Классный час "Твое добро – твои крылья"

Разделы: Внеклассная работа


Тема «Твое добро – твои крылья» (5-6 классы)

Цель: обсудить с учениками  всеобщую значимость культурных ценностей;  создать  атмосферу гуманных взаимоотношений  друг к другу; развить умение понимать чувства других людей.

Форма: коллективное творческое дело с элементами игры

Подготовительная работа: Необходимо приготовит ватман, разноцветные лепестки, фломастеры

Содержание  классного часа:

Эпиграф:

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее  удовольствие доставляет ему жизнь.

А.П. Чехов

Ход урока

Вступительное слово классного руководителя.

- Здравствуйте, ребята!  Во все времена люди считали, что именно качества человека делают его неповторимым и непохожим на других. Именно  благодаря этим качествам разные люди по-разному поступают в одинаковых условиях. Одни из них смеются, где другие грустят, другие  сердятся, где  остальные улыбаются. Мы  с вами попробуем понять, что же такое человеческие качества, от чего они зависят у каждого человека. И  сегодня мы будем говорить о нравственности, о ценностях человеческих качеств. 

Как вы думаете, почему в наше время  так остро стоит  проблема  нравственности?  (В наше время людей больше интересуют материальные блага, деньги, богатство, благополучная жизнь.  Ради достижения  своих целей люди забывают о таких качествах как доброта, милосердие.  Каждый день с раннего утра до поздней ночи по телевидению, по интернету пропагандируют  одно:  убийство, насилие, разбой.
Но  все-таки  многое зависит от самого человека).

(Учитель наглядно показывает учащимся модель. На середине бумаги нарисован человек, обведенный  овальным кругом.) 

- Это человек. У человека есть аура и ее нужно беречь.  Своими действиями можно разрушить ауру.  Как вы думаете, какие это действия? (Воровство, обман, лживость, драчливость, унизить и оскорбить человека)  Ауру нужно беречь. Что нужно сделать, чтобы аура была прочной?  (Не обманывать,  сделать добро, помогать друг другу, уметь  дружить, любить ближних  и т.п.)

- Сейчас мы приступим к творческой работе.  Эпиграфом первого задания будет якутская пословица «Твое добро – твои крылья».
Как мы ранее говорили, все зависит от самого человека.  А может ли отношение другого человека действовать на наше состояние?  Как?

(На середине ватмана нарисован желтый круг. В круге надпись «Твое добро – твои крылья». На столе выкладываются разноцветные лепестки.)

Задание: Сейчас мы узнаем, от какого отношения человек может радоваться.  Выберите свой   любимый цвет и напишите слова,  от которых вам было бы хорошо и радостно.

(Ученики на лепестках пишут слова. Например, доброта,  милосердие, искренность, чуткость, отзывчивость, помощь, открытость  и т.п.  Прикрепляют лепестки к кругу.)

- У нас получился красивый разноцветный цветок.  Какие цвета вы  выбрали? Почему?  С какими цветами у вас ассоциируются  положительные качества?
А теперь посмотрим, какие отношения могут порадовать человека. Давайте по одному прочитайте вслух свои замечательные слова.  Какие слова больше повторяются? Почему?
Вы всем классом лепестками собрались вокруг круга. Мы назовем  нашу совместную творческую работу цветком дружбы. 

Приступим ко второй части. Все что мы говорили светлая сторона жизни. Но не все в жизни бывает так гладко. Есть моменты, когда человеку становится грустно, обидно и трудно. В этой части эпиграфом берем пословицу «Сделав плохо, добра не жди».  Любой человек в жизни совершает разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно. Но иногда бывает так, что действия человека могут  кого-нибудь  глубоко обидеть. Вспомните, из-за чего вы огорчались, обиделись?
(На доске нарисовано грустное лицо человека.)

 

Задание:

Какие действия могут огорчить и обидеть человека. Напишите вокруг  грустного лица эти действия. (Ученики выходят и пишут те действия, от которых им было бы плохо. Например: ссора, унижение, обидные слова, брань, зависть, обман и т.п.)
- А вам пришлось когда-нибудь так поступить? Оказывается, мы и сами порой, не замечая и не желая этого, можем  легко обидеть и ранить человека.   Поэтому эти действия не должны исходить от нас.  Каждый должен стараться быть терпимее друг к другу.

- Сейчас в загадках  мы найдем положительные и отрицательные качества, о которых мы сегодня говорили.

1. Говорят некто без рук – держит, без глаз –видит, без ног - догоняет. (Лгун)
2. Что светлее солнца? (честность)
3. Стоя спит, сидя работает. (Лентяй)
4. Говорят,  берестяная бадья  без донышка между соседями забегала. (Сплетник)
5. Ест за восьмерых, да работает за троих. (Лентяй)
6. Говорят, во дворе разбитая берестяная посудина дребезжит-кривляется. (Ворчун)
7. Говорят, суетливое засуетилося, проказливое напроказничало. (Вор)

Якутские народные загадки

- Каков смысл этих загадок? Почему издревле люди сочиняют такие загадки?  К чему стремился «автор» этих загадок?

Далее учитель предлагает игру «Закончи пословицу».

- Я называю первую половину пословицы, а вы  - вторую.

Маленькое дело лучше                       большого безделья.
Труд человека кормит                        а лень портит.
Не спеши языком                                торопись делом.
Нет друга ищи                                     а нашел береги.
Кто много говорит                              тот мало думает.
Мелет до вечера                                  а слушать нечего.
Не смейся над старым:                       и сам будешь стар.
Вранье  не введет                                в добро.
Лишнее говорить                                себе вредить.  

- Кого же и за что судят  пословицы? О каких людях идет речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике? (Ученики отмечают, что пословицы прославляют  трудолюбие, ум, терпение, скромность, осуждают лень,  хвастовство)

Рефлексия.

  1. Какой вывод вы сегодня для себя сделали?     
  2. Как должен относиться человек к окружающим?
  3. От какого отношения человек огорчается?

(Ответы учеников)

Заключение. Сделав хорошие поступки и доброе дело,  человек сам становится чище и светлее.  Если мы будем внимательны к любому человеку – это будет проявлением нашей доброты, искренности, вежливости и терпимости.