Тема: Повторение изученного материала по темам «Многозначные числа» и «Заповедники Архангельской области». Путешествие по родному краю.
Введение: при изучении темы: «Леса России» дети заинтересовались вопросом о том, какие заповедники и заказники находятся в Каргопольском крае, а также было интересно узнать, какие животные и птицы занесены в Красную книгу Архангельской области.
Дети разделились на группы, распределили темы и приступили к работе.
С результатами работы выступили на классном часу «Наш край».
Ребята познакомились с заповедниками, заказниками, дали краткую характеристику их территорий, а также дети выступили с сообщениями о животных и птицах, охраняемых в этих заповедниках, решили подготовленные в подгруппах задачи. (Приложение 1)
На уроках математики ребята предложили составить и проиллюстрировать задачи о своём крае.
На классном часу дети предлагали свою задачу для решения всему классу
Цели:
- Совершенствовать навыки устного счёта в пределах 1000;
- Формировать умение читать и записывать многозначные числа;
- Закреплять приёмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел;
- Способствовать развитию математической речи, внимания, интереса к предмету;
- Содействовать воспитанию любви к Родине, к своему краю, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: Картинки с изображением животных и птиц, презентации, карточки с заданиями для работы в группах, алфавит, карточки с названиями заповедников, заказников, предприятий Каргопольского района, карточки с числами.
Ход урока
I. Организационный момент:
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Плечики свели, развели.
Обняли себя, погладили себя,
Пожелали себе успеха.
II. Объявление темы и целей урока:
(Представлено 2 варианта)
1 вариант:
Задание: Из набора букв прочитайте только буквы русского алфавита.
W П R О F В L Т H О D Р I Е N Н V И S Е G
(ПОВТОРЕНИЕ)
2 вариант: На доске плакат с русским алфавитом.
Задание: Составьте слово из букв, место в алфавите которых обозначено порядковым номером, например: А -1, Г - 4.
17, 16, 3, 20, 16, 18, 6, 15, 10, 6.
(ПОВТОРЕНИЕ)
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашему краю.
А чтобы нам было интересно мы должны в пути:
На доске:
Думать
Доказывать
Мыслить
Рассуждать
Анализировать
- Поставьте учебные задачи на урок.
- Будем устно считать
- Читать и записывать многозначные числа
- Письменные приёмы вычислений
- Будем решать задачи
- Почему нам надо быть внимательными на уроках?
(Чтобы слышать товарища и учителя…)
- Итак, молодцы! В путь!
III. Устный счёт
- Чтобы нам не скучать в пути, давайте, выполним разминку для ума.
На доске записаны примеры, решите их, найдите карточку с ответом. Переверните её и назовите, кто там изображен.
Выдра, белка, лиса, медведь, кабан, лось, рысь, куница, бобр, лебедь- кулик, гусь-гуменник, заяц-беляк, кряква, слон.
420:6 =70
830-300=530
160+70=230
440:4=110
680:2=340
500:100=5
320:40=8
200:10=20
14Х2=280
300:100=3
300:4=90
810:10=81
430-70=360
1000:10=100.
- Как вы считаете, кто на рисунках лишний? Почему?
(Слон, он живёт в тёплых странах.)
- Что вы можете сказать об остальных животных и птицах?
(Эти животные и птицы встречаются в нашем крае).
- Многие из этих животных и птиц находятся на грани исчезновения. (Такие, например, как кряква, гусь-гуменник, лебедь-кулик)
- Как называется особо охраняемая территория, на которой запрещены все виды хозяйственной деятельности.
(Заповедник)
- Какие заповедники нашего края вы знаете?
(Филатовский заповедник, Лачский заказник, Кенозёрский парк.)
Каких птиц нашего края, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
- Что ещё кроме животных и птиц находится под охраной в заповедниках?
(Растения)
Решите задачу: Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения?
(На грани исчезновения находится 25000 видов.)
При решении задачи числа показываются на карточках.
- Какие растения нашего края, занесённые в Красную книгу, вы знаете?
(Ландыш, кувшинка, венерин башмачок, чистотел, примула, тополь чёрный и др.)
Итак, продолжим наше путешествие.
Отгадайте загадку:
Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (муравей)
Самые трудолюбивые санитары леса – это муравьи.
В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
(За один час муравьи принесут 1200 насекомых).
- Чтобы больше узнать о жизни животных и растений нашей страны можно прочитать книги Виталия Бианки, Григория Скребицкого, Михаила Пришвина, Константина Паустовского.
(Выставка книг.)
- Итак, мы прошли первый этап нашего пути. Я попрошу вас оценить каждый себя на полях активность, правильность вашей работы. (На полях чертится шкала от 2 до 5 баллов, в течении урока ребёнок оценивает себя за каждый этап урока.)
IV. Физкультминутка (2 варианта)
1) А у лося дом большой,
Он сидит, глядит в окно,
Зайка серенький бежал
И в окно стучал.
Ты олень окно открой
Там в лесу охотник злой
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай
2) Наверное не один поход не обходится без песни.
Песня: «Лесной марш»
V. Анализ и решение задачи на доске
Итак, на привале мы решили с вами покушать. Вы достали из рюкзаков продукты питания, которые выпущены в нашем городе.
- Какие промышленные предприятия есть в нашем городе? (Молкомбинат, Пищекомбинат, Мясокомбинат)
В магазины отправили 20 ящиков молока по 10 литров в каждом. Утром продали несколько литров молока. Сколько литров молока осталось продать? (Задача записана на карточках)
- Прочитайте задачу. Что вы можете сказать?
(Ответ детей: Мы не можем решить задачу т.к. в ней не достаёт данных)
(Задача со всеми данными написана на доске.)
С молкомбината в магазин отправили 20 ящиков молока по 10 литров в каждом. Утром продали 2/5 всего молока. Сколько литров молока осталось продать?
Чтение задачи про себя, вслух.
Выполните краткую запись на доске.
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?(Нет, т.к. мы не знаем, сколько литров молока отравили и сколько продали)
- Что можно узнать первым действием? (сколько отправили)
- Как узнать, сколько литров молока продали? (сначала узнаем, сколько литров содержится в 1/5, а потом в 2 таких частях).
- Зная сколько литров отправили и сколько продали, как узнать сколько осталось?
- Каким действием?
- Поставьте за решение задачи на полях оценку.
- Встаньте у кого «5»
- Встаньте, кто не поставил себе оценку. Почему?
VI. Самостоятельная работа
- Найдите значение числовых выражений.
1524+447=1971
602:2-277=24
140х1000=140000
19170+830=20000
1900+91=1991
Проверка: Ответы выставляются на доске
- Оцените себя у кого 5 правильных ответов – «5», 4 – «4», 3 – «3».
- Назовите наименьшее число.
- Наибольшее число.
- Расставьте числа в порядке возрастания.
- Скажите, что могут рассказать эти числа о нашем крае.
1971 г. – образованы Филатовский и Лачский заказники.
24 га. – площадь Лачского заказника.
20000 га. – образован государственный природный национальный парк «Кенозерский».
140000 га – площадь Кенозёрского парка.
- Представьте число 1991 в виде суммы разрядных слагаемых.
VII. Самостоятельная работа в группах на карточках
«Числовая карусель»
Прочитайте числа, запомните их. (числа убираются).
- Воспроизведите числа друг другу, проверьте.
- Чем похожи числа?
- Чем они отличаются?
- Какое число лишнее? Почему?
- Каким числом его можно заменить?
- Расставьте карточки с числами в порядке возрастания. (На обратной стороне высказывание).
- Послушайте стихотворение
А.Росков
Сберегите!
Здесь исконно русская земля
С ёлками на маленьких погостах
С глинозёмом на ржаных полях,
С пылью на дорожках перекрёстках.
С зарослями буйных лопухов
У подножий стареньких подножек,
С голосистым пеньем петухов,
с грустным причитанием кукушек.
С красной земляникой на лугах
С шелестом раскинутых черёмух.
С запахом парного молока, с золотыми скирдами соломы.
С радугой, спускающейся в лес,
С жаворонком в солнечном зените.
Славу и красу родных вам мест
Сохраните люди, сберегите!
VIII. Работа в группах
Выполнив это задание, вы узнаете название животных охраняемых в Архангельской области
1 группа
971 – 729 =
307 х 4 =
61000 : 100 =
358 + 648 =
445 : 5 =
16 7х 0 =
0 |
1228 |
135 |
1006 |
610 |
89 |
а |
у |
к |
н |
и |
ц |
2 группа
827 – 692 =
122800 : 100 =
122 х 5 =
458+548=
534 : 6 =
1000 – 1 =
59099 + 1 =
1228 |
1006 |
135 |
89 |
610 |
59100 |
999 |
н |
а |
о |
т |
д |
а |
р |
3 группа
517 – 399 =
428 х 2 =
123 х 100 =
267 + 984 =
246 : 6 =
856 |
1251 |
118 |
41 |
12300 |
ы |
р |
в |
а |
д |
- Наше путешествие подошло к концу.
- Чему научились на уроке?
- Кроме знаний по математике мы говорили с вами о нашем крае, о природе нашего края.
- Человек не отделим от природы. Он учится у природы. Нужно уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы можем быть счастливы.
IX. Итог
У каждого из вас поставлены на полях оценки. Какая оценка повторяется больше, чем другие поставьте её за урок.
Встаньте у кого «5», «4», «3».
- Кто не смог поставить оценку?
- Почему?
- Стоит ли огорчаться по этому поводу?
(Нет у нас не последний урок математики, а завтра ты постараешься.)
- Я верю!
- Мне приятно было с вами работать. Урок закончен.