Урок состоит из следующих основных этапов:
- Организационный момент
- Постановка темы и цели урока
- Мотивация
- Знакомство с новым материалом
- Актуализация прошлого опыта
- Физкультминутка включена в структуру урока
- Практическая работа
- Рефлексия
- Анализ детских работ
- Итог. Выставка детских работ
- Анализ урока
Методическое обеспечение (словарь терминов и понятий)
Форма работы: урок – практикум
Тип урока: комбинированный (формирование новых знаний, умений и навыков)
Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий
Категория обучающихся: учащиеся 7-10лет подготовительной группы 2 класса художественного отделения школы искусств
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формой контроля за усвоением материала служит творческая работа
Методы обучения:
• словесные (при формировании теоретических знаний);
• практические (в освоении художественных материалов)
• наглядные (для понимания и усвоения нового материала);
• проблемно – поисковые (в создании ассоциативной композиции);
• методы контроля и самоконтроля (выставка детских работ в конце урока)
Приложения 1, 2, 3
Время занятия: 2 аудиторных часа
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Технологии:
- Использование заранее созданных презентаций (Microsoft Power Point) .
- Работа с мультимедийной установкой.
Конспект интегрированного урока: ассоциативная композиция на тему «Мелодии зимы»
Цель: развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира
Задачи:
- Предметно-информационная составляющая:
- Продолжаем знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы
- Знакомимся с новыми понятиями - ассоциативная композиция, абстрактная композиция
- Деятельно-коммуникативная составляющая:
- Продолжаем осваивать различные техники и приемы работы художественными материалами
- Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме
- Личностно-ориентационная составляющая:
- Воспитываем усидчивость, аккуратность в работе
- Учимся умению получать удовольствие от работы
- Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга от прослушивания музыки, интересной работы, яркой красочной палитры
Форма работы: урок – практикум
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков
Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий
Категория обучающихся: учащиеся 7-10лет подготовительной группы изобразительного отделения школы искусств
Оборудование:
- для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, детские работы из фонда учителя, муз. произведение П.И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома», авторская компьютерная графика.
- для учащегося: бумага А3 белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, восковые мелки, трубочки для коктейлей различного диметра, кисти №6, №2, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага, ножницы, клей ПВА, клей жидкие гвозди, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нити и пр..
Ход урока
1. Организационный момент.
Педагог: ребята, мне хочется начать урок такими строчками:
- живопись – это музыка, звучащая с полотен, а музыка – это чувства выраженные звуками.
Давайте мы с вами послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро»: (звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»,
- что вы себе представили, ребята, какую картину «нарисовала» вам эта музыка?
Ответы детей (солнце апельсинового цвета встает, рассвет, сиреневые стволы деревьев, кустарников, длинные тени на снегу и т.д.)
2. Постановка темы и задач урока:
Тема нашего урока «Мелодии зимы»
Цель урока - создание ассоциативной композиции на тему «Мелодии зимы» с использованием различных материалов и техник.
Задачи, которые будем решать на уроке:
- Знакомимся с понятием ассоциативная композиция
- Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных материалов, о различных техниках
- Решаем композиционные задачи в предложенной теме
- Развиваем эстетически-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках
3. Мотивация:
- как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.
Ответы детей:
- правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художников
4. Знакомство с новым материалом:
- Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации. Например, что вы себе представляете, когда произносят слово космос.
Ответы детей: бесконечность, звезды, черное небо и т.д.
Чукотка, Север
Ответы детей: холод, снег, чумы …
карнавал
ответы детей: веселье, фейерверки, маски, яркие, пестрые краски…
Педагог:
- Вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. Но есть такие слова, произнося которые, у всех людей они вызывают одни и те, же ассоциации. Например – мама, солнце и т.д..
- какие ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки? Какие картины рисует музыка?
Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.
Педагог:
- Как, вы ребята, думаете, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Как можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки.
Ответы детей:
Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями: громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
- можно, ли разнообразными линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными, изысканными, кружевными, колючими, бархатными, нежными и т.д.) штрихом, пятном передать звук. Например, звук журчащего ручейка, рев водопада и т.д.
(педагог демонстрирует показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада)
– вот, это есть не что иное, как абстрагирование. Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы (одни линии, точки, пятна, плоскости и т.д.
В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому. Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия. демонстрация на экране. работ художников реалистов (см.приложение 1) и абстракционистов (Казимир Малевич – «Красный квадрат», В. Кандинский и др., авторских компьютерных работ см.приложение 4 – все это беспредметные композиции или абстрактные). см.приложение 2 – давайте сравним эти произведения, в чем их отличие?
- Ответы детей (в реалистичных работах все как в жизни, все узнаваемо и понятно, все видят одно и тоже, а в абстрактных работах – квадраты, прямоугольники, пятна, которые могут, что-то напоминать, чем-то казаться…все видят по-разному)
- да, все правильно. В абстрактных работах каждый видит что-то свое, ассоциируя это со своим прошлым опытом. Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.
- Давайте еще раз прослушаем произведение «Зимняя сказка» композитора П.И.Чайковского.
- что вы увидели, представили, что нарисовала вам музыка?
0тветы детей:
- как менялось настроение музыки, ее характер, какая она – вначале произведения, в конце?
- как вы видите ее по цвету, композиционно?
Ответы детей:
Молодцы!
Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, макаронные изделия и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.
5. Актуализация прошлого опыта.
В каких техниках вы уже работали раньше? Можете мне перечислить их?
Ответы детей:
Монотипия, ниткография, коллаж, выдувание клякс, работа тушью, гуашью, акварелью, восковыми мелками.
Правильно. Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать … (осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку раз, теряется звучность цвета). А гуашь … (любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивала сквозь слой краски).
Молодцы! Все помните. Выберете для себя полюбившиеся техники и материалы, и приступим к работе.
6. физкульминутка
7. Практическая работа.
Создание ассоциативной композиции на тему «Мелодии зимы».
Свободный выбор материала и техник.
8. Рефлексия.
- похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».
9. Анализ работ:
- очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения, своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к этому произведению.
10. Итог - выставка детских работ (см.приложение 3) :
Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы. (тихо звучит музыка)
Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.
Приложение 4 (анализ урока)
За звуковыми файлами просьба обращаться к автору.