Цели: развить дух коллективизма, смекалку, логику и внимательность; воспитывать уверенность и умение быстро сосредотачиваться на главном; развивать интерес к математике.
Оборудование: жетоны, карточка для выбора транспорта, конверты с деталями тангама, клей, ватман, карточки с заданиями на станции Лилипутов, мешочек с бочонками, карточки с лабиринтом.
Вступительное слово учителя:
На планету Математики напали инопланетные завоеватели, после чего её жители обратились за помощью к Землянам. Ребята, сегодня мы с вами должны помочь жителям этой планеты, поэтому мы сейчас отправимся в необычное путешествие. В этом путешествии мы сделаем несколько остановок. На каждой остановке вам нужно показать свои знания, находчивость и смекалку. За правильный ответ команды будут получать жетоны (разноцветные ромбики), а в конце путешествия мы определим команду-победительницу.
Выбор транспорта
Итак, в начале определим, как мы будем с вами путешествовать и выберем транспорт. Прежде чем приступать к вычислениям, подумайте, при помощи каких приёмов их можно выполнить устно:
Т 32 . 15 | Р 24 . 2500 | Е 1600 : 25 |
К 48 . 15 | А 1700 : 25 | А 1200:50. |
60000 |
24 |
720 |
64 |
480 |
68 |
В это время показывает домашнее задание первая команда болельщиков.
Сценка первая
Из цифр "1"и "3" составляется число "13". Остальные разбегаются.
1-й ведущий.
Что случилось?
Вот беда - разбежались кто куда!
Что случилось? Что случилось?
Ох, "13" появилось!
Вот оно, вот оно -
Несчастливое число.
Члены команды (в любом порядке).
- Американский миллионер Поль Гети заявляет:
Где 13 человек, - я за стол не сяду!
Чертова дюжина не нужна за ужином!
Поочередно.
- В итальянской лотерее нет номера 13.
- Во Франции нет домов с номером 13.
- В Женеве самолеты вылетают в 12 часов, а не в 13.
- В самолетах нет 13-го места, но...
Англичанин Сипсон, проживающий на 13 м этаже в 13-й квартире, получил уведомление, что его увольняют с 13-го числа, пошел с горя на футбольный матч и поставил вскоре 13 миллионов. Он выиграл 53457 фунтов стерлингов
В с е.
Мы не верим суеверьям,
Числам всем открыты двери.
И с числом 13
Нам нельзя расстаться.
Сбор рюкзака.
Каким образом мы будем путешествовать, определили. Давайте теперь соберём наш рюкзак. Сложите из фигур самую необходимую для вас вещь с наибольшим использованием всех деталей.
Тангам — головоломка, изобретенная в Древнем Китае. Из семи частей квадрата (рис. а) удается сложить самые разнообразные фигуры. На рисунке б) показано, как сложена фигура бегущего человека. Если позволяют технические условия класса, можно по два человека из команд болельщиков в начале игры посадить за компьютеры и дать им задание: “ Найти в Интернете интересные сведенья об тангаме”. А затем, выслушать их сообщения.
В это время показывает домашнее задание следующая команда.
Они инсценировали стихотворение Е. Паина “Треугольник и квадрат”
Сценка вторая
|
|
Старший - квадратный, Добродушный, приятный. Младший - треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: “Почему ты злишься, брат?” Тот кричит ему: “Смотри, Ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, У тебя же их четыре”. Но Квадрат ответил: “Брат! Я же старше - я Квадрат”. И сказал еще нежней: “Неизвестно, кто нужней!” |
Но настала ночь, и к брату. Натыкаясь на столы. Младший лезет воровато Срезать старшему утлы. Уходя, сказал: “Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился-был квадратным. А проснешься без углов!” Но наутро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он - нет квадрата, Онемел... Стоял без слов... Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов! |
Остановка Лилипутов .
Приходилось ли тебе читать сочинение Джонатана Свифта о приключениях Гулливера в стране лилипутов? Лилипуты были во всем такие же, как Гулливер и другие люди, но рост их был в 12 раз меньше. В 12 раз короче, чем у Гулливера, были их руки, ноги, туловище, нос, расстояние между глазами. Вообще, если взять расстояние между какими-нибудь точками на теле Гулливера и между такими же точками на теле лилипута, то их отношение всегда равнялось 12. Например:
расстояние между глазами Гулливера = 12_
расстояние между глазами лилипута
расстояние между плечами Гулливера =12
расстояние между плечами лилипута
Расстояния между одноименными (в математике говорят: между соответственными) точками на теле Гулливера и лилипута пропорциональны.
Задание 1. Расстояние между глазами Гулливера 60 мм. Каково расстояние между глазами лилипута'''
Задание 2. Рост лилипута 15 см. Каков рост Гулливера?
Каждая команда получает по одному рисунку. Постройте данные фигуры на клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки, увеличив их размеры в два раза.
Пока команды выполняют задание, болельщики показывают домашнее задание
Сценка третья
1-й веду ш и й.
Вот это Ноль, иль ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый Ноль
Соседке Единице.
"С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице"
1 й ведущий.
Она окинула его сердитым
Гордым взглядом:
"Ты, Ноль, не значишь ничего,
Не стой со мною рядом! "
1-й ведущий.
Ответил Ноль:
"Я принимаю свою вину, что ничего не стою
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Длинна и худощава.
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в 20 превратим,
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим.
Составить 30, 40.
Пусть говорят, что мы ничто.
С двумя нулями вместе
Из единицы выйдет 100.
Из двойки - целых 200!"
Остановка Заморочки.
Заморочки из бочки”.
В мешочке находится 9 бочонков. Каждому бочонку соответствует задача. Команды по очереди вытаскивают бочонок и слушают условие задачи. На обдумывание дается 30 секунд, затем команда дает ответ. За правильный ответ команда получает 3 жетона. Если же ответ неверный, то право ответа переходит другой команде, которая может получить дополнительно только 1 жетон.
Сейчас у команд есть возможность испытать удачу, задачи соответствуют только 8 бочонкам, а если вытащенный бочонок с номером 9, то команда без решения зарабатывает 3 жетона.
Задачки-заморочки:
Каково наименьшее число лучей, которое надо провести из одной точки так. Чтобы все образовавшиеся углы были острыми? Ответ обоснуйте.
- Сколько прямых можно провести через одну точку? А через две?
- Из одной точки вылетело 3 ласточки. Когда они будут в одной плоскости?
- Можно ли прямую, луч, отрезок разделить пополам?
- Могут ли стороны треугольника быть равными 1 см, 1 см, 3см..
- Может ли треугольник иметь два тупых угла? Ответ обоснуйте.
- Может ли в остроугольном треугольнике быть угол, градусная мера которого 95?
- Существует ли треугольник со сторонами 7см, 7см, 9см.
Скорей домой.
Скорей домой ваша задача как можно быстрей пройти этот лабиринт и тогда ракете будет дана команда: “На старт! Курс полёта – домой!”
Лабиринт
Пройти мимо всех изображённых геометрических фигур так, чтобы дважды не повторять путь. Очерёдность первых и последних четырёх фигур должна быть единой.
Подведение итогов