Пояснительная записка
На сегодняшний день в нашей стране заработная плата является основным источником дохода рабочих и служащих. С её помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, т.е. она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой. Доходы населения каждой страны являются частью общей экономической системы, они отражают закономерности и проблемы общественного развития, которые невозможно рассматривать изолированно от состояния экономики в целом. За последнее время в нашем государстве произошли большие перемены по оплате труда, т.е. изменилась законодательная база – Трудовой кодекс РФ и сама форма и виды заработной платы в её начислении и выдаче. Трудовым законодательством установлено, что оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда, максимальным размером не ограничивается. Каждый гражданин нашей страны может начать свою трудовую деятельность с 14 лет, т.е. ещё учась в школе, и получать за свой труд заработную плату. Но молодые работники в силу объективных причин не имеют опыта, не обладают высокой квалификацией и навыками. Поэтому старшеклассник, выходя в самостоятельную жизнь, должен знать современные методы и приёмы оплаты труда. Эти знания дают определённые преимущества в жизни, помогают найти своё место в жизни. А задача специалистов по оплате труда: финансистов, экономистов и бухгалтеров – правильное применение вида оплаты труда, её начисление и выдача в срок. Для выполнения этих задач нашему государству нужны грамотные и опытные специалисты, с применением современных технологий по заработной плате.
Курс “Наши доходы” знакомит учащихся с основными видами и системами оплаты труда в сочетании теории с практикой. Это позволит им быстрее адаптироваться в современном мире. Содержание курса поможет учащимся определиться в выборе своей профессии, т.е. зная, сколько зарабатывает специалист выбранной профессии на сегодняшний день и в перспективе на будущее.
Данный элективный учебный предмет представляет интерес для учащихся 10-11 классов любого профиля, но больше ориентирован для социально-экономического. Рабочая программа составлена в объёме 34 часа, из них 15 – теоретических и 19 – практических часов, продолжительность обучения – одно полугодие (учебный год). Программа составлена на основе типовой рабочей программы “Экономика” для учащихся 10-11 классов и является компилятивной, в основу взяты некоторые вопросы дисциплин “Бухгалтерский учёт”, “Анализ хозяйственной деятельности”, “Организация и планирование производства”, где изучаются темы “Оплата труда” и “Формы и системы оплаты труда”.
Цели курса:
- профессиональная ориентация учащихся в сфере финансовых систем;
- формирование у учащихся основ оплаты труда;
- ориентирование в системе современных форм и видов заработной платы.
Задачи курса:
- дать в доступной форме систематизированное представление об организации оплаты труда, её системах; заработной плате, её видах и формах; удержаниях и вычетах из заработной платы и их типах; среднем заработке и его видах; оплате труда в РФ; формирование современных новых видов доплат и надбавок в нашей стране.
- воспитать сознательного, активного гражданина страны, участвующего в экономике общественного регулирования.
В процессе обучения у учащихся формируются такие профессионально важные свойства и качества личности как: склонность к работе со знаковыми системами; творческий склад ума; развитие таких операций мышления, как анализ и обобщение; аккуратность; терпение; выдержка; усидчивость; устойчивость к монотонии.
С целью повышения эффективности занятий, воспитания интереса к профессиональной деятельности, учащиеся выполняют практические задания по расчёту заработной платы; заполнению документов по оплате труда и составлению резюме.
Методы обучения: рассказ, беседа, решение практических задач и проблемных вопросов, жизненные ситуации – ролевая игра, изучение дополнительной литературы.
Формы оценивания знаний планируется проводить через: устный опрос, тест, зачёт, защиту творческих работ.
Региональный компонент в данной программе будет реализован через темы: “Доплаты и надбавки” и “Расчёт ежегодных оплачиваемых отпусков” и рассматривается в вопросах:
- “Расчёт северных надбавок и районного коэффициента”;
- “Расчёт дополнительного отпуска для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера”.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- что такое заработная плата, доплаты, надбавки, трудовой договор, тарифная система;
- виды оплаты труда, доплат и надбавок, среднего заработка, удержаний из заработной платы;
- что такое рабочее время и его режим и норма;
- значение и задачи оплаты труда.
Должны иметь представления:
- какова специфика профессиональной деятельности работников финансовой сферы- бухгалтеров, экономистов;
- организация оплаты труда в современных организациях, предприятиях фирмах;
- основные проблемы и перспективы оплаты труда в нашем государстве;
- организация оплаты труда в развитых зарубежных странах.
Должны уметь:
- производить расчёты заработной платы по разным видам и формам;
- заполнять документы: табеля учёта рабочего времени, графика учёта рабочего времени и платежной ведомости;
- рассчитывать доплаты и надбавки к заработной плате;
- производить удержания и вычеты из заработной платы;
- определять средний заработок;
- анализировать формы и системы оплаты труда, применяемые в нашей стране;
- сравнивать оплату труда России и зарубежных стран.
Курс интересен тем, что позволят учащимся проявить свои индивидуальные творческие способности через выполнение проектов, умение решать и применять знания в жизненных ситуациях. И построен в соответствии с парадигмой личностно – ориентированного обучения с применением современных методов и форм обучения. В процессе обучения учащимся предлагается современный материал как теоретический, так и практический с применением современных критерий и условий расчёта заработной платы в нашем городе.
Итоговая работа представлена через выполнение творческих работ с последующей защитой по темам: “Организация оплаты труда в развитых зарубежных странах (по выбору); “Учёт заработной платы в данном предприятии, организации, фирме”; “Применение доплат и надбавок в нефтяной промышленности”; “Мои инновации в оплате труда”; “Заработная плата в современных условиях”; “Формы и системы оплаты труда в нашем городе”.
Учебно-тематический план
№ | Название тем | кол-во часов | теоретических | практических | образовательный продукт |
1 |
Актуализация задач курса. Организация оплаты труда. |
6 |
4 |
2 |
таблица документы |
2 |
Формы и системы оплаты труда. | 8 |
3 |
5 |
формулы расчёты |
3 |
Доплаты и надбавки к заработной
плате. Региональный компонент (в т.ч.). Северные надбавки и районный коэффициент |
8 4 |
3 1 |
5 3 |
схема расчёты |
4 |
Удержания и вычеты из заработной платы. | 6 |
3 |
3 |
документы расчёты |
5 |
Расчёт среднего заработка. Региональный компонент (в т.ч.). Дополнительные отпуска для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера |
4 2 |
2 1 |
2 1 |
формулы расчёты |
6 |
Защита творческих работ учащихся. | 2 |
- |
2 |
работы учащихся |
Итого: |
34 |
15 |
19 |
Содержание программы
Тема 1. Актуализация задач курса. Организация оплаты труда. 6 часов
Понятия. Экономика, финансы. Заработная плата, рабочее время, трудовой договор, ИНН, Пенсионное свидетельство, штатное расписание, режим рабочего времени, норма рабочего времени, оплата труда, основная и дополнительная оплата труда, тарифная система.
Содержание. Введение в курс “Наши доходы”. Актуализация задач курса. Человек в мире современных экономических отношений. Профессиограмма экономических профессий и специальностей. Организация оплаты труда. Значение и задачи оплаты труда. Приём на работу. Рабочее время. Режим рабочего времени. Учёт рабочего времени.
Практическая работа. Порядок приёма на работу. Заключение трудового договора. Организация оплаты труда. Табель учёта рабочего времени. График учёта рабочего времени.
Тема 2. Формы и системы оплаты труда. 8 часов
Понятия. Формы и системы оплаты труда.
Содержание. Основные формы оплаты труда. Оплата за отработанное время. Сдельная и повремённая форма оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. Материальное стимулирование работников.
Практическая работа. Расчёт заработной платы по разным формам и системам оплаты труда.
Тема 3. Доплаты и надбавки к заработной плате. 8 часов
Понятия. Виды доплат и надбавок.
Содержание. Доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера.
Доплата за работу в ночное время. Оплата за работу в сверхурочное время. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующих работников. Расчёт районного коэффициента и северной надбавки жителям нашего региона и нашего города.
Практическая работа. Расчёт заработной платы по разным видам доплат и надбавок.
Тема 4. Удержания и вычеты из заработной платы. 6 часов
Понятия. Виды удержаний из заработной платы, НДФЛ и его ставки, ЕСН и его ставки.
Содержание. Удержания из заработной платы. Обязательные удержания. Удержания по инициативе работодателя. Удержания по заявлению работников. Налоги: НДФЛ, ЕСН.
Практическая работа. Расчёт заработной платы с удержаниями. Расчёт заработной платы для жителей нашего города. Платёжная ведомость.
Тема 5. Расчёт среднего заработка. 4 часа
Понятия. Виды освобождения работника от работы с сохранением за ним места работы.
Содержание. Правила применения порядка исчисления среднего заработка. Определение среднего заработка. Виды отпуска. Порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. Ежегодный оплачиваемый отпуск для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.
Практическая работа. Расчёт среднего заработка. Расчёт ежегодного оплачиваемого отпуска для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.
Тема 6. Защита творческих работ учащихся. 2 часа
Практическая работа. Учащиеся защищают творческие работы по темам: “Заработная плата в современных условиях”; “Организация оплаты труда в развитых зарубежных странах (по выбору); “Формы и системы оплаты труда в нашем городе”; “Применение доплат и надбавок в нефтяной промышленности”; “Учёт заработной платы в данном предприятии, организации, фирме”; “Мои инновации в оплате труда”.
Список литературы
Для учащихся:
1. В.Я.Кожинов. Основы бухучёта: учебное пособие для учащихся 10-11 классов профильного обучения. –М.: Вита-Пресс, 2005.
2. Липсиц И.В. Бизнес и Экономика: Учебное пособие по элективному курсу для 8–9 кл. Общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс, 2005.
3. Н.В.Пошерстник, М.С.Мейксин. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – СПб.: “Издательский дом Герда”, 2006.
Для преподавателя:
1. Воробьёва Е.В. Заработная плата с учётом требований налоговых органов: Практические рекомендации для бухгалтера. – М.: “АКДИ Экономика и жизнь”, 2007.
2. Засухин А.Т. Доходы и налоги. М.: Экономика, 2006.
3. Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ, 2004.
5. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учёт: Учеб-метод. Пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА–М, 2007.
6. Мировая практика по доходам: Учебник для ВУЗов. М.: Экономика, 2007.
7. Теория по оплате труда: Учеб. Пособие/Любушин Н.П., Жаринов В.В.,2004.
8. Формы и системы оплаты труда: Учебное пособие/Под ред. Проф. Копылова А.С. – М.: Экономическое образование, 2007.
9. Якобсон Л.И, Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2006.
Справочная:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации.
3. Н.В.Пошерстник, М.С.Мейксин. Заработная плата в современных условиях. - СПб.: “Издательский дом Герда”, 2007.
Учебно-методическое оснащение
Раздаточный материал:
1. Образцы документов: платёжная ведомость, табель учёта рабочего времени, график учёта рабочего времени.
2. Карточки-задания, тесты.
3. Документы: трудовая книжка, ИНН, пенсионное свидетельство.
Таблицы:
1. “Организация оплаты труда”.
2. “Норма рабочего времени”.
3. “Фонд заработной платы”.
4. “Отпуска”.
5. “Удержания из заработной платы”.
6. “Ставки налога”.
7. “Доплаты и надбавки”.
Схемы:
1. “Оформление и приём на работу”.
2. “Формы и системы оплаты труда”.
3. “Плательщики НДФЛ”.
Техническое оснащение: ПК, калькулятор. Презентация. Приложение