровнях.

Цель:

  • Формирование здоровьесберегающей среды школы.

Задачи:

  • Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся.
  • Организация и проведение профилактической работы с родителями.
  • Организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды.
  • Развитие волонтерского движения учащихся.
  • Создание Подросткового Клуба

III этап: 2010 год. Анализ проделанной работы. Формирование мотивированного, согласованного годичного цикла мероприятий по сопровождению здоровьесберегающей деятельности школьников на уровне школы, поселка, района. Расширение работы волонтерской группы в рамках района.

Цель:

Переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.

Задачи:

  • Организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы.
  • Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
  • Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.

Ожидаемые результаты

  • Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.
  • Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
  • Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.
  • Создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.
  • Изменение восприятия проблемы педагогами, усвоение новых методов работы, сохраняющих здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе возможность повышения личностного и общественного статуса.

Мониторинг изменений

Эффективность проекта будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • количество прошедших обучение волонтеров;
  • оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации проекта;
  • уровень санитарно-гигиенического состояния школы;
  • итоги диспансеризации учащихся школы;
  • снижения уровня заболеваний, передающихся половым путем;
  • снижение уровня абортов;
  • повышение уровня информированности подростков по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.

Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации, учителей, представителей родительской общественности.

Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете, будут публиковаться статьи о этапах реализации проекта в районной газете “Вперед”, газете “Школьный вестник”.

Источники финансирования

- средства Попечительского Фонда школы;

- добровольные пожертвования юридических и физических лиц.

Направления деятельности

Организация учебно-воспитательного процесса

Организация питания учащихся.

Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

Компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной работы по физической культуре.

Широкое применение воспитательных технологий – классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.

Организация волонтерских групп учащихся

Волонтерские группы организуются из числа взрослых и подростков от 14 лет для проведения первичной профилактики среди сверстников и младших школьников.

Работа организуется через малые группы сотрудничества, в которых выстроена система обучения, взаимообучения, взаимотренировки и передачи информации в социум по принципу “подросток – подростку”.

Этапы работы:

  1. Организационный.
  2. Обучающий.
  3. Развивающий
  4. Творческий.

Обучающий этап состоит из учебно-практического курса, включающего три тематических блока:

  • “Познай и усовершенствуй себя”.
  • “Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим”.
  • “Наши знания об алкоголе и наркотиках”.
  • “Мой дом - моя крепость”
  • “Моё здоровье в моих руках”
  • “Всему свое время!”
  • “Равный обучает равного”

Основными методологическими подходами при реализации учебно-практического курса являются: прецедентное обучение (участники сами делают выводы из создаваемых ситуаций), использование методик завязывания эмоционального контакта: ролевые игры, тренинги общения, упражнения, “живые” анкеты и другие формы.

Развивающий этап – это занятия в творческих мастерских, кружках, секциях по свободному выбору.

Творческий этап включает ряд творческих, конкурсных, игровых и других досуговых программ.

Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами

Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами Республиканского СПИД - центра, специалистами Республиканского центра по планированию семьи, врачом – наркологом, общественной организацией п. Онохой “Женский Совет”, с сотрудниками Психологического Центра Онохойского Дома детского творчества, членами Клуба молодых семей “Сибиряки”.

Формы взаимодействия:

  • “круглые столы”, диспуты, беседы, классные часы;
  • консультации;
  • тренинги;
  • информационно-методическое обеспечение.

Сотрудничество с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.

Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.

Предстоит организовать работу по следующим направлениям:

  • формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);
  • организация родительского всеобуча по тематике “Здоровый ребенок – здоровое общество”;
  • организация деятельности Родительского клуба;
  • индивидуальные беседы и консультации.