Тема: Строение и образование почв.
Цель:
- Сформировать знание о почвах; представление о почнообразующих факторах.
- Научиться определять механический состав почв.
- Показать вклад В.В.Докучаева в создание науки почноведение.
Оборудование:
Карта «почвы России», учебник География. Россия. Природа и население. 8 кл. под редакцией А.И. Алексеева, образцы почвы, памятка с практической работой, тест
Ход урока
1. Организационный момент
Настрой на деловой ритм работы.
2. Актуализация знаний
Весной был посажен картофель на два разных поля, осенью было
отмечено, что на одном поле картофель крупный, урожай другого мелкий.
Почему при одинаковом уходе и посадочном материале мы получили разный
урожай?
- Вспомните, что такое почва?
- Какое основное свойство почвы? (плодородие)
- От чего зависит плодородие почв?
- Можно ли создать искусственную почву?
- Чем почва отличается от горной породы?
На некоторые вопросы ребята могут дать ответ, используя свой запас знаний 7 класса.
От почвы зависит качество и количество урожая.
3. Изучение нового материала
Сегодня на уроке вы узнаете, как образуется почва, какова роль русского ученого В.В.Докучаева в изучение почв; почему почвы разнообразны; что такое механический состав и структура почвы; что такое почвенные горизонты.
Открываем тетради, записываем число и тему урока (Образование и строение почв).
Почва — это тонкий рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием.
Записываем определение в тетрадь.
- Тонкий рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это что такое?
- Как называется тонкий рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием?
- Что такое почва?
Изучением почв занимается наука почвоведение. Основоположником является русский ученый В.В.Докучаев (1846-1903)
Сообщение на тему В.В. Докучаев делает ученик (опережающие задание) Приложение 1
Докучаев определял почву, как самостоятельное природное образование, подобно минералам, растениям, животным, выявившимся в результате совместной деятельности разных факторов.
Как же образуется почва? Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования?
Факторы почвообразования Изучите схему в учебнике.
- Что залегает под почвой? (горные породы)
- Чем почва отличается от горной породы? (есть перегной, гумус)
- Что содержится в почве кроме перегноя? (песок, глина — минеральная часть)
- Как в почву попадаем минеральная часть? (при разрушение горных пород — выветривание)
При выветривании горные породы создают минеральную часть почвы и обогащают ее химическими элементами, влияющие на свойства почвы.
- Что такое перегной (гумус)? (остатки растений и животных)
- Какого он цвета? (темный)
- Как он образуется? (при жизнедеятельности микроорганизм, перерабатывающие органические остатки)
В почве очень важна роль разных организмов. Почва возникает в результате длительного взаимодействия горных пород с растениями и животными.
На процесс почвообразования оказывает влияние и другие факторы: климат (тепло и влага), рельеф, грунтовые воды, деятельность человека, время (за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5см (в тундре) до 2 см (в степях)).
- Какие из этих факторов и по чему, оказывают наибольшие влияние на образование почв нашей местности?
(возможно, ответом будет деятельность человека). Можно задать вопрос. Всегда ли она носит положительный характер?
Перечислите факторы почвообразования.
Из рисунке 1 мы можем найти ответ из каких составных частей состоит почва. (три состояния вещества)
Минеральная часть состоит из песка и глины. В разных почвах она различна. Соотношение различных по размеру минеральных частиц песка и глины называется - Механический состав почв.
Практическая работа на определение механического состава
см Приложение 2
- Какие почвы песчаные или глинистые будут нуждаться в постоянном поливе?
- Какие почвы песчаные или глинистые будут испытывать недостаток в воздухе, почему?
- Какие будут самые плодородные?
Структура почвы. Почва распадается на отдельные комочки «структуры» различной формы и величины. Между ними есть воздух необходимый для дыхания и через поры проходит влага для растений.
Только структурные (рыхлые) почвы могут быть плодородные Лучшая структура — зернистая (от 1-10 мм)
- Как вы можете улучшить структуру почвы? (рыхление)
- Какие почвы будут бесструктурные? (песчаные)
- Почему рыхление называют сухим поливом? (по капиллярам поднимается вода из нижних горизонтов вверх)
Почвенные горизонты Стр 118 рис 82
Почвоведы изучают почвенные горизонты, на которых видны слои -
горизонты. Горизонты образуют почвенный профиль (рис 2).
А1 гумусовый горизонт (чем он мощнее, тем плодороднее, почва) А2 горизонт вымывания (осветленный, формируется при избыточном увлажнение. В нем нет гумуса, по цвету похож на золу—подзолистый горизонт). В горизонт вмывания (плотный, накапливает вещества из верхних горизонтов) С материнская горная порода |
---|
Рисунок 2 Почвенный профиль
Не все почвы имеют четко выраженные горизонты. Слоистость зависит от факторов почвообразования. Выраженную слоистость имеет старые почвы. По почвенному профилю можно определить тип почвы. С которыми, мы познакомимся на следующем уроке.
4. Закрепление
- Что называют почвой
- Назовите основное свойство почвы
- Назовите факторы почвообразования
- Как различаются почвы по механическому составу
- Что такое структура, какая считается самой плодородной
- Назовите почвенные горизонты
- Почему почва должна быть рыхлой
- Если в почве нет дождевых червей, о чем это может говорить
- Как по горизонтам можно определить возраст почвы (молодая
или старая) - Можно ли создать искусственную почву, что для этого нужно
- Почему в Росси почвы разнообразны
Весной был посажен картофель на два разных поля, осенью было отмечено, что на одном поле картофель крупный, урожай другого мелкий. Почему при одинаковом уходе и посадочном материале мы получили разный урожай?
Тест
1) Почва отличается от горной породы:
А плодородием
В увлажнением
С твердостью
2) Материнская порода — это горизонт:
А А1 С А2
В В Д С
3) Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:
А растения
В насекомые
С млекопитающие
4) Лучшей структурой почвы является
А комковатая
В зернистая
С пылеватая
5) Основатель науки о почвах:
А М.В.Ломоносов
В В.А. Обрычев
С В.В. Докучаев
Дом. задание
& 22
Напишите буклет-памятку начинающему садоводу-огороднику с советами, как и с чего, начать огородно-хозяйственную деятельность со своим участком.
Список использованных источников
- Баринова И.И. география России. Природа 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 10-е изд., стериотип.- М.: дрофа, 2005.-285 с.
- География. Россия. Природа и население. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под редакцией А.И. Алексеева.-10-е изд., стереотип.- м.: дрофа, 2008.-304 с.
- Элькин Г.Н. география России. Природа. 8 класс: твой справочник. Материал к урокам.- СПб.: «паритет», 2005.-256 с.
- http://www.ecosystema.ru/ Этот сайт посвящен проблемам полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников в природе. Он адресован учителям общеобразовательной школы, педагогам дополнительного образования, любителям природы, а также студентам и школьникам, изучающим естественные науки или увлекающимся самостоятельным исследованием растений, животных и дикой природы