Правила дорожного движения на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Тема: «Друг всегда придет на помощь»

Тип урока: закрепление по разделу «Фонетика»

Класс: 2

Оборудование: компьютерная презентация урока, дорожные знаки, тетради, простой и цветные карандаши, подарки для детей.

Предварительная подготовка: три старшеклассника в роли Дорожных знаков, выступление сотрудника ГИБДД.

Цель урока: повторить и закрепить знания, умения, навыки учащихся по разделу «Фонетика».

Задачи:

  • совершенствовать знания, умения, навыки учащихся по данному разделу;
  • развивать словарный запас, внимание и память учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, доброты и отзывчивости.

Ход урока

1. Оргмомент

Прозвенел звонок.
Начинаем мы урок.
Запишем число. Классная работа. (Слайд 1)

2. Сообщение темы и цели урока

  1. Сегодня, ребята, мы с вами повторим все, что, мы знаем о звуках и буквах русского языка.
  2. Но к нам пришло письмо. Прочитаем его? (Слайд 2)
  3. Как вы думаете, что произошло с письмом? Как его восстановить? Давайте распечатаем письмо и попробуем его исправить. (Дети вставляют буквы, доказывая правильность, подбирая проверочные слова).
  4. Отправимся на помощь Дорожным знакам? Почему мы считаем, что они наши друзья?

3. Развитие речи учащихся

  1. Раз речь у нас зашла о друзьях, давайте вспомним некоторые пословицы и поговорки о дружбе. Что они обозначают? (Дети приводят примеры устного народного творчества и объясняют смысл пословиц и поговорок).
  2. Раз мы так много знаем о дружбе, отправляемся на помощь дорожным знакам?

4. Минутка чистописания

  1. И первое наше задание такое. Злодей Аварийкин любит помарки и грязь. Чтобы спасти знаки, нам нужно красиво и правильно написать следующее предложение. (Слайд 3).
  2. Молодцы. Замечательно справились с первым заданием. Отправляемся дальше. Поехали?

5. Физминутка

Едем, едем, долго едем.
Очень долог этот путь.
Скоро всю Уфу проедем.
Там и сможем отдохнуть.

6. Закрепление ЗУНов

Аварийкин решил загадать загадки, а ответы он просит записать и сделать звуковой анализ отгадок. Приготовились?

- Первая загадка    (Слайд 4)   

Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.  ДОРОГА   [д а р о г а]

- Вторая загадка     (Слайд 5) 

Что за чудо этот дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.       АВТОБУС [а ф т о б у с]

- Третья загадка      (Слайд 6) 

На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
СВЕТОФОР   [с в' и т а ф о р]

- Молодцы.

Следующее задание. Необходимо поставить ударение в словах ТРОТУАР, МИЛИЦИОНЕР, УЛИЦА, ТРАМВАЙ. (Слайд 7). (Одновременно идет работа по обогащению словарного запаса)

- А теперь задание на внимание. Составьте из данных слогов с помощью карточек слова  (Слайд 8).

7. Физминутка

Едем, едем, долго едем.
Очень долог этот путь.
Скоро всю Уфу проедем.
Там и сможем отдохнуть.

8. Работа с текстом

- Следующее задание от Аварийкина  (Слайд 9). Почему написанное нельзя назвать текстом? Назовите основные признаки текста. Определите границы предложений и запишите получившийся текст в тетрадь.

- О чем говорится в тексте? Что сделали ребята неправильно? Где должны играть дети?

- Найдите главные члены первого предложения, обозначьте их.

Молодцы. Справились мы и с этим заданием. Но Аварийкин отпустить наших друзей только после того, как мы узнаем, какой это дорожный знак и что он обозначает.  (Слайд 10 – «Дети»,  слайд 11 – «Пешеходный переход»,  слайд 12 – «Скользкая дорога», слайд 13 – «Автобусная и троллейбусная остановка»).

Замечательно. А вот и наши друзья!

Выходят три старшеклассника в роли дорожных знаков и читают напутствия детям:

Знаки мы дорожные,
Запомнить всем положено,
Что каждый из нас говорит:
«Здесь поворот, а здесь, наоборот,
Проезд закрыт».

Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы вам решили
И дежурим круглый год.
Будьте очень осторожны,
Уважайте каждый знак,
Ведь без знаков на дороге
Вам не обойтись никак.

9. Выступление сотрудника ГИБДД

- Но знаки пришли не одни, а привели с собой сотрудника ГИБДД .

- Спасибо вам, ребята, за урок. Много вы знаете, помогли Дорожным знакам, и я надеюсь, что вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения. А на память о вашем уроке мы принесли вот такие замечательные резинки в виде автомобилей. До новых встреч  и безопасных дорог.

10. Итог урока, домашнее задание

- Сегодня все хорошо поработали. А домашнее задание будет следующим: повторите словарные слова, связанные с правилами дорожного движения.