Цель:
- Познакомить учащихся с культурой родного края;
- Обобщить знания в области народных промыслов;
- Освоить технику работы с пластическим материалом.
Оборудование:
- Таблицы «Декоративно-прикладное искусство» (хохлома, гжель, городец, деревянная, дымковская, филимоновская, каргапольская игрушки); «Поморские козули»
- Видеофильмы: «Магия поморских козуль», «Козули»
- Карточки «Виды козуль», «Последовательность лепки козули», памятка рецензирования творческих работ учащихся
- Стеки, ржаное тесто (можно соленое) готовит учитель
- Музыкальный ряд (кассета с колядками)
- Пословицы «Без козули и праздник не в праздник»
- На доске эпиграф:
Подайте коровку,
Масляну головку!
Не обкусывайте,
Не обламывайте.
Не общипывайте!
Не подавайте пирога.
А то коровку уведем со двора!
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие;
- Отметить отсутствующих учащихся;
- Проверить готовность учащихся к уроку (наличие карточек (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5) на каждого обучающегося, стеков, теста на рабочем столе);
- Подготовка наглядности, оформление доски;
- Определение общей цели.
ЦЕЛЬ: обобщение по теме: «Связь времен в народном искусстве»; формирование навыков работы с пластическим материалом при лепке козули; развитие эстетического вкуса; воспитание чувство уважения к истории и традициям нашей малой Родины Кольского полуострова.
II. Проверка знаний
(Обращая внимание на зрительный ряд.) Мы с вами познакомились с различными видами декоративно-прикладного искусства, возникшими на территории России много лет назад. Все они продолжают жить и сейчас.
Назовите известные виды декоративно-прикладного искусства? (Росписи: гжелъ, хохлома, городецкая, жостовская; игрушки: дымковская, филимоновская, каргополъская, деревянна.)
Как эти промыслы получили свое название?
- Фплимоновская игрушка - д. Филимоново в Тульской обл.- знаменитый центр производства этих игрушек. У игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. Они вылеплены из вязкой, податливой белой, с синеватым оттенком глины. Эти игрушки всегда со свистком. Любимые цвета: малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. Расписывают игрушки до сих пор куриным перышком.
- Каргопольская - Русский Север, Каргопольский район Архангельской обл. Игрушки кажутся нелепыми и тяжеловатыми: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужчин в бороду-лопату. Расписаны игрушки в яркие или приглушенные тона с простым и ясным узором.
- Дымковская - Дымковская слобода в г. Кирове (бывший город Вятка). Изготавливалась из местной красной глины, и обжигали в печах. Игрушка монолитна, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Очень много лепных деталей (оборки, воланы, косичек, жгутиков). Состоит из отдельных частей. Ими украшали окна.
III. Подготовка к обобщающей деятельности учащихся:
В предверии нового года, рождественских праздников вы украшаете свой дом, готовите подарки своим близким и родным. И сегодня на уроке вы получите те знания о забытом ремесле целого народа - Поморов, познакомитесь его историей, культурой и традицией. Получите умения по выполнению подарков, которые изготавливали в свое время жители нашей малой Родины Кольского полуострова.
А чем же занимались жители нашего Кольского полуострова в канун Нового года? В канун Нового года выпекали из ржаного теста лепные, хлебные культовые фигурки животных. Наиболее часто встречалось изображение козы, возможно и пошло местное название такого печенья - козули, которая считалась культовой фигурой с 12 века. Святочное животное «козел» - знак плодородия - был важным участником рождественских игрищ, колядок.
Козули по названию бывают разные: терские или варзужские (с. Варзуга), мезенские (по названию р. Мезень), холмогорские (Архангельские). Все данные виды козуль в 17 в. объединяют исторически в ПОМОРСКИЕ - по названию административной области Поморье.
А различаются по форме: мезенские выполнены из жгута, терские и холмогорские скульптуры (см. разновидности козуль. Приложение 1).
На Беломорье говаривают: «Без козули и праздник не в праздник».
Фигурки - олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени пекли в Рождество перед Новым годом на праздник Коляды, они меняли их или дарили. Козули являлись талисманом, несущие добро, счастье и любовь человеку. Именно с этими пожеланиями дарили или меняли фигурки козуль.
Раньше месили крутое тесто, в основном, мужчины - в этом был особый обряд (мужской дух отгоняет злые силы от творения теста). А особо искусных мастеров водили из дома в дом лепить козули. Лепили по несколько подносов.
Собирались ряженые, ходили на посиделки. Пели поздравительные песни-колядки. Заходили в каждый дом. Хозяев поздравляли, желая им здоровья, счастья, удачи на охоте, богатого урожая. За благопожелание колядники требовали угощения, но непременно козулю. И это было не попрошайничеством, а серьезным заклинанием:
На доске:
Подайте коровку,
Масляиу головку!
Не обкусывайте,
Не обламывайте.
Не общипывайте!
Не подавайте пирога.
А то коровку уведем со двора.
Козуля - это аллегорический образ Счастья, Любви, Здоровья, Удачи. Самая популярная фигурка - это верный помощник жителей тундры - олень. Он может быть: однорогий, двурогий, с рогами, соединенными в виде кольца, «олень-солнце», трехрогий «олень-вождь, предводитель, защитник», олень-лось. (См. приложение 2 и приложение 3.)
Как же выглядят и изготавливаются козули? Давайте посмотрим небольшой отрывок из в/ф «Магия поморских козуль».
Чем понравился и что нового вы узнали из просмотренного фильма?
Обратите внимание на четыре правила изготовления козули:
- Необходимо брать такой кусочек теста, который спрячется в вашем кулачке. По мнению Иульянины «Бери в руку столько, сколько берет твоя ладонь, и спрячь в ней счастье (здоровье, удачи и т. д.), оно не любит выпирать».
- Следите, чтобы не было трещин в сыром изделии, но должно быть виден след от порезов ножа, «чтобы счастье трещин не давало, а беда ножа боялась», если есть трещины - затирайте их водой.
- Весь комочек, который взяла твоя рука, должны пойти именно на ту фигурку, которую хочешь слепить, никаких дополнительных налепов или срезов делать нельзя. Развивайте глазомерность и точность.
- Лепить козулю надо быстро и уверенно, не бояться теста.
В старину каждый надрез сопровождался словом-заклинанием или просьбой, которые к сожалению, нам уже неведомы.
IV. Практическая работа
Обратите внимание еще раз на последовательность выполнения козули (карточки, приложение 4).Вы можете использовать этот алгоритм при лепке своей козули.
ЛЕПКА:
- Берется небольшой кусочек теста из общей массы;
- Тесто скатывается в шарик (рис. 1, приложение 4);
- Прокатываем в «грушу» (рис. 2, приложение 4), и где было утолщение, осторожно подушечками пальцев разминаем на две части;
- Из полученной «рогатульки» (рис. 3, приложение 4) определяете, «где же будет туловище с ногами, где голова с рогами»;
- Держа заготовку в левой руке, правой загибаем примерно посередине обработанную часть заготовки и получаем фигурку, которую можно поставить на воображаемые ножки (рис. 4, приложение 4);
- Потом обрабатываем передние и задние конечности козули (рис. 5, приложение 4), делая их пропорциональными силуэту, разрезают стеком два конца заготовки и округляют их пальцами. Получается заготовка на четырех ногах, т. е. встал на ножки (рис. 6, приложение 4);
- Теперь делаем рога. Третью вершину заготовки вытягивают уже известным приемом: разрезают надвое оси туловища и раздвигают ее. Получилось два рога (рис. 6, приложение 4);
- Каждый рог разрезаем пополам, затем каждый отросток разрезаем еще раз на равные части и еще раз. Причем очередной ряд разрезов на рожках должен быть короче предыдущего. И каждый раз поправляются рожки (закругляются) пальцами.
В общей сложности при создании козули - 17 надрезов. И вот она миниатюрная стилизованная скульптура животного.
Козули изготавливали вечером, стояли ночь в сенях. Для того, чтобы увидеть недостатки (расползлись ножки, упали рога набок или вниз, упала голова) и лишь утром они выпекались в печи на углях. Треснувшие (на брюшке от высокой температуры) козули съедались поморскими детьми, ведь это как раз те козули, над которыми нужно совершать обряд-игру жертвоприношение.
Козули не раскрашивают, а украшением козуль являются потемневшие кончики рожков да гладкая, блестящая поверхность.
V. Коллективное обсуждение полученных результатов
Ребята чему же вы научились и приобщились на уроке?
(Лепить культовые фигурки козулей, культуре и традициям, истории наследия поморского народа, которые являются коренными жителями Поморья, духовному наследию предков).
Несколько лучших ученических работ демонстрируются классу. Учащиеся по выбору рецензируют эти работы. (См. приложение 5)
VI. Подведение итогов урока
Выставление оценок за монологические ответы учащихся, за работу на уроке, за рецензирование учащегося.
VII. Домашнее задание
Продумайте, как вы можете украсить свой дом в Новый год, какие подарки будете готовить своим близким и родным.
Список литературы:
- Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XXвв. Л. Наука, 1963
- Евтюкова О.А., Киселева Т.А., Иванова Е.В., Беляева Л.С. Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера. Мурманск, 1989
- Каплан Н.И. Народное декоративно – прикладное искусство Крайнего Севера. Мурманск, 1990
- Архангельские козули (история, рецепты, рисунки) / В. Колтовая, А. Шалев. - Архангельск: Издательский центр АК «Сталкер», 1990
- Киселев А.А., Киселева Т.А., Беляева Л.С., Рогатых Л.Н. Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера в 2 частях. Мурманск, 1994
- Лимевский А.М. Беломорье. Петрозаводск, 1962
- Парфенцева Ю.А. Чудеса Заполярья на уроках творчества. Мурманск, НИЦ Пазори, 2001
- Магия поморских козуль./ из цикла забытые ремесла / авт. Анастасия Яконюк, реж. Елена Панкратова: Государственная телерадиокомпания «Мурманск», 1999.
- Поморские козули. Мурманск, 1994
- www.culturemap.ru/region/113/?topic=46
- www.cio.arcticsu.ru/projects/pr1019/kosyli.htm
- www.roscha-akademii.ru/shop/kozuli2.htm