Цели урока:
- Обучающие: обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе;
- Развивающие: развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- Воспитательные: воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства коллективного сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения.
Оборудование: индивидуальные карточки к уроку; фразеологические словари, диск «Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза»; ноутбук, мультимедийный проектор, доска SMART Board, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
Всем гостям сказали «Здравствуйте»
Улыбнулись, поклонились…
И на место повернулись. (СЛАЙД 3) [1]
- Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
2. Введение в тему
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. Чтобы узнать объект путешествия, нужно пройти испытания. Готовы?
- В пути мы будем делать остановки и для этого нам нужно оформить маршрутные листы.
Открыли тетради, записали число, классная работа. (СЛАЙД №4)
(Дети подписывают карточки. Записывают дату в тетради.)
3. Физминутка для глаз и рук (СЛАЙД № 6)
- На улице сегодня снегопад. Разогреем пальчики (движения кистями рук, пальцами).
4. Минутка чистописания (СЛАЙД № 6)
- Вот мы и понаблюдаем за снежинками.
- Что вам напомнили эти снежинки? (Окончания прилагательных.)
- Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:
м.р. - ж.р. – ср.р.
(ий ый ой ая яя ое ее)
- Запишите эти окончания в тетради.
- Ребята, вспомните зимние словарные слова?
5. Словарная работа (СЛАЙДЫ № 7-11)
Составьте предложение из данных слов, разберите по членам предложения.
6. Сообщение темы и цели урока.
- Назовите лишнее слово в словарных словах. (Морозная). Подберите к нему слова – синонимы.
- Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени прилагательному.)
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род прилагательных. И научимся определять склонение и падеж прилагательных.
7. Исследовательская работа при открытии новых знаний.
Первое испытание - «Узнать, о какой части речи идёт речь»
- Что такое прилагательное? (СЛАЙД № 12)
[2]
Второе испытание - «Украшение текста прилагательными»
- Нужно украсить текст прилагательными. Вставить в текст подходящие прилагательные. (СЛАЙД № 13)
[2]
(Сегодня замечательный день. Какое голубое небо, какое спокойное море. Дует освежающий горько-соленый бриз. Впереди таинственный остров. На берегу желтый песок и изумрудная трава. Вдали показалась старинная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к незнакомому берегу.)
- Ребята, благодаря прилагательным мы оказались на таинственном острове. А как же он называется?
Остров Прилагательное (СЛАЙД № 14)
Прилагательное.
- Почему два слова повторяются, но записаны по-разному? (СЛАЙД № 15)
(1 слово - название острова с большой буквы, 2 слово – часть речи.)
Третье испытание - «Морфологический разбор прилагательного»
Выполни морфологический разбор слова на таинственном острове (СЛАЙД № 16)
- Мы не можем определить падеж? Ответ находится на острове Прилагательное и нам нужно его найти.
Четвертое испытание «Работа по группам»
- Для этого будем работать ПО ГРУППАМ
Первая группа работает по карточкам
Карточка
Допиши прилагательное, выдели окончание, определи его род.
Подъёмный кран,…пламя, ….сказка,….здание,….музыка, ….картина, ….солнце…., дерево.
Вторая группа вставляет окончания прилагательных (СЛАЙД № 17)
[2]
Третье группа отгадывает слово, выполняя тесты (заготовка на листах)
Тест: [3]
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
- Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет
с) признак предмета
в) действие предмета - на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
Т) кто? что?
л) что делает? что сделает?
К) какой какая какие? - Как определить род прилагательного?
м) по вопросу
л) по существительному с ним связанному. - какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя
о) ое ее
и) ый ий ой - каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным
н) второстепенным - какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?
а) вежливый
е) аккуратный
о) хлопотливый - с чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным
т) с глаголом
с) с наречием. - Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.
А) проводка
И) вода
е) уводить - Прилагательное это:
О) часть слова
И) член предложения
е) часть речи.
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ
1 группы - устно
2 группы - на интерактивной доске
3 группы - на ватмане
Какое ключевое слово вы получили? (склонение)
- Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам называется склонением.)
- Какой цели вы достигли, выполнив эти задания? (Отгадали ключевое слово, повторили все об имени прилагательном.)
8. Работа над новым материалом
а)Приступаем к реализации второй цели нашего урока. А поможет нам в этом фразеологический зверинец. (СЛАЙД № 18)
[4]
б) Найдите прилагательные женского, мужского и среднего рода. Какое лишнее слово и почему? (рыба-это не животное)
в) Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными
1 ряд просклоняет прилагательное женского рода – хитрая лиса
2 ряд просклоняет прилагательное мужского рода – голодный волк
3 ряд просклоняет прилагательное среднего рода – длинное ухо.
(Представитель от каждого ряда работает на интерактивной доске.) (СЛАЙД № 20)
Ж.р. |
М.р. |
С.р. |
И.п. хитрая лиса |
голодный волк |
длинное ухо |
Р.п. хитрой лисы |
голодного волка |
длинного уха |
Д.п. хитрой лисе |
голодному волку |
длинному уху |
В.п. хитрую лису |
голодного волка |
длинное ухо |
Т.п. хитрой лисой |
голодным волком |
длинным ухом |
П.п. хитрой лисе |
голодном волке |
длинном ухе |
- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.)
- А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)
г) Давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.
- Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным. (Слайд № 21)
(На острове (каком?) таинственном)
2 шаг – определить падеж у имени существительного. (СЛАЙД № 22)
(На (чём?) на острове – предложный падеж.)
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного (СЛАЙД № 23)
(Вывод: прилагательное – на таинственном – предложном падеже.)
Мы хорошо потрудились, пора отдохнуть.
9. Физминутка (СЛАЙДЫ № 24)
10. Орфографическая минутка. Комментированное списывание. (СЛАЙД № 25)
Диск «Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза»; (Окончания прилагательных № 135)
(Коллективная работа: дети по одному выходят к доске SMART Board, на доске маркеромотмечают - да, нет, принять, отклонить и выполняют задание, определяют падеж прилагательных , а остальные учащиеся записывают предложения в тетради.)
Ранн_м зимн_м утром мы отправились в лыжн_й похо_. За городом мы св_рнули с дорог_ и п_шли быстр_м шагом по твёрд_му насту. Скоро мы п_ дошли к склону горы. С весёл_м криком мы пок_тились под гору. Как хор_шо дышать свеж_м морозн_м воздухом_ Потом мы н_правились вдоль руч_я, покрытого толст_м крепк_м льдом.
11. Творческая работа (СЛАЙД № 26)
1. Составь и запиши рассказ по опорным словам № 282.
Опорные слова: вылепили, удиви тельные, снежные, животные, словно в сказке.
.
2. Найди в тексте прилагательные, определи падеж
12. Итог урока
- Наше путешествие подходит к концу.
- Как вы думаете, мы справились с задачей. Научились определять падежи прилагательных.
- Как это делать?
13. Рефлексия (СЛАЙД № 27)
Сегодня на уроке я понял, узнал, удивился, научился, обрадовал…
Домашнее задание (СЛАЙД № 28)
Правило стр.143, алгоритм – памятка.
Опишите свою комнату, употребив как можно больше согласований (существительных с прилагательными).
Ссылки: (СЛАЙД № 29)
Литература:
- Сборник из серии «Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя» - М.:Изд. «Первое сентября»,
- Мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»,
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова « Справочное пособие по русскому языку»
- В.В. Волина «Фразеологический словарь»: Популярное пособие для начальной школы. - М.: АСТ_ПРЕСС, 1997.,
Приложение 1. Презентация к уроку «Склонение имён прилагательных».