"Мелодии зимы". Слайдовая презентация в PowerPoint

Разделы: МХК и ИЗО


 Урок состоит из следующих основных этапов: 

  • Организационный момент
  • Постановка темы и цели урока
  • Мотивация
  • Знакомство с новым материалом
  • Актуализация прошлого опыта
  • Физкультминутка включена в структуру урока
  • Практическая работа
  • Рефлексия
  • Анализ детских работ
  • Итог. Выставка детских работ
  • Анализ урока

Методическое обеспечение (словарь терминов и понятий)
   
Форма работы:   урок – практикум

Тип урока:  комбинированный (формирование новых знаний, умений и навыков)

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий

Категория обучающихся: учащиеся 7-10лет  подготовительной группы   2 класса художественного отделения школы искусств

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формой контроля за усвоением материала служит творческая работа

 Методы обучения:

• словесные (при формировании теоретических знаний);
• практические (в освоении художественных материалов)
• наглядные (для понимания и усвоения нового материала);
• проблемно – поисковые (в создании ассоциативной  композиции);
• методы контроля и самоконтроля (выставка детских работ в конце урока)

Приложения 1, 2, 3

Время занятия:  2 аудиторных часа

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технологии:

  • Использование заранее созданных презентаций (Microsoft Power Point) .
  • Работа с мультимедийной  установкой.

Конспект интегрированного урока: ассоциативная композиция на тему   «Мелодии зимы»

Цель: развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира

Задачи:

  • Предметно-информационная составляющая:
    • Продолжаем знакомство  с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы 
    • Знакомимся с новыми  понятиями -  ассоциативная композиция,  абстрактная композиция
  • Деятельно-коммуникативная составляющая:
    • Продолжаем осваивать различные техники и приемы работы художественными материалами
    • Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме
  • Личностно-ориентационная составляющая:
    • Воспитываем усидчивость,  аккуратность в работе
    • Учимся умению получать удовольствие от работы
    • Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга  от прослушивания музыки, интересной работы, яркой  красочной палитры

Форма работы:   урок – практикум

Тип урока:  формирование новых знаний, умений и навыков

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий

Категория обучающихся: учащиеся 7-10лет  подготовительной группы   изобразительного отделения школы искусств

Оборудование:

  • для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, детские работы из фонда учителя,  муз. произведение П.И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома», авторская компьютерная графика.
  • для учащегося: бумага А3 белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, восковые мелки, трубочки для коктейлей различного диметра,  кисти  №6, №2, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага, ножницы, клей ПВА, клей жидкие гвозди, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нити и пр..

Ход урока

1. Организационный момент.

Педагог: ребята, мне хочется начать урок такими строчками:   

- живопись – это музыка, звучащая с полотен, а музыка – это чувства выраженные звуками.

Давайте мы с вами  послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро»: (звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»,

- что вы себе  представили, ребята,  какую   картину  «нарисовала» вам эта музыка?

Ответы детей (солнце апельсинового цвета встает, рассвет, сиреневые стволы деревьев, кустарников, длинные тени на снегу и т.д.)

2. Постановка темы и задач урока:

Тема нашего урока  «Мелодии зимы»

Цель урока - создание ассоциативной композиции на тему «Мелодии зимы»  с использованием  различных материалов и техник.

Задачи, которые  будем решать на уроке:

  • Знакомимся с понятием ассоциативная композиция
  • Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных  материалов, о различных техниках
  • Решаем композиционные задачи в предложенной теме
  • Развиваем  эстетически-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках

3. Мотивация:

- как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.

Ответы детей:

- правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными  людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художников

4. Знакомство с новым материалом:

- Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации. Например,  что вы себе представляете, когда произносят слово космос.

Ответы детей: бесконечность, звезды, черное небо и т.д.

Чукотка, Север

Ответы детей: холод, снег, чумы …

карнавал

ответы детей: веселье, фейерверки, маски, яркие, пестрые краски…

Педагог:

- Вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. Но есть такие слова, произнося которые, у всех людей они вызывают одни и те, же ассоциации. Например – мама, солнце и т.д..
- какие ассоциации возникли у вас при прослушивании  музыки? Какие  картины рисует музыка?

Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

Педагог:

- Как, вы ребята, думаете, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Как можно передать мягкие теплые оттенки  звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки.

Ответы детей:

Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями: громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
- можно, ли разнообразными  линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными, изысканными, кружевными, колючими, бархатными, нежными и т.д.) штрихом, пятном передать звук. Например, звук журчащего ручейка, рев водопада  и т.д.

(педагог демонстрирует  показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада)

–  вот, это  есть не что иное, как абстрагирование. Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы (одни  линии, точки, пятна, плоскости и т.д. 

В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому. Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия.  демонстрация на экране. работ художников  реалистов (см.приложение 1) и абстракционистов (Казимир Малевич – «Красный квадрат», В. Кандинский и др., авторских компьютерных работ см.приложение 4 – все это беспредметные композиции или абстрактные).  см.приложение 2 – давайте сравним эти произведения, в чем их отличие?

  • Ответы детей (в реалистичных работах все как в жизни, все узнаваемо и понятно, все видят одно и тоже, а в абстрактных работах – квадраты, прямоугольники, пятна, которые могут, что-то напоминать, чем-то казаться…все  видят по-разному)
  • да, все правильно. В абстрактных работах каждый видит что-то свое, ассоциируя это со своим прошлым опытом. Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние  от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.

- Давайте еще раз прослушаем произведение «Зимняя сказка» композитора  П.И.Чайковского.
- что вы увидели, представили, что нарисовала вам музыка?

0тветы детей:

- как менялось настроение музыки, ее характер, какая  она – вначале произведения, в конце?
- как вы видите ее по цвету, композиционно?

Ответы детей:

Молодцы!
Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, макаронные изделия и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.

5. Актуализация прошлого опыта.

В каких техниках вы уже работали раньше? Можете мне перечислить их?

Ответы детей:

Монотипия, ниткография, коллаж, выдувание клякс, работа тушью, гуашью, акварелью, восковыми мелками.
Правильно. Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать … (осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку раз, теряется звучность цвета). А гуашь … (любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивала сквозь слой краски).

Молодцы!  Все помните.  Выберете для себя полюбившиеся  техники и материалы, и приступим  к работе.

6. физкульминутка

7. Практическая работа.

Создание  ассоциативной  композиции на тему «Мелодии зимы».
Свободный выбор материала и техник.

8. Рефлексия.

- похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «не  унывай дружок, в следующий раз непременно успею».

 9. Анализ работ:

-   очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения,  своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к этому произведению.

10. Итог - выставка детских работ (см.приложение 3) :
Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы. (тихо звучит музыка)
Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4 (анализ урока)

За звуковыми файлами просьба обращаться к автору.