Цель проекта: расширение кругозора детей старшего возраста и развитие познавательного интереса к процессу изготовления, оформления шляп для игровой деятельности.
Сроки реализации проекта: 2 недели (20.11.09. – 10.12.09.)
Задачи проекта:
1) Систематизировать элементарные знания дошкольников:
- о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки);
- о тканях (прозрачная, толстая, плотная, шелковая, шерстяная, ворсистая);
- о деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы...);
- о форме шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик…).
2) Воспитание эстетического вкуса в одежде.
Предполагаемый результат:
Оформление игрового уголка “Салон шляп” и его использование в сюжетно-ролевых играх детей старшей группы;
Проведение итогового интегрированного занятия
“Невозможно не заметить -
Эту чудную вещицу…”.
Оборудование и материалы:
- обрезки разных тканей;
- цветной картон и цветная бумага;
- клеенки, кисти, ножницы, клей;
- куклы;
- пуговицы, бантики, бусинки, цветы (сухие, искусственные), брошки, тесьма, лента;
- различные головные уборы;
- разные виды шляп.
Предварительная работа:
- наблюдения за людьми, “Какие головные уборы носят люди?”;
- беседы на темы: “Головные уборы”, “Ткани”, “Что люди носят?”, “Шляпки”, “Как быстро можно изготовить шляпу?”;
- моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами;
- сюжетно-ролевые игры “Салон шляп”, “Фотосалон”;
- дидактические игры: “Укрась шляпу”, “Одень куклу”, “ Подбери одежду”;
- чтение сказок “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”;
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- рассматривание картинок, рисунков по теме “Профессии”;
- рассматривание модных журналов, газет.
Практическая деятельность:
- элементарная исследовательская деятельность ткани (фетр, солома, драп…);
- игры-эксперименты:
*Для чего нужна тулья для шляпы? (Что произойдет, если подует ветер?)
* Для чего нужны поля? (Что произойдет, если солнце будет светить в глаза?)
- изготовление шляп из цветной бумаги, картона, ткани;
- оформление коллекции шляп для кукол;
- составление рассказов “Если у меня была бы шапка- невидимка”;
- изготовление игольницы в форме шляпки в подарок мамам в
“День матери”.
- придумывание сказки о шляпе;
- раскрашивание шаблонов шляп;
- “вязание” шляп, способом обведения по контуру;
- нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе. (“Монотипия предметная”)
Работа с родителями:
- оформление рекомендации для родителей в родительском уголке;
- привлечение родителей к изготовлению шляп и оформлению “Салона шляп”;
- участие родителей на интегрированном занятии:
“Невозможно не заметить -
Эту чудную вещицу…”.
Планы занятий по практической
деятельности
проекта “Все дело в шляпе”
Аппликация
Тема занятия: Изготовление игольницы в подарок маме в “День матери”.
Программное содержание: Закреплять умение вырезать круги из квадрата. Учить создавать, и украшать шляпу в форме игольницы из разного материала (картон, ткань, тесьма, поролон). Воспитывать чувство заботы к близкому своему человеку - маме.
Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике - “Дне матери”, о подарке для мамы – игольнице в форме шляпки.
Структура занятия:
- Оживление личного опыта детей.
- Рассматривание готовой игольницы в форме шляпки. Определение материалов изготовления, называние частей, способа украшения, способа изготовления.
- Самостоятельная работа детей.
- Индивидуальная работа (напоминание, указание последовательности работы).
- Выставка готовых работ. Поощрение детей.
Рисование
Тема занятия: Нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе (“Монотипия предметная”).
Программное содержание: Закреплять умение рисовать акварелью. Продолжить знакомить нетрадиционному способу рисования (“Монотипия предметная”) шляпки. Развитие творческого воображения дошкольника.
Предварительная работа: Рассматривание готовых работ, выполненных методом монотипии предметной.
План занятия:
- Оживление личного опыта детей. Вспомнить с детьми о разнообразии шляп (цилиндр, соломенная шляпа (панама), фетровая шляпа, чепчик…).
- Объяснение способа выполнения техники рисования - способом монотипии предметной.
- Самостоятельная работа детей.
- Индивидуальная работа (напоминание, указание последовательности работы).
- Выставка готовых работ. Поощрение детей.
Аппликация (ручной труд)
Тема занятия: Изготовление шляпки для кукол способом оригами.
Программное содержание: Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вдвое, в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шляпка). Учить бережно относиться к бумаге. Воспитывать эстетическую оценку готовой работы (шляпки для кукол).
Предварительная работа: Рассматривание образцов шляп, выполненных в технике оригами. Мотивация детей к изготовлению шляп самим.
План занятия:
- Оживление личного опыта детей о шляпах, о материалах из которых их изготавливают и можно изготовить шляпы.
- Побуждение детей к изготовлению шляпы для кукол способом складывания бумаги (оригами).
- Рассматривание готовой шляпки, называние частей шляпки, рассматривание готовой выкройки, определение способа сгибания бумаги.
- Самостоятельная работа детей.
- Индивидуальная работа (напоминание, указание последовательности работы).
- Выставка готовых работ. Поощрение детей.
Познавательное развитие
Тема занятия: Лесные модники.
Программное содержание: Обобщить знания детей о разнообразии грибов, растущих в родном крае. Научить различать их по цвету, по шляпкам. Формировать эстетическое отношение к окружающему.
Предварительная работа: Дидактическая игра “Лото”, загадывание загадок про грибы.
План занятия:
- Загадывание загадки:
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел (гриб, мухомор). - Оживление личного опыта детей. Беседа с детьми о разнообразии грибов в родном крае, о способах их отличия.
- Рассматривание рисунков грибов, строения и способа размножения.
- Игра “Лесные модники” (дети изображают растущие грибы, рассказывают, что за гриб изобразили, как выглядит их гриб: какая ножка, шляпка, которая отличает его от остальных).
- Чтение четверостиший про грибы с наглядной демонстрацией
- Итог занятия. Обобщение полученных знаний на занятии.
Интегрированное занятие
“Невозможно не заметить эту чудную вещицу”
Цель: обобщить знания детей о шляпах; активизировать в речи детей активную и пассивную лексику, относящуюся к головным уборам; формировать образную речь, умение подбирать образные выражения; развить эстетический вкус; воспитывать бережное отношение к головным уборам.
Предварительная работа: беседа на тему: “Головные уборы”; моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами; сюжетно-ролевые игры “Салон шляп”; дидактические игры: “Укрась шляпу”, “Одень куклу”, “ Подбери одежду”.
Материал, оборудование: ширма “Солон шляп”, куклы, различные виды шляп, головных уборов.
Ход занятия
Ребенок держит в руках старинную грамоту с печатью:
Слушайте! Слушайте!
И не говорите, что не слышали!
Поспешите все на бал!
Бал! Бал! Бал!
И каждый чтобы шляпу взял!
Воспитатель: Ребята, хотите пойти на сказочный бал шляпы? (Да, хотим)
- Для этого надо подготовиться, подобрать то, что необходимо для бала.
Игра “Что возьмем с собой на бал”
Воспитатель предлагает набор картинок: спортивный костюм, шорты, фрак, валенки, туфли, кроссовки, тапочки … Дети выбирают, объясняют, почему они выбрали ту или иную вещь.
- Ребята, а где мы можем взять вещи, которые выбрали? (Можно купить в магазине, сшить в ателье, сшить самим).
-Что нам нужно для работы, чтобы сшить самим? (Иголки, нитки, материал)
- Выберите себе ткань, чтобы наряд получился необычный. Из какой ткани сошьете наряд? (Из лепестков розы, лунного света …)
- Все у нас готово, приступим к работе! (Под легкую музыку дети имитируют движения: шьют, мерят, одевают).
- А теперь наденьте свои сказочные наряды. Ребята, платья, обувь мы надели. Только нам чего-то не хватает? (Шляп)
- Где можно взять шляпу? (Можно купить или смастерить в “Салоне шляп”)
- Пойдемте все вместе в “Салон шляп”. Посмотрите, ребята, что лежит на столе? (На столе лежат головные уборы: кепка, чепчик, шляпки…)
Игра “Скажи со словом мой, моя”
Воспитатель предлагает назвать головные уборы со словами мой, моя.
- Какой головной убор вы выберите на бал? Почему? (Шляпа, потому что она красивая, изящная, нарядная…)
- Что отличает шляпу от других головных уборов? (Есть тулья, поля)
(Подходим к ширме. Рассматриваем шляпки)
- В течение двух недель мы с вами многое узнали о шляпах, а теперь скажите, пожалуйста:
- Боливар - мужской или женский головной убор? (Мужской, это фетровая шляпа с широкими полями)
- Что лишнее в ряду: треуголка, панама, берет, цилиндр?
- Что растет под шляпкой?
- Под какой шляпой вы идете во время дождя?
- Зачем нужна тулья для шляпы?
- Молодцы! Ребята, скажите и покажите, как можно носить шляпу (можно носить на левом или правом боку, на макушке головы и полностью на голову).
- А теперь мальчики и девочки выберите себе шляпку и пойдемте в мастерскую “Ляпы-тяпы”:
По дороге в “Ляпы-тяпы”
Шли гуськом четыре шляпы
Шляпу старую с пером (похлопывать по шляпам)
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с кисточкою синей (правая рука вверху работает кисть)
Звали бабушкой Аксиньей,
Шляпу с красной ленточкой (руки внизу, размахивать вперед назад)
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком (левую руку приложить к козырьку)
Звали внуком Игорьком.
По дороге в “Ляпы-тяпы”
Шли гуськом четыре шляпы.
Украшение шляп для бала
В мастерской “Ляпы-тяпы” работают дизайнеры. Дизайнеры - это мастера, которые создают что-то новое, необычное, красивое и оригинальное. Давайте превратимся в дизайнеров и украсим свои шляпки.
Игра “Украсим шляпку для мамы”
Девочки и мальчики, украсим шляпу для мамы. Пусть наши мамы тоже будут нарядные! (Приглашается 2 мамы, дети по желанию украшают шляпки)
Громче музыка звучи,
Всем гостям мы очень рады!
Всем, всем, всем мы объявляем
Начало шляпного бала.
(Дети строятся, заходит король)
Король: Здравствуйте! Слух до меня дошел, что бал начинается, и я к вам пришел.
- Здравствуйте! Проходите, пожалуйста.
(Начинается бал. Дети показывают дефиле)
Король: Ребята, скажите, как вы себя чувствуете в этих шляпках? (Дети по одному высказываются)
- Король, наши дети приготовили сюрприз для тебя.
1 ребенок:
Самая смешная
В эту шляпку облачитесь -
Сразу в детство возвратитесь,
Для начала улыбнетесь,
После громко рассмеетесь.
2 ребенок:
Самая оригинальная
Невозможно не заметить -
Эту чудную вещицу.
Очевидно, что над нею
Долго вам пришлось трудиться.
Воспитатель: На этом бал заканчивать пора. Ребята, вы славно потрудились, создали такие оригинальные шляпки! С этими шляпками вы тоже можете играть в “Салоне шляп”. Всем большое спасибо!
Использованная литература
- Буровик К.А. Родословная вещей. - М: Знание, 1985, с. 16-30.
- Волчкова И.Р. Степанова Н.И. “Конспекты занятий в старшей группе детского сада по развитию речи”. – Воронеж: Учитель, 2006, с. 47- 48.
- Дошкольное образование. Газета. – С.П.: № 2, 2005, с. 4-5.
- Пенькова Л.А. Под парусом лето плывет по земле. – М: Линка-пресс, 2006.
- Рурина М. с. Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. - С.П.: Кристалл, 1998, с. 298-303.
- Ребенок в детском саду. Журнал. - М: №3, 2009, с. 53.
- Ушакова О.С. Придумай слово. - М: Просвещение. Учебная литература, 1996, с. 115, 57.