Цели:
- формировать убеждения о важности семьи в жизни человека;
- укрепить привязанность к членам семьи;
- научиться гордиться их достижениями;
- пробудить интерес к истории происхождения своего имени;
- вызвать эмоциональный отклик, стремление к поисковой, исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имён, помочь осознать высокий нравственный смысл имени.
Ход занятия
(Cлайд 1)
– Сегодня, классный час мы посвятим семье, узнаем тайны наших имён.
– Семья. Как греет душу это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца.
(Cлайд 2)
– А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий!
– Попробуйте слово “семья” превратить в ребус. 7Я
(Cлайд 3)
– Теперь оно как будто говорит нам: “семья – это семеро таких же, как и я”.И правда – в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.
– Вы скажите, что не в каждой семье наберётся семеро. Верно, но не это важно. Число “семь” издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и СЕМЬЯ тоже едина и неделима.
– Любая семья имеет свои корни.
Вы провели исследование, и с помощью своих родителей составили родословную своей семьи.
– Рассказы детей о своих родственниках.
(Cлайд 4)
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не бы жить, смогли
Радоваться миру, учиться и творить.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня
Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я был тогда?”
Отвечает папа: “Не было тебя!”
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная, счастливая семья.
– У родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. Их любовью и теропением достигается семейное счастье, непристанным трудом – достаток и благополучие.
– Помни мудрую заповедь: (Cлайд 5)
– Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож,
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов)
– Почитать родителей – значит: в детстве – их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.
– Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа-основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём
Основа основ – родительский дом.
(Cлайд 5. Песня “Родительский дом”)
– У каждого человека есть дом – не просто жилище над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
– Вспомните, когда я вас учу быть дружными, помогать во всем друг другу, не обижать тех кто меньше и слабее вас, я вам говорю, что мы с вами одна….? (Cемья)
– Давайте покажем, что у нас есть “Семейное дерево класса”
– Дети вешают на “Дерево класса” листочки, на которые приклеены их фотографии и написаны имена и фамилии.
– Сейчас мы узнаем значение некоторых слов, которые непосредственно связаны с темой нашего занятия. Значение этих слов мы нашли в толковом словаре Ожегова. (Cлайд 6)
– Потомок – люди будущих поколений.
– Предок – древний предшественник по роду. Родители.
– Поколение– группа людей, близких по возрасту.
– Реликвия – вещь свято хранимая как память о прошлом.
– Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
– У многих в семье хранятся семейные реликвии.
–Рассказы детей.
– В семьях соблюдаются семейные традиции.
– Рассказы детей.
– Мы много узнали о семье. Но ведь каждый член семьи имеет своё имя.
(Cлайд 7)
– Имя – личное название человека, даваемое при рождении.
– Как вы думаете, зачем человеку нужно имя?
– Имя – это бесценный дар, который даётся при рождении один раз и навсегда. Без имени нам было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре с другими людьми. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени.
– Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История русских имён тесно связана с историей народа и его языка.
– Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.
– Вот несколько русских имён-характеристик: (Cлайд 8)
Читают дети:
– по внешности человека: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш
– по черте человеческого характера: Добр, Храбр, Молчан, Буян, Умник
– по месту в семье: Первой, Другая, Ждан, Старшой, Неждана
– по профессии: Кожемяка, Селянин
– Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.
(Cлайд 9. Картина Васнецова "Крещение Руси")
– В конце X веке киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, совершавших опустошительные набеги на южную Русь. С этой целью он заключил договор о взаимопомощи с императором Византии…
Чтобы военный союз был прочным идолговечным, от киевского князя потребовали согласия на “крещение Руси”. Князь Владимир принял такое условие.
Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой, чтобы смыть “скверну языческой веры” и старое “языческое” имя. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов.
– Существует словарь русских имен. Некоторые дети уже пользовались им, когда искали значение своего имени.
– Называйте своё имя, где оно заимствовано и что обозначает?
Почему вас так назвали?
– В русском языке одно имя может иметь несколько форм. Имена могут быть полные, краткие, ласковые.
Сколько имён у подружки у Оли?
Как бы друзья не запутаться тут
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа имама зовут.
Олюшкой тётя её называет,
“Олька!” – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?
– Но не всегда, давая ребёнку имя, некоторые родители вдумываются в его смысл, знакомы с его значением.
С.Я. Маршак “В защиту детей”.
Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращённо Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее
И назвал он, наконец,
Дочь свою – Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой –
А один Оригинал,
Начинен газетой.
Сына Спутником назвал.
Дочь назвал Ракетой
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.
– К выбору имени надо относиться обдуманно и осторожно.
– А сейчас давайте немного поиграем (Cлайд 10)
(Елена)
(Семен)
– Отгадаем ребусы, в которых зашифрованы имена.
– Конечно, мы не можем не вспомнить, что 30 ноября “День матери”.
Дел и дорог будет в жизни немало.
Спросим себя: а где их начало?
Вот он, ответ наш,
Правильный самый:
Всё, чем живём,
Начинается с мамы!
1 ученик.
Мама! Самое прекрасное слово на Земле – “мама”! Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.
2 ученик.
Мама! Закрой глаза и прислушайся, и ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе самом, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.
3 ученик.
У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остаётся равнодушным.
4 ученик.
Мама! Ты ещё не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, что ты хочешь. Мама учила тебя говорить, ходить. Мама прочитала тебе первую книжку. От неё ты узнал, как зовут птиц, узнал, что у каждого цветка есть имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
– Вы все написали сочинения о маме. Я, надеюсь, что в этот день вы порадуете своих мам хорошими делами и поступками.
– Подводя итог нашего занятия, хочу отметить, что вы очень хорошо сегодня потрудились, Мы много узнали о наших семьях и истории имён.
– Большое спасибо всем детям и зрителям за внимание.
Дети.
Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались!
С хорошим настроением
Чтоб вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет,
А это, право, дорогого стоит!
В работе – много творческих побед!
В семейной жизни – мира и покоя!
Мы дарим вам любимую песню нашего класса.
(Cлайд 11)