Урок литературного чтения. М.М. Пришвин. "Глоток молока"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить работу по ознакомлению учащихся с творчеством М. М. Пришвина.
  • Работать над совершенствованием техники чтения, обогащать словарный запас учащихся ; развивать речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • рисунки на тему “Живая природа – это целый мир…”;
  • карточки, характеризующие собаку и автора, портрет писателя.

Ход урока

1. Организация класса

Громко прозвенел звонок
Начинаем наш урок

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

На прошлом уроке мы знакомились с произведением М. М Пришвина “Предмайское утро” и вы рисовали рисунки на тему “Живая природа – это целый мир…” (1 слайд)

(Учитель читает стихотворение под музыку)

Как много в этом мире красоты,
Которую порой не замечаем
Все потому,
Что каждый день встречаем
Ее давно знакомые черты.
Мы знаем,
Что красивы облака, река, цветы,
Лицо любимой мамы
Но есть еще другая красота,
Которая не кажется красивой.
К примеру, красота крота
- Крота?
Да, да, или пчелы трудолюбивой,
Или змеи, лягушки и жука,
Или другого “странного народа”
Не зря все бесконечные века
Его ваяла мудрая природа.
Вглядись в ее лицо
И ты увидишь, как она права !

Молодцы, ребята ! Вы правильно на своих рисунках нарисовали большой дом, где живут птицы, звери, деревья, цветы. Но многие животные живут с нами в домах, в городских квартирах. Люди заботятся о своих маленьких друзьях.

Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске “Мы в ответе за тех, кого приручили. ”

- А почему мы в ответе за тех, кого приручили, ответим в конце урока.

3. Новая тема.

Речевая разминка

  • Са-са-са вот бежит лиса,
  • Со-со-со лиса катит колесо,
  • Сы-сы-сы хвост красивый у лисы,
  • Су-су-су в лесу видел я лису.

2) Работа с текстом до чтения

- Откройте учебник на стр. 229, рассмотрите иллюстрацию.

  • Как вы думаете, о чем будет этот текст?
  • Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.
  • Прочитайте имя и фамилию автора. Знаком ли нам автор?
  • Что вы о нем можете рассказать, глядя на рисунок? (2 слайд)

Правильно, М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.

И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М.М. Пришвина “Глоток молока”.

Прочитаем хором ключевые слова.

  • Лада
  • Молоко
  • Заболела
  • Ласка
  • Спасли жизнь

Изменилось ли ваше предположение? О чем будет рассказ?

Давайте его прочитаем. (читает подготовленный ученик)

3. Чтение текста.

Совпали ли наши предположения?

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и подумаем “От чьего имени ведется рассказ?”

4. Повторное чтение по абзацам.

Беседа в ходе чтения.

А)

  • – Кто такая Лада?
  • Что с ней случилось?
  • Как понимаете слово отвертывалась?

Б)

  • – Кого позвали к Ладе?
  • Как Лада отреагировала на появление автора?
  • Как понимаете выражение “забила прутом”, “жизнь заиграла”

В)

  • - Что сказал автор Ладе?
  • Как Лада отреагировала на слова автора?
  • Беседа после чтения.

А в чем совпали или не совпали первые предположения?

В это рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется “уметь читать между строк ” Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: “Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?”

5. Самостоятельное чтение.

Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

Так что же помогло Ладе?

Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

Работа с пословицами.

Выберите пословицу, которая отражает главную мысль рассказа. (3 слайд)

  1. Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.
  2. Собаку палкой не учат.
  3. И собака помнит, кто ее кормит.
  • Как понимаете смысл каждой пословицы?
  • Какой вы представляете собаку Ладу? Давайте составим ее словесный портрет.
  • Похожа ли Лада на одну из этих собак? (4 слайд)
  • Приходилось ли вам когда-либо защищать животных?
  • На ваш взгляд, как следует относиться ко всему живому?

6. Работа в паре.

Вы должны прочитать слова на карточках, подумать, какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.

(беззащитная, ответсвенный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая.)

Какие слова никуда не вошли? Почему?

7. Итог.

Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили?

Чтение стихотворения учеником:

Кто любит собак
Или прочих животных -
Серьезных котов
И щенков беззаботных,
Кто может любить
И осла, и козла,
Тот людям вовеки
Не сделает зла

Презентация.