Цель:
- Знакомство с творчеством Натальи Абрамцевой на примере героев ее сказок.
- Воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение ко всему, что нас окружает.
- Формирование у воспитанников доброты и милосердия.
- Развитие интереса к художественной книге.
Оформление сцены: На сцене - плакат с изображением яркого солнца со словами В.Гюго «Во внутреннем мире человека, доброта – это солнце», рядом выставка детских рисунков.
Приложение 1. Презентация к уроку
Ход мероприятия
Слайд 1.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Слайд 2.
Ведущий 1: В некотором царстве, в некотором государстве жила-была сказочница по имени Наташа. Рядом с нами и одна из нас. Под одним небом, под одним солнцем. На те же звезды смотрела, что и другие, только видела их по своему. Та же реальность окружала её, только жизнь рисовала ей свои картины. Жила - была сказочница...
Сегодня мы приглашаем вас совершить путешествие в мир детской мечты, в мир сказок замечательной писательницы-сказочницы Натальи Абрамцевой.
(Выходит второй ведущий и кратко рассказывает творческую биографиюНатальи Абрамцевой, параллельно с этим учащиеся смотрят интерактивную презентацию.)
Ведущий 2: ... Первую половину своей жизни – до двадцати лет - она могла только сидеть, вторую – только лежать. И ещё писать. Писать сказки, рассказы, пьесы.
Звали её Наталья Абрамцева.
Родилась Наташа в семье учительницы русского языка и военного. В годик с небольшим девочке поставили страшный диагноз – спинальная амиатрофия Вердинга – Гоффмана.
Быть родителями ребёнка – инвалида – это подвиг. Главное – не опустить навсегда руки. Людмила Николаевна и Корнелий Корнельевич сумели сделать так, чтобы Наташина жизнь не заключилась в четырёх стенах, не зациклилась на несчастье. Для девочки были сделаны специальная коляска и санки. Тогда Абрамцевы жили ещё в Подмосковье, не в самой Москве. Зимой и летом вторым домом для неё стал лес.
Ведущий 1: «С детства я научилась улавливать малейшие шорохи: познакомилась с хлопотуньями белками, деловыми ежами, осторожными лисицами. Ну а полевые цветы и шиповник мне до сих пор дороже роз. Как всё это мне пригодилось позже! И в работе, и в жизни. Ведь воспоминания – это вторая жизнь…»
Ведущий 2: В школу она проходила совсем немного. « У неё был такой корсетик, - вспоминает мама, - но всё равно, сидела она не очень устойчиво. И вот учительница ставила мальчишек дежурить около Наташки, чтобы кто-нибудь её не толкнул случайно. Они были, конечно, очень этим горды…
Но всё-таки сидеть долго было для неё очень тяжело, и писать она не успевала за ребятами… Писать ей было физически нелегко, и когда, уже будучи взрослой, она начала писать сказки, то писала фломастерами…А читала она всегда очень много, читать начала с трёх лет…И всё-таки учиться ей пришлось дома. У неё была очень хорошая учительница, и одноклассники всё время приходили. Иногда по нескольку человек, иногда целым классом… Некоторые из них до сих пор мне звонят. Я работала учителем в той же школе, у меня всегда были очень хорошие отношения с ребятами, они шли к нам домой легко, и с Наташей общались легко. Она всё время была и с детьми, и со взрослыми – у нас часто бывали и наши друзья. Так что в одиночестве она не была никогда…»
Ведущий 1: Вообще, в любой биографии есть «фасад», и есть то, что за ним скрывается. «Фасад» Наташиной биографии можно описать так: родилась в 1954 году, после школы окончила курсы переводчиков, переводила с английского и испанского, знала эти языки в совершенстве; примерно с середины 70-х годов начала писать сказки и рассказы, которые звучали по радио в передаче «Вечерняя сказка», а затем стали регулярно печататься в газетах «Вечерняя Москва» и «Сударушка». С 1990 года член Союза писателей.
Сказки переводились на испанский, японский, немецкий языки.
Ведущий 2: …С детства Наташа тяжёлой болезнью была «прикована к постели», и эта болезнь оборвала её жизнь в феврале 1995 года. Прожила она 40 с половиной лет…
…За «фасадом» скрывается жизнь очень непростая, иногда трагическая, но и очень полная.
Мама Людмила Николаевна вспоминает, как в 16 лет вместе с паспортом Наташа получила справку, в которой значилось, что, как инвалиду с таким серьёзным заболеванием, ей не показана никакая работа, в том числе и надомная. С такой справкой она всю жизнь должна была получать 16 руб. в месяц. А ведь Наташа знала английский и испанский языки и могла прекрасно переводить! А ей законом запрещалось работать. И только после невероятных трудов маме удалось выбить другую, более «совершенную» справку, по которой Абрамцевой Н.К. всё же разрешается работа на дому - клеить пакеты!
«Она не была порывистой, внешне эмоциональной. У неё было всё внутри, приглушенно, она была очень сдержанна, нетребовательна… Но, вероятно, была очень впечатлительной. В три годика, помню, очень плакала, когда в мультике растаяла Снегурочка.
Столько, сколько она запомнила – нужно, чтобы это впечатлилось в неё. Что из литературы на неё повлияло? В детстве она очень любила «Тома Сойера», обожала «Маленького Принца», рассказы Дональда Биссета. А в более старшем возрасте – Булгакова. Сначала был роман «Мастер и Маргарита», потом «Белая гвардия». «Белая гвардия» поразила её тем, какие отношения могут быть в семье, и в том месте, где Елена молится за Алексея, прочитав молитву, Наташа сказала: «Мама, ты знаешь, ведь если так молиться, то конечно Бог услышит, не может не услышать…» и тут же добавила: «А ведь если не молиться, так ведь Он ничего не слышит!»
В письме к редактору японского детского журнала, который публиковал переведённые сказки, Наташа писала: « Пожалуй, самый грустный момент тонко почувствовал мой старший друг, журналист, написав обо мне:» …она не может отложить всё в сторону, выйти из дома, сесть в автобус, подняться на лифте к дверям друзей и сказать: Здравствуйте, а вот и я. Не ждали?»
Ведущий 1: К 20 годам, свою «земную жизнь пройдя наполовину», Наташа уже совсем не могла сидеть. «Малолитражка развалилась, а здоровье моё ухудшилось…» Она по-прежнему много читала, занималась какими-то переводами, но…произошёл в ней тогда перелом, трагедия, а потом - новое рождение…
Три месяца она тайно копила и собирала таблетки. Даже мама не догадывалась тогда, что Наташа решила осмысленно уйти из жизни. В письме, которое она собиралась оставить, были такие слова: «Мне надоело смотреть на мир из окна машины…Мне хочется слышать в четыре уха, смотреть в четыре глаза …»
К вере все приходят по- разному. Кто-то – вот так. Через таблетки и «Скорую помощь», которая успевает приехать вовремя.
«Я спросила тогда её, - рассказывает Людмила Николаевна, – Наташ, как дальше-то жить? Она ответила: «Второй раз это может сделать только сумасшедший. Давай будем жить так, будто ничего не было»… И вскоре после этого она написала первый рассказ «Так может быть ещё не всё?» А я пошла в храм, к священнику, спросить:«Самоубийство – это же грех? Как же ей теперь жить? Простит ли её Господь?» Мы ведь никогда не сомневались, что Бог есть. Наташу крестили, когда ей было три годика, яйца на Пасху красили, ну и почти всё. В храм очень редко ходили, ничего не знали, не понимали… А священник сказал мне: «Да ведь Он, конечно, простил её… Ведь если б Он её не простил, её бы в живых не было…»
И вот тогда она начала писать сказки.
Слайд 3.
«Так получилось, что одушевление неодушевлённого стало для меня очень интересным и важным делом. Сказка – это эпиграф жизни, это дитя сердца. Как же важно, чтобы отношения между добром, злом и ребёнком были правильными. А сказка поможет ребёнку почувствовать, узнать добро. Здесь только сердце разберётся…Вот я и пишу сказки. И буду писать.
Она стала видеть четырьмя глазами, слышать четырьмя ушами…
Ведущий 2: Её сказки – это взгляд на жизнь человека, который за обыденным видит глубину. Её герои – те, кто постоянно нас окружают. В сказках оживают ваза, дом, пень, окно, и даже Закон Природы. В них нет волшебников и Баб Ёг. Но в них есть чудо. Её цветы в вазе могут вздрогнуть от холодной воды, а разговаривают у Наташи в сказках все, даже старые тапочки. Малюсенького мотылька на картине никто никогда не замечал, но вот он улетел ненадолго – и картина стала пустой.
Она была способна в любой вещи увидеть большее, чем просто вещь. Здесь предметы, цветы, животные – образы человеческих отношений. Кстати, дети, присылая на радио или в газеты свои рисунки по сказкам, не сговариваясь, рисуют героям – вазам, сосулькам, пням – глаза. И подписывают например так: «Русская народная сказка «Пень».
Эти сказки не просто чисты и нравственны. Они полны образами, рождёнными чистым, любящим и страдающим сердцем.
«Так не бывает. Не бывает, чтобы кто-то не был нужен, просто необходим, хотя бы кому-то одному на свете» - так говорит в одной из Наташиных сказок мудрая птица сова.
Наташа не была одинока. Её всегда окружали друзья, самым близким из которых была мама, Людмила Николаевна.
«Кем вы были в молодости? – спрашивает в одной из сказок Синица у старого Пня.
– Пальмой – отвечает тот, устыдившись своего «скучного» прошлого.
- Но это же не так, - возмущается обнаружившая обман Синица. – Вы были клёном, обыкновенным клёном, но разве это плохо – быть клёном в родном лесу?»
Может быть, кому-то покажется, что в этих сказках нет яркого закрученного сюжета. Но когда-то нужно отдохнуть от детективов и клипов! Зато в них есть глубина, трепетность и нежность. Они очень утешают страдающее сердце. Очень утешают…И грусть в её сказках сродни грусти Экзюпери в «Маленьком Принце». Кто-то назвал её сказки психологическими. А кто-то сказал о них так: « Это были не сказки, это были слова признания в любви. Любви к жизни…»
Слайд 4.
Ведущий 1: Сказки Натальи Абрамцевой необычны, как и судьба Наташи. Она писала их лежа - была тяжело больна с детства. "Я работаю, как вельможа. Я работаю только лежа"-, писал поэт Анциферов о труде шахтера. Вот так работала и Наташа.
Слайд 5.
Самые любимые свои сказки собрала Наташа в книге "СКАЗКИ ДЛЯ ДОБРЫХ СЕРДЕЦ", над которой работала до последнего дня.
Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых;12 театральных пьес; по сценариям Натальи Абрацевой созданы диафильмы, мультфильмы и анимационные работы. И это не все.
Слайд 6.
КНИГА КАК ИТОГ КАК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСТВА. ПЕРВАЯ КНИГА - ВСЕГДА СОБЫТИЕ! ДЛЯ АВТОРА ОБЯЗАТЕЛЬНО! НО ЧАСТО И ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ.
1985 год. В самом большом книжном магазине на Кировской продавался весь тираж книги "СКАЗКА 0 ВЕСЕЛОЙ ПЧЕЛЕ". Весь тираж 100000 экз. разошелся за два часа. Хорошо, что автору полагались 10 экземпляров, а то бы как мы сейчас ее увидели? Но в наши дни появились спонсоры и меценаты? Появилась и надежда, что кто-то поможет переиздать эти трогательные и добрые сказки!
Слайд 7.
А это вторая книжка Натальи Абрамцевой.
А Я КТО?
Её тираж уже 300000 тысяч экземпляров! Но купить ее в книжном магазине не удалось. "Достали" в типографии. На Новом Арбате в "Книжном Мире" она разошлась за двадцать минут! Книжечка тоненькая, дешевая, а сказок в ней 4.
Случилось так, что известный литератор и режиссер МАГИТОН И.С. спустя 25 лет прочитал книжку и сказал, что все сказки в ней готовые мультфильмы.
Слайд 8.
Это третья книжка Натальи Абрамцевой.
ЗАЧАРОВАННАЯ ИЗБУШКА.
Она тоже ждет спонсоров, что бы ее переиздать. Особенность этой книжки в том, что в ней впервые напечатана сказка "Чудеса, да и только". Сказка, в которой создан, в которой родился своеобразный новый литературный образ существа, персонажа. На свет появились Струмышки! Это новые волшебные существа! Которые живут только в старых сахарницах и доставляют многим только приятные неожиданности!
Слайд 9.
Книги бывают разные. Маленькие и большие. Обложки бывают красивые и простые.
У Натальи Абрамцевой, был случай, одно издательство предложило напечатать 12 сказок в календаре. Как известно, календари не залеживаются. Они раскупаются все! И вот в "Календаре для женщин " на 1992 год были напечатаны 12 сказок по числу месяцев.
Некоторые читатели присылали Наташе самодельные книжечки, сделанные из календарных листочков.
Слайд10.
Сегодня мы покажем вам, как мы увидели сказку Натальи Абрамцевой «А ЗАЙЦЫ ПЛАВАЮТ?»
(Инсценировка сказки «А зайцы плавают?)
Сказка «А ЗАЙЦЫ ПЛАВАЮТ?»
В лес пришла ночь. Уснули грибы и цветы, зайцы, белки, ежи и даже сороки. Но разве можно спать всему лесу? Мало ли что может случиться. Вот и придумал лес на всякий случай птиц, у которых день и ночь местами поменялись. Совы. Днем они спят, а как только стемнеет, просыпаются: всё видят, всё замечают.
В эту ночь, как обычно, совенок Шууфка летел по знакомому лесу. Тихо летел он и вдруг слышит, кто-то воет. Волк, наверное. Кто же еще •лесу выть может? Но совенку показалось — странно воет волк. Не кровожадно. как ему положено, а, скорее, обиженно, растерянно. И тихо полетел разузнать, в чем дело. Вот крохотная лесная речушка. А возле все тот, который воет. Ну и волк...
Просто — заяц. Заяц, а никакой не волк, сидел, печально свесив уши чуть не до самого хвостика, и выл. От удивления совенок так и повис в воздухе, не шевелясь. И как же тут не удивиться? Зайцы не воют — всем известно. А этот!.. Шууфка хлопнул желтыми глазищами, сел на гибкую ветку кустарника, что рос над самой водой, и очень вежливо.
— Уважаемый Заяц, извините, пожалуйста, но почему вы... воете?
А тот и не смотрит на совенка. И вообще, грустный совсем.
— Ответьте же мне. Заяц! Грустный заяц вздохнул.
— Ах. совенок, я вою от горя. Но ты меня не поймешь.
— Подождите.— разволновался Шууфка,— не войте, пожалуйста! Может быть. я все-таки пойму и смогу вам помочь?
— А ты не станешь смеяться?— Заяц недоверчиво скосил и без того раскосые глаза.
Шууфка так решительно замотал головой, что тоненькая веточка, на которой он сидел, запрыгала под его лапками и подбросила совенка в воздух.
— Если так. я тебе скажу. Видишь ли, Шууфка, мне очень хочется научиться плавать. Смешно, да?
— Смешно? Почему же смешно? Просто немножко не понятно.
Заяц согласно закивал:
— Конечно, конечно. Я же говорил, ты не поймешь.
— Простите. Заяц,— возмутился совенок,— но это не я не понимаю, а вы не умеете объяснить. Скажите, почему вам хочется плавать ночью, когда спят все, кто может научить,— и лягушки, и рыбы?
Усевшись на толстой и прочной ветке старой ели, совенок задумчиво посмотрел на спящую воду.
— Потому что днем... Понимаешь ли... — Заяц смущенно оглянулся.— Неудобно днем: смеяться будут... — Заяц передразнил того, кто будет смеяться:— «Ой-ой-ой! Заяц плывет! Ха-ха-ха!»
— Вон оно что,— вздохнул Шууфка,— раз вы такой стеснительный, будем плавать сначала ночью, а потом посмотрим.
— Неужели ты меня научишь?
— Видите ли,— засмеялся совенок и поднял перышки на макушке,— я совенок. А совята и даже взрослые совы никогда не плавают. Мы летаем. Но у меня есть приятель — лягушонок Лашка. Лашка вас научит. Правда, придется его разбудить.
Сонный лягушонок сначала никак не мог понять, почему среди ночи он должен учить плавать незнакомого ему зайца.
— Да потому, что он хороший Заяц! И потому, что он хочет плавать! И не умеет! А ты умеешь! И потому, что я!.. И потому, что ты!..— Совенок захлопал глазами, крыльями, завертел головой, запутался в словах.
— Ну что ты! Что ты!— Лашка выпрыгнул из своего домика под старой корягой.— Я не против. Просто я не сразу проснулся. Где твой Заяц?
Заяц ждал. И уже боялся, что совенок не вернется, и лягушонка не приведет, и плавать его никто не научит... И ему снова захотелось выть.
— Добрый день! В смысле — ночь! В смысле — здравствуйте!— проквакал, выскочив из травы, лягушонок.— Я — Лашка.
— Да, это он,— подтвердил совенок, устраиваясь на старой елке.
— Ой!— Заяц сжался в комочек.
Теперь ему было страшно, потому что знал: придется лезть в воду.
— Не волнуйтесь, пожалуйста,— успокаивал лягушонок.— У вас все получится. Вы ведь хотите плавать?
— Очень!— Заяц кивнул так энергично, что уши его слегка стукнули Лашку по голове.— Ой, простите, я не хотел.— Заяц вздрогнул и отскочил.
Лягушонок посмотрел на зайца, посмотрел на воду и задумался: «Как же можно научить его плавать?!» Но не научить было нельзя, потому что заяц ждал и смотрел на лягушонка с такой надеждой, что Лашка даже немного завоображал.
— Так,— сказал он и потрогал лапкой воду,— вода хорошая. Заяц, пожалуйста, внимательно следите за мной.— Лашка прыгнул в воду.
Лягушонок очень тщательно проделывал все плавательные движения, объясняя, что для чего нужно. Заяц смотрел и не дышал. Лашка выпрыгнул на берег.
— Вот,— сказал он зайцу,— теперь давайте вместе. Прыгнем! Прыгнули. Лягушонок в воду. Заяц тоже очень хорошо, отлично прыгнул, высоко, легко. Вот только опустился не в воду, а туда же, откуда прыгал. И очень удивился. Потому что хотел прыгнуть в воду.
— Заяц!— Лягушонок выпрыгнул на берег.— Вы раздумали плавать?
Лашка даже расстроился. Ему и самому уже хотелось научить зайца плавать.
— Не мог Заяц раздумать!— Это совенок слетел со своей ветки.— Вы, наверное, просто боитесь, Заяц!
— Боюсь,— признался заяц.
— Ничего,— сказал лягушонок.— Я придумал. В воду вам, Заяц, окунуться все-таки придется. Без этого никак нельзя плавать. Но,— Лашка важно прохаживался,— чтобы вам не было так страшно, вы будете держаться за лапки Шууфки, а ты, Шууфка, спрячь когти и лети над самой водой. Сможешь?
— Смогу.— Совенок показал, как он уберет когти.
— А я,— лягушонок подскочил к зайцу,— я буду поддерживать вас за хвостик. Вы не возражаете?
— Нисколько!— обрадовался заяц.
Он медленно вошел в воду. Вода еле-еле доходила ему до живота и была теплой и спокойной. Вот и «поплыли» они вместе: заяц в воде, Лаш-ка — под водой и Шууфка сверху. Плывут. А вода выше не поднимается, и ничего удивительного в этом нет. Ведь речка называлась речкой только для лягушат, а на самом деле была маленьким лесным ручейком. Совсем маленьким. Заяц убедился в том, что вода, а вернее, дно ручейка держит его надежно, и совсем перестал бояться. Отпустил лапки совенка, осторожно стряхнул с хвостика лягушонка и запрыгал в воде.
— Плыву!! Плыву!!— завизжал заяц.— Вы видите? Ну конечно же, и совенок, и лягушонок видели, и им тоже показалось, что заяц плывет замечательно. Он «плавал», «плавал», пока не расплескал половину ручейка, выбрался на берег, отряхнулся и удивленно спросил:
— Это я плавал?
— Конечно, конечно, вы очень хорошо плавали, Заяц! Лашка и Шууфка были довольны не меньше его самого. ... И только старая елка, что росла у ручья, поняла, что заяц просто прыгал, а совсем не плавал. Но она никому об этом не скажет — пусть думают, что плавал. Раз так хочется и зайцу, и совенку, и лягушонку.
А теперь, когда вы познакомились со сказкой, мы покажем вам иллюстрации выполненные детьми 6 группы к этой и другим сказкам Натальи Абрамцевой.
(Слайды 11-21)
Вы ведь обратили внимание на высказывание режиссера МАГИТОН И.С. о том, что все сказки Наташи готовые мультфильмы.
Предлагаем вам посмотреть мультфильм созданный по сказке Натальи Абрамцевой «СКАЗКА ПРО ЩЕНКА И СТАРУЮ ТАПОЧКУ »
(Показ мультфильма. Приложение 2)
Я думаю, вам понравился мультфильм и вызвал хорошее доброе чувство и конечно же улыбку.
(Исполняется песня «От улыбки станет всем теплей…»)
Слайд 22.
Среди повседневной суеты найдите несколько тихих минут, чтобы неспешно прочитать, понять, почувствовать всю чистоту, нежность и силу, которую дарят вам сказки Натальи Абрамцевой.
Не мешайте памяти возвращаться к этим сказкам, и они, не тускнея, раз за разом будут дарить вам даже в самые трудные для вас времена свет, доброту, жизнерадостность.
До новых встреч!