Проект "Все дело в шляпе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель проекта: расширение кругозора детей старшего возраста и развитие познавательного интереса к процессу изготовления, оформления шляп для игровой деятельности.

Сроки реализации проекта: 2 недели (20.11.09. – 10.12.09.)

Задачи проекта:

1) Систематизировать элементарные знания дошкольников:

  • о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки);
  • о тканях (прозрачная, толстая, плотная, шелковая, шерстяная, ворсистая);
  • о деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы...);
  • о форме шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик…).

2) Воспитание эстетического вкуса в одежде.

Предполагаемый результат:

Оформление игрового уголка “Салон шляп” и его использование в сюжетно-ролевых играх детей старшей группы;

Проведение итогового интегрированного занятия

“Невозможно не заметить -
Эту чудную вещицу…”.

Оборудование и материалы:

  • обрезки разных тканей;
  • цветной картон и цветная бумага;
  • клеенки, кисти, ножницы, клей;
  • куклы;
  • пуговицы, бантики, бусинки, цветы (сухие, искусственные), брошки, тесьма, лента;
  • различные головные уборы;
  • разные виды шляп.

Предварительная работа:

  • наблюдения за людьми, “Какие головные уборы носят люди?”;
  • беседы на темы: “Головные уборы”, “Ткани”, “Что люди носят?”, “Шляпки”, “Как быстро можно изготовить шляпу?”;
  • моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами;
  • сюжетно-ролевые игры “Салон шляп”, “Фотосалон”;
  • дидактические игры: “Укрась шляпу”, “Одень куклу”, “ Подбери одежду”;
  • чтение сказок “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • рассматривание картинок, рисунков по теме “Профессии”;
  • рассматривание модных журналов, газет.

Практическая деятельность:

  • элементарная исследовательская деятельность ткани (фетр, солома, драп…);
  • игры-эксперименты:

*Для чего нужна тулья для шляпы? (Что произойдет, если подует ветер?)

* Для чего нужны поля? (Что произойдет, если солнце будет светить в глаза?)

  • изготовление шляп из цветной бумаги, картона, ткани;
  • оформление коллекции шляп для кукол;
  • составление рассказов “Если у меня была бы шапка- невидимка”;
  • изготовление игольницы в форме шляпки в подарок мамам в

“День матери”.

  • придумывание сказки о шляпе;
  • раскрашивание шаблонов шляп;
  • “вязание” шляп, способом обведения по контуру;
  • нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе. (“Монотипия предметная”)

Работа с родителями:

  • оформление рекомендации для родителей в родительском уголке;
  • привлечение родителей к изготовлению шляп и оформлению “Салона шляп”;
  • участие родителей на интегрированном занятии:

“Невозможно не заметить -
Эту чудную вещицу…”.

Планы занятий по практической деятельности
проекта “Все дело в шляпе”

Аппликация

Тема занятия: Изготовление игольницы в подарок маме в “День матери”.

Программное содержание: Закреплять умение вырезать круги из квадрата. Учить создавать, и украшать шляпу в форме игольницы из разного материала (картон, ткань, тесьма, поролон). Воспитывать чувство заботы к близкому своему человеку - маме.

Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике - “Дне матери”, о подарке для мамы – игольнице в форме шляпки.

Структура занятия:

  1. Оживление личного опыта детей.
  2. Рассматривание готовой игольницы в форме шляпки. Определение материалов изготовления, называние частей, способа украшения, способа изготовления.
  3. Самостоятельная работа детей.
  4. Индивидуальная работа (напоминание, указание последовательности работы).
  5. Выставка готовых работ. Поощрение детей.

Рисование

Тема занятия: Нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе (“Монотипия предметная”).

Программное содержание: Закреплять умение рисовать акварелью. Продолжить знакомить нетрадиционному способу рисования (“Монотипия предметная”) шляпки. Развитие творческого воображения дошкольника.

Предварительная работа: Рассматривание готовых работ, выполненных методом монотипии предметной.

План занятия:

  1. Оживление личного опыта детей. Вспомнить с детьми о разнообразии шляп (цилиндр, соломенная шляпа (панама), фетровая шляпа, чепчик…).
  2. Объяснение способа выполнения техники рисования - способом монотипии предметной.
  3. Самостоятельная работа детей.
  4. Индивидуальная работа (напоминание, указание последовательности работы).
  5. Выставка готовых работ. Поощрение детей.

Аппликация (ручной труд)

Тема занятия: Изготовление шляпки для кукол способом оригами.

Программное содержание: Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вдвое, в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шляпка). Учить бережно относиться к бумаге. Воспитывать эстетическую оценку готовой работы (шляпки для кукол).

Предварительная работа: Рассматривание образцов шляп, выполненных в технике оригами. Мотивация детей к изготовлению шляп самим.

План занятия:

  1. Оживление личного опыта детей о шляпах, о материалах из которых их изготавливают и можно изготовить шляпы.
  2. Побуждение детей к изготовлению шляпы для кукол способом складывания бумаги (оригами).
  3. Рассматривание готовой шляпки, называние частей шляпки, рассматривание готовой выкройки, определение способа сгибания бумаги.
  4. Самостоятельная работа детей.
  5. Индивидуальная работа (напоминание, указание последовательности работы).
  6. Выставка готовых работ. Поощрение детей.

Познавательное развитие

Тема занятия: Лесные модники.

Программное содержание: Обобщить знания детей о разнообразии грибов, растущих в родном крае. Научить различать их по цвету, по шляпкам. Формировать эстетическое отношение к окружающему.

Предварительная работа: Дидактическая игра “Лото”, загадывание загадок про грибы.

План занятия:

  1. Загадывание загадки:
    Сквозь землю прошел,
    Красную шапочку нашел (гриб, мухомор).
  2. Оживление личного опыта детей. Беседа с детьми о разнообразии грибов в родном крае, о способах их отличия.
  3. Рассматривание рисунков грибов, строения и способа размножения.
  4. Игра “Лесные модники” (дети изображают растущие грибы, рассказывают, что за гриб изобразили, как выглядит их гриб: какая ножка, шляпка, которая отличает его от остальных).
  5. Чтение четверостиший про грибы с наглядной демонстрацией
  6. Итог занятия. Обобщение полученных знаний на занятии.

Интегрированное занятие
“Невозможно не заметить эту чудную вещицу”

Цель: обобщить знания детей о шляпах; активизировать в речи детей активную и пассивную лексику, относящуюся к головным уборам; формировать образную речь, умение подбирать образные выражения; развить эстетический вкус; воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Предварительная работа: беседа на тему: “Головные уборы”; моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами; сюжетно-ролевые игры “Салон шляп”; дидактические игры: “Укрась шляпу”, “Одень куклу”, “ Подбери одежду”.

Материал, оборудование: ширма “Солон шляп”, куклы, различные виды шляп, головных уборов.

Ход занятия

Ребенок держит в руках старинную грамоту с печатью:

Слушайте! Слушайте!
И не говорите, что не слышали!
Поспешите все на бал!
Бал! Бал! Бал!
И каждый чтобы шляпу взял!

Воспитатель: Ребята, хотите пойти на сказочный бал шляпы? (Да, хотим)

- Для этого надо подготовиться, подобрать то, что необходимо для бала.

Игра “Что возьмем с собой на бал”

Воспитатель предлагает набор картинок: спортивный костюм, шорты, фрак, валенки, туфли, кроссовки, тапочки … Дети выбирают, объясняют, почему они выбрали ту или иную вещь.

- Ребята, а где мы можем взять вещи, которые выбрали? (Можно купить в магазине, сшить в ателье, сшить самим).

-Что нам нужно для работы, чтобы сшить самим? (Иголки, нитки, материал)

- Выберите себе ткань, чтобы наряд получился необычный. Из какой ткани сошьете наряд? (Из лепестков розы, лунного света …)

- Все у нас готово, приступим к работе! (Под легкую музыку дети имитируют движения: шьют, мерят, одевают).

- А теперь наденьте свои сказочные наряды. Ребята, платья, обувь мы надели. Только нам чего-то не хватает? (Шляп)

- Где можно взять шляпу? (Можно купить или смастерить в “Салоне шляп”)

- Пойдемте все вместе в “Салон шляп”. Посмотрите, ребята, что лежит на столе? (На столе лежат головные уборы: кепка, чепчик, шляпки…)

Игра “Скажи со словом мой, моя”

Воспитатель предлагает назвать головные уборы со словами мой, моя.

- Какой головной убор вы выберите на бал? Почему? (Шляпа, потому что она красивая, изящная, нарядная…)

- Что отличает шляпу от других головных уборов? (Есть тулья, поля)

(Подходим к ширме. Рассматриваем шляпки)

- В течение двух недель мы с вами многое узнали о шляпах, а теперь скажите, пожалуйста:

  • Боливар - мужской или женский головной убор? (Мужской, это фетровая шляпа с широкими полями)
  • Что лишнее в ряду: треуголка, панама, берет, цилиндр?
  • Что растет под шляпкой?
  • Под какой шляпой вы идете во время дождя?
  • Зачем нужна тулья для шляпы?

- Молодцы! Ребята, скажите и покажите, как можно носить шляпу (можно носить на левом или правом боку, на макушке головы и полностью на голову).

- А теперь мальчики и девочки выберите себе шляпку и пойдемте в мастерскую “Ляпы-тяпы”:

По дороге в “Ляпы-тяпы”
Шли гуськом четыре шляпы
Шляпу старую с пером (похлопывать по шляпам)
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с кисточкою синей (правая рука вверху работает кисть)
Звали бабушкой Аксиньей,
Шляпу с красной ленточкой (руки внизу, размахивать вперед назад)
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком (левую руку приложить к козырьку)
Звали внуком Игорьком.
По дороге в “Ляпы-тяпы”
Шли гуськом четыре шляпы.

Украшение шляп для бала

В мастерской “Ляпы-тяпы” работают дизайнеры. Дизайнеры - это мастера, которые создают что-то новое, необычное, красивое и оригинальное. Давайте превратимся в дизайнеров и украсим свои шляпки.

Игра “Украсим шляпку для мамы”

Девочки и мальчики, украсим шляпу для мамы. Пусть наши мамы тоже будут нарядные! (Приглашается 2 мамы, дети по желанию украшают шляпки)

Громче музыка звучи,
Всем гостям мы очень рады!
Всем, всем, всем мы объявляем
Начало шляпного бала.

(Дети строятся, заходит король)

Король: Здравствуйте! Слух до меня дошел, что бал начинается, и я к вам пришел.

- Здравствуйте! Проходите, пожалуйста.

(Начинается бал. Дети показывают дефиле)

Король: Ребята, скажите, как вы себя чувствуете в этих шляпках? (Дети по одному высказываются)

- Король, наши дети приготовили сюрприз для тебя.

1 ребенок:

Самая смешная
В эту шляпку облачитесь -
Сразу в детство возвратитесь,
Для начала улыбнетесь,
После громко рассмеетесь.

2 ребенок:

Самая оригинальная
Невозможно не заметить -
Эту чудную вещицу.
Очевидно, что над нею
Долго вам пришлось трудиться.

Воспитатель: На этом бал заканчивать пора. Ребята, вы славно потрудились, создали такие оригинальные шляпки! С этими шляпками вы тоже можете играть в “Салоне шляп”. Всем большое спасибо!

Использованная литература

  1. Буровик К.А. Родословная вещей. - М: Знание, 1985, с. 16-30.
  2. Волчкова И.Р. Степанова Н.И. “Конспекты занятий в старшей группе детского сада по развитию речи”. – Воронеж: Учитель, 2006, с. 47- 48.
  3. Дошкольное образование. Газета. – С.П.: № 2, 2005, с. 4-5.
  4. Пенькова Л.А. Под парусом лето плывет по земле. – М: Линка-пресс, 2006.
  5. Рурина М. с. Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. - С.П.: Кристалл, 1998, с. 298-303.
  6. Ребенок в детском саду. Журнал. - М:  №3, 2009, с. 53.
  7. Ушакова О.С. Придумай слово. - М: Просвещение. Учебная литература, 1996, с. 115, 57.