Программное содержание. Познакомить детей с новым графическим материалом – углем. Продолжать учить выполнять графический рисунок тела человека в движении.
Материалы и оборудование. Бумага белого цвета, уголь, салфетки, подготовленные заранее воспитателем изображения, выполненные в технике наскальных рисунков (рис. 1), иллюстрации с изображением древних людей, их быта, орудий труда и наскальных рисунков.
Ход занятия
Воспитатель с детьми рассматривают подготовленные изображения древнего человека, его жилища и быта, орудий труда, сцен охоты наших предков, выполненные в технике наскальных рисунков.
- Даже в самые древние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудия труда, и только начинал строить себе жилище, он уже выступал как художник. С тех древних времен люди украшали себя. Это не было развлечением. Древние люди считали, что украшения – это знаки, которые помогают людям понять друг друга, а также защитить себя от злых духов. Человек стал украшать свой дом, вещи и орудия труда, которые он сам создал.
Древний охотник прекрасно рисовал зверей. Вместо карандашей и красок он использовал простую растертую глину или уголь, а вместо бумаги – стены пещер. Изображая зверя, древний человек как бы познавал его - познавал его повадки, привычки, характер. Он считал, что это пригодиться ему для того, чтобы охота прошла более удачно.
Во время охоты древнему человеку приходилось проходить много километров, преодолевать множество препятствий: переплывать реки, перепрыгивать через овраги и ямы, лазать по деревьям. Иногда им приходилось по нескольку дней обходиться без пищи. Поэтому древние люди были выносливыми, сильными и ловкими.
А как вы становитесь ловкими, сильными, выносливыми, гибкими? (Ответы) Да, конечно, вы занимаетесь физкультурой, тренируетесь на спортивных снарядах, играете в подвижные и спортивные игры, бросаете мяч, крутите обруч, бегаете, прыгаете.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на последнем физкультурном занятии. (Бегали, прыгали, выполняли упражнения, соревновались, играли с мячом). Затем проводится игра по типу “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем”, где дети пытаются изобразить то или иное спортивное упражнение, а остальные отгадывают, о чем хотел рассказать их товарищ. В ходе игры педагог обращает внимание на положение рук, ног, просит описать ту или иную позу словами. Обобщая ответы и действия детей, воспитатель предлагает всем “превратиться в первобытных художников и нарисовать картины о том, как они занимались спортом в технике “первобытной графики”.
- Представьте, что вы древние люди и рисуете на скале. Рисовать будем древесным углем, а вместо скалы у нас будет обычная бумага.
Воспитатель объясняет и показывает, как работать с таким графическим материалом как уголь, раздает салфетки. Дети обдумывают свои замыслы и выполняют свои “наскальные картины”. Воспитатель помогает конкретными советами, пояснением. В конце занятия проводится экспресс-выставка “Первобытный художник”.